Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Александр Ткаченко. Разбитое окно 15.01.2018

Александр Ткаченко. Разбитое окно

Эссе номинанта Патриаршей литературной премии писателя Александра Ткаченко.

Что общего может быть у Серафима Саровского и, так называемой «теории разбитых окон»? Странный вопрос, возможно, скажет кто-то. И будет прав. Особенно, если не знает – что такое «теория разбитых окон». Поэтому немного расскажу о ней.

Это некое положение в социальной психологии, суть которого сводится к следующему: если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям будет попросту страшно выходить на улицу.

Авторы, сформулировавшие этот принцип, проверяли его многократными разнообразными экспериментами, и каждый раз их гипотеза оказывалась верной: уже существующий беспорядок неизменно провоцировал людей на еще большее его увеличение. В том, что «теория разбитых окон» верна, я и сам не раз убеждался еще в детстве, когда, в отсутствии урны, выбрасывал пустой стаканчик от мороженого туда, где уже валялись бумажки, окурки, и прочий уличный хлам. Ну правда же – не поднимается рука выбросить мусор туда, где до тебя было чисто. Жалко эту чистоту портить. А вот там, где она уже испорчена кем-то – почему бы и самому тоже не посвинячить, так, слегка?

Ну а все-таки – что же общего со всем этим у святого Серафима Саровского? «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» – эти знаменитые слова преподобного, на мой взгляд, имеют самое непосредственное отношение к «теории разбитых окон», поскольку, озвучивают тот же самый принцип, только, что называется – «от противного».

Иногда спорят – что имел ввиду Серафим Саровский под словами «стяжи Дух мирен» – стяжание Духа Святого, или смирение. На мой взгляд, тут нет проблемы: без смирения Дух Святой стяжать не получится. А по большому счету, речь у преподобного идет как раз о наведении порядка в своей душе, о приведении ее в то состояние, которое соответствовало бы замыслу Божию о ней. Как писал Апостол Павел …потому что Бог не есть Бог неустройства, но – мира. Мира, а значит – порядка и устройства. Наведи этот порядок у себя в душе, и вокруг тебя люди тоже начнут меняться к лучшему. Потому что на фоне душевной чистоты любому человеку и самому хочется быть чистым.

Стяжав дух мирен, ты можешь стать точкой кристаллизации добра, вокруг которой начнут происходить удивительные вещи: пьянице вдруг стыдно станет при тебе пить, матерщиннику – рассказывать похабные анекдоты, вору – хвастаться своим ремеслом, обманщику– врать. Для кого-то из них ты можешь стать окошком в иной, неискаженный грехом мир, через которое они увидят красоту добра и сами потянутся к этой красоте.

И наоборот – живя грязно, безалаберно, ты создаешь вокруг себя некую духовную помойку, глядя на которую, и другие люди тоже могут начать жить так же. Ну а чего – если одному можно, то почему другим нельзя? Логика здесь, на мой взгляд, абсолютно та же, что и в социопсихологической «теории разбитых окон». И прежде, чем сделать что-либо, ну так скажем, не очень хорошее – рассказать полупристойный анекдот, перепостить сомнительную карикатуру в фейсбуке, или еще что-нибудь в этом духе, я теперь всегда вспоминаю эту теорию. И понимаю, что для кого-то из услышавших, или увидевших этот мой духовный мусор, он может стать соблазном, и сами они тоже сочтут допустимым для себя нечто подобное. А их друзья посмотрят на них… Короче, начнет эта грязь расходится по миру, как круги на воде от брошенного камня. Вот, представлю себе это все, и честное слово – всякое желание резвиться, и бить окна в своей душе, отпадает. Очень хочется, чтобы вокруг меня люди, если уж не спасались, так хотя бы не вредили себе с моей помощью.

Александр Ткаченко

Источник: Фома.Ru




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru