Издательский Совет Русской Православной Церкви: Умение видеть чудо

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Умение видеть чудо 23.01.2020

Умение видеть чудо

Дьяченко Александр, протоиерей. Чудо быть дедушкой. Рассказы о себе и самых близких. – М.: Никея, 2019.

Человек становится дедушкой. Что это означает? Что его ждет? Что ему предстоит? Новая жизненная роль, ответственность и труды, новые заботы, новые расходы, тревоги и волнения, радости и новые цели в жизни. Все это так. Но не названо в этом списке самое главное: быть дедушкой – это чудо.

Книга священника Александра Дьяченко, отмеченная на конкурсе изданий «Просвещение через книгу», так и называется: «Чудо быть дедушкой». Как указано в подзаголовке, в книге собраны небольшие рассказы автора о себе и самых близких. Но подзаголовок не совсем точно передает содержание книги. Здесь рассказы не только о самых близких, немало рассказов о тех, с кем жизнь сводила автора когда-то давно или недавно, но ненадолго. Есть и рассказы о тех, о ком он слышал от других или читал. Справедливости ради стоит сказать, что, не всегда будучи близки протоиерею Александру Дьяченко в самом распространенном, прямом, смысле этого слова, герои его рассказов на страницах книги становятся как-то по-особому близки читателям, а это возможно только при авторском неравнодушии и мастерстве.

Что и говорить о любимых внучках Алисе и Полине? Рассказы о них настолько живые и жизненные, что порой кажется, что девочки растут, играют с любимым дедушкой, делают свои детские открытия у читателя на глазах. «Внуки даются нам в награду, вместе с ними мы возвращаемся в наше собственное детство, становимся сентиментальнее, а вместе с тем немного добрее и чище». Еще, наверное, сюда можно добавить «внимательнее», потому что героями рассказов стали не только внучки автора, но и другие ребята. И без искренней внимательности к ребенку было бы невозможно заметить и рассказать читателям столько интересного из жизни разных детей. Рассказать то, что невозможно придумать взрослому, что невозможно увидеть, привычно быстро проходя мимо по своим взрослым делам. Особый мир ребенка открывается только тому, что проявляет к нему искренний интерес.

Протоиерей Александр Дьяченко напоминает читателям не только о том, что быть дедушкой – чудо. Когда читаешь его сборник рассказов, понимаешь (или вспоминаешь?), что быть внуком или внучкой, сыном или дочерью, супругом или супругой, отцом или матерью, бабушкой, дядей или тетей, племянником или племянницей, другом или добрым соседом – все это тоже чудо.

Священник Александр Дьяченко не читает на страницах книги нравоучения. Делится с читателем размышлениями, наблюдениями, историями из жизни, а понять их, понять то, что за ними стоит, должен читатель. Это разные истории. Порой это истории о человеческой черствости, когда никто из женщин, работающих в бригаде, не хочет проявить хотя бы немного человеколюбия и понимания и принять к себе в бригаду мать-одиночку, у которой ребенок дошкольного возраста. Светлана Александровна (мастер) просит их об этом, но протест их слишком силен. Им, немолодым женщинам, которые сами мамы и бабушки, совсем «неинтересны» заботы, нужды, проблемы матери-одиночки. Они думают только о своем доходе, который может немного уменьшиться, если в бригаде появится еще один человек. Когда читаешь эту историю, не возникает ощущения, что автор ждет от читателя осуждения этих женщин. Не для этого она рассказана, а в надежде, что читатель, оказавшись когда-нибудь в жизни в похожей ситуации, где от него будет зависеть, помочь ли другому, понять ли его непростую ситуацию или думать только о своем благе, выберет помочь и понять.

Есть в книге история о прощении человека, который причинил много вреда. Протоиерей Александр Дьяченко вспоминает в книге своего отца, сумевшего по-настоящему простить недоброжелателя, который когда-то из зависти клеветал на него, мешал продвижению по службе, примириться с ним. Его отношение к тому человеку было такое: «Подлость, которую он совершил, пускай остается его проблемой, а я прощаю и судить не хочу».

Вслед за автором мы «путешествуем» по разным временам. Это и современность, в которой растут его любимые внучки, и годы детства его дочери, и самого автора. Это времена молодости и детства его родителей. Это «путешествие» предложено нам вовсе не случайно. Из каждого времени читатель вслед за автором выносит ощущение чуда, чаще такого, которое и не сразу увидишь, внешне незаметного почти, но чуда. Постепенно читатель понимает (или вспоминает?), что наша жизнь вообще богата на чудеса, и замечать их нам мешают только невнимательность, нечуткость или всегдашняя спешка.

Валентина Курицина



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru