Куда спешишь, душа?

Куда спешишь, душа? 26.02.2019

Куда спешишь, душа?

О новой книге митрополита Калужского и Боровского Климента «Вехи Великого поста».

Как часто нам бывает не удобно отнимать время у священнослужителей с расспросами о подготовке к исповеди, Причастию, крещению, венчанию, времени постов. Мы торопимся, смущаемся, ленимся, а, следовательно, грешим. Кто поможет нам? Кто остановит наш, казалось бы, необратимый бег? Кто разъяснит нам доступно и ненавязчиво, цели и задачи Великого поста, бережно наставит нас на спасительный путь?.. Ответ есть! Это книга митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). 

Автор в спокойной и вдумчивой манере приглашает читателей к диалогу, он размышляет вместе с нами, предлагает обсудить с ним наши проблемы, напоминает нам к чему следует стремиться в постовом подвиге, оберегает своих собеседников от просчётов, и добродушно беседует с нами. Язык автора прост и притягателен и это проявляется уже в предисловии: «Книгу может прочесть даже далёкий от церковной жизни человек, который интересуется духовной жизнью или делает первые шаги к храму. Но и людям давно воцерковлённым также будет полезным напоминанием о самых необходимых моментах прохождения поста и говения, которые со временем могут ускользать из поля зрения прихожан со стажем». Прочтя эти финальные строки предисловия книги мне вспоминаются слова из богослужения во время Великого поста, в которых говорится, что Пасха – это праздник для всех: «Постившееся и не постившееся – возвеселитесь сегодня!» То есть изначально автор призывает пройти всем нам с ним Великий пост, и встретить Великий праздник Воскресения Христова. Но чтобы мы могли идти рука об руку с Владыкой Климентом он подготавливает нас в преддверии времени воздержания и выделяет для этого немалое место в своей книге. 

Момент входа в Великий пост сегодня актуален особенно, так как современный человек находится под натиском бескомпромиссного прогресса, который заставляет удовлетворять в первую очередь материальные потребности человека, тем самым препятствуя приобретению духовных благ, ведущих к преображению, предоставляя им вторичные роли. Вот, что пишет автор о подготовительном времени: «Эти четыре недели – время духовной настройки человека. Как музыканты перед концертом настраивают свои инструменты, чтобы выступить единым коллективом, так и человек, пройдя подготовку, должен вступить в Великий пост всем своим существом – физически, интеллектуально, духовно». В это время автор призывает нас всмотреться в себя, увидеть в себе неправду, найти свой язык общения с Богом, почувствовать себя блудными детьми, понять насколько мы служим окружающим нас людям, умеем ли мы постигать великую науку прощения, можем ли быть достойны Причастия Таинств Христовых как дара бессмертия, является ли для нас целью покаяния жизнь во Христе. 

Как точен автор, когда цитирует поэта Бориса Пастернака: «Учись прощать… Молись за обижающих, зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, пока горит Голгофская звезда». Но владыка Климент разбирает для нас приведённые им строки и вот как: «Однако сделать это нелегко, ведь произносимые вслух правильные слова не всегда отражают наши истинные мысли и чувства». И каждый из нас знает, что это так! Знает это, и автор и он даёт нам шанс понять самих себя: «После грехопадения Адама человеческая природа повреждена и составлявшие прежде одно целое ум и сердце у людей не согласованы. И даже прощая своих ближних, мы не застрахованы от предательских уколов обиды и сознания несправедливости. Надо найти в себе силы «прощать не только словом, но всей душой, всей сущностью своей…»» Как хочется добиться этого умения прощать, свершить этот подвиг, но как это сложно извести из себя чувство самолюбия и самовозвышения, хоть на миг, хоть на время Великого поста, и в этом нам на помощь приходит владыка Климент словами: «Тайна всецелого примирения заключена в любви». Так просто и ясно, и как трудно добиться этой простоты прощения. 

Не является тайной, что ещё накануне поста даже имеющие немалый духовный опыт люди являют слабость и в уме подсчитывают, сброшенные килограммы, и на это владыка Климент отвечает так: «Вместе с тем мы должны помнить, что пост – это не диета, а средство для приобретения добродетелей» или так: «Как добровольное самоограничение пост предполагает борьбу со своими утехами земного существования». 

Далее беседуя о вехах Великого поста, владыка Климент приводит строки из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) и делает их доступнее для нас: «Адам потерял земной рай и, плача, искал его… Но Господь любовью Своею на Кресте дал ему иной рай, лучший прежнего, на небесах, где Свет Святой Троицы. Вот мы сегодня решаемся ступить на путь искания рая, на путь исправления жизни, на путь молитвы и поста. Вступая в Великий пост, каждый христианин согласно церковному уставу должен примирится с ближними, испросить у них прощения и сам простить «долги» осуждения, обид, несправедливости». Это наставление автора трудно к исполнению, но оно открывает нам то, без чего наши великопостные труды, возможно, не возымеют Господней награды. Мы должны знать и помнить эти слова. 

Вообще само повествование является настолько плотным и устойчивым, что ощущаешь себя невольно внутри него и оно мгновенно воздействует на тебя, пробуждая заинтересованность и вовлекая в мыслительные процессы автора, ты словно представляешь его напротив, говоришь с ним, но не перебиваешь, так как он заранее знает твои вопросы и поочерёдно отвечает на них. Но делает это деликатно, словно своим словесным поведением через книгу готовит тебя к будущим жизненным событиям. При этом, по приглашению автора, в доверительной беседе участвуют, дополняя друг друга священномученик Киприан Карфагенский, митрополит Антоний Сурожский, святители Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, Иоанн Шанхайский, Филарет Московский (Дроздов), архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Нектарий (Антонопулос), святая блаженная Матрона Московская, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой преподобный Амвросий Оптинский, и этот список собеседников можно продолжить, но нет русского человека без народной сказки и автор являет нам и её: «Кто в сказках не читал о мёртвой и живой воде?! Изрубленное тело героя вначале омывали «мёртвой» водой. Тогда члены срастались, и тело становилось целостным, но не живым. А потом его омывали «живой» водой, и воин оживал. С мёртвой водой можно сравнивать крещение Иоанново: оно готовило людей к принятию Христа, но не избавляло от тления, не подавало вечной жизни. Живой водой стало для человека принятия крещения во имя Иисуса Христа, которое полагает начало соединению человека с Богом». Этот отрывок объясняет нам очевидную христианизацию народов России до исторического крещения в 988 году и после него, даёт читателям понять непоколебимость укоренения православия на родных просторах…

Читать далее…


https://pravchtenie.ru/books/propovedi-i-poucheniya/vekhi-velikogo-posta/

Александр ОРЛОВ





© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт