Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Время Концов и Начал… 21.01.2019

Время Концов и Начал…

Чванов М.А. «Блаженны страждущие…», или Повесть о Димитрии Донском, потомке французских крестоносцев. М.: Вече, 2017. 768 с. ISBN 978-5-4444-1321-0

«Почему раздирается мир?» Почему Россия не знает цели, к которой идет? Потому что у нее не стало Общего Дела. «Потому что данное нам однажды Откровение в виде Евангелия для большинства из нас нечто вроде непонятной сказки». Надежду на спасение, которую явил собой Иисус Христос, и спасительное Евангелие современное общество сделало «фактом художественной литературы» и историческим источником. В этом уверен ученый, писатель и общественный деятель, инициатор создания Аксаковского фонда и Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова Михаил Александрович Чванов.

Неизменной чертой русской литературы всегда была искренность, пронзительная обнаженность души. Эта открытость читателю и живой русский язык, который, к сожалению, вытеснен из множества сфер жизни социума наших дней, характерны и для М. Чванова. Честное, иногда жестко-хлесткое слово, без многоуровневого наслоения двойных смыслов, свойственного современным текстам, без намеков на ребусы и изощренных журналистских приемов близко к классической русской исповедальной прозе.

Свой сборник публицистических статей и поисков разных лет автор предваряет статьей «Время Концов и Начал». Философское размышление о судьбе России, опубликованное в начале 80-х гг., представляется на удивление актуальным и сегодня. Какова роль России в мировом историческом процессе, обладает ли она силой для помощи самой себе, в чем заключается эта сила? Такими вопросами задается автор. Ответы на них для М. Чванова очевидны. Христианство в наибольшей степени имеет признаки Общего для всех Дела, утверждает необходимость преобразования природного мира, в том числе нравственной сути человека. А Общее Дело «дает выход возможного объединения всем: и верующим, и неверующим – и потому, что Время Концов и начал предсказано ныне не только всеми религиями, но и наукой...». Нынешний мир стоит на грани небытия из-за потери настоящей веры, считает автор. Нужно направить мир по истинному пути. Наступило «время великой ответственности», когда мировая цивилизация должна объединиться, чтобы предотвратить природные и социально-политические катастрофы, грозящие уничтожить мир. И, как и прежде, «историческая роль России в этом процессе – соединить народы в Общем Деле».

Каждое эссе сборника имеет своего героя, которого автор знает лично, даже если годы жизни его далеко отстоят от наших дней. Они принадлежат единому пространству русской культурной традиции, потому и заголовки разделов в сборнике символичны. «Русские судьбы» – о жизни философа Георгия Мейера, спасателя Героя России Андрея Рожкова. «Русские люди» – о полярном исследователе Фритьофе Нансене, сербском художнике Драгоше Калаиче, Ирен де Юрша и Дмитрии де Гасе. «Русский щит» – о «закрытом городе с открытой душой», Златоусте-36, где ковался ядерный щит России, об «открытых людях с удивительными характерами». «Русские рыцари» – о философе Иване Аксакове, скульптуре Вячеславе Клыкове, писателе Валентине Распутине, защищавших русскую духовность. «Русские святыни» – о поиске Табынской иконы Божией Матери (эссе «…Всего мира Надежда и Утешение»), покровительницы и защитницы огромной территории России от Волги до Тобола. М. Чванов рассказывает о многих необъяснимых на первый взгляд переплетениях людских судеб, событий прошлого, участником или свидетелем которых он был. О глубокой символичности случайных, казалось бы, жизненных встреч. И непреходящей вере в Господа и любви к России своих героев, многие из которых пожертвовали жизнью ради Отечества.

Давшее книге заголовок эссе «Блаженны страждующие…» повествует о русско-французской семье, которая была вынуждена покинуть советскую Россию в начале ΧΧ века. Фамилию Донской Димитрий де Гас, потомок древнего французского рода, взял, чтобы обезопасить оставшуюся на территории советской России семью. Этот молодой наследник известного рода участвовал в Ледовом походе Добровольческой армии, стал свидетелем кончины генерала Корнилова. Погибший в юном возрасте, он остался преданным принципам истинного российского служилого дворянства: сохранять веру, служить Отчизне. Несколько поколений семьи за почти столетие эмиграции не потеряли любви к исторической Родине. И в наши дни они, находясь за тысячи километров, инициируют восстановление храма.
Каждая статья Михаила Чванова знаковая, каждая – как сгусток жизни, вобравший в себя всю злободневность и полемичность современности. Особенный отклик в обществе вызывало его интервью 2006 года «Это грозное слов Ислам, или Минарет имени Иисуса Христа». В нем автор высказывает мысли о некотором опыте взаимодействия Православия с исламскими традициями на примере Башкирии, о настоящих ценностных приоритетах ислама, рассказывает об опасности существования террористических организаций, прикрывающихся его знаменем.

Кажется, не по воле автора, а само собой вышло так, что сборник в конечном итоге оказался посвященным теме призвания, осуществлению замысла Божьего о человеке. Эссе посвящены людям особенной судьбы. Главной целью каждого из них было – служить Богу и России. М. Чванов и сам размышляет о своем призвании (эссе «Крест мой?»). По итогам прожитых лет и свершенных дел он приходит к выводу, что не стезя геолога или географа и, в конечном итоге, не писательство, а восстановление храма явилось его призванием. Колоссальные усилия М. Чванова и многих других людей, присоединившихся к этому богоугодному делу, помогли не только воссоздать храм Димитрия Солоунского в селе Надеждино, родовом имении писателя С.Т. Аксакова. Они способствовали возрождению духовного наследия семьи Аксаковых. Возглавляемый Чвановым мемориальный дом-музей писателя превратился в настоящий общественно-культурный центр. В Уфе создана Аксаковская гимназия, воздвигнут памятник С.Т. Аксакову, создана школа промыслов.
Нет настоящего русского писателя, если не стоит за его произведением глубоко выстраданной боли за судьбу Отечества. Нет достойного текста, если нет за ним Истины. «Судьба настоящего писателя в России – всегда Голгофа, но в то же время – нет судьбы, нет писателя, ибо настоящие книги пишутся истерзанной душой. А талант не более, как только средство», – так характеризует М. Чванов Валентина Распутина, который стал в значительной мере его учителем. Воспоминание о последних встречах и письмах к автору одного из самых известных русских писателей второй половины века завершает сборник. И мы понимаем и соглашаемся с ним, что нет ничего более важного для истинного русского писателя, свидетельствующего о нем как о русском, чем болеть душой за Россию и избывать эту боль восстановлением ее духовных святынь. Жизненный путь Михаила Чванова, зафиксированный его писательским талантом, подтверждает это. И, несмотря на совсем не оптимистичные мысли автора о будущем нашей страны, труд его оставляет в душе удивительно светлое ощущение надежды. Поскольку по милости Господа были и есть еще люди, способные жертвовать своим временем и своей жизнью во благо ближнего и России.

Книга отмечена на конкурсе изданий «Просвещение через книгу».

Ольга Вострикова



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru