Издательский Совет Русской Православной Церкви: Доктрина Невского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Доктрина Невского 24.10.2017

Доктрина Невского

Эссе протоиерея Андрея Ткачева, номинанта Патриаршей литературной премии.

Не оставляя по возможности молитвы и покаяния, бросим беглый взгляд в ту степь или в ту сторону, в которую зачастую глядеть гнушаются люди одухотворенные. Бросим взгляд в сторону политики. Международной. Мы люди маленькие, отнюдь не созерцатели. Нам можно.

В Россию недавно приезжал Саудовский король. Вообще, ему ездить не пристало. Не королевское это дело. Но вот приехал. Значит, нужда была велика. Потом премьер-министр России поехал в Марокко. Большие дела решал. Плюс Россия силами ВКС давно уже воюет в Сирии (храни наших, Господи!), помогая Асаду сохранить страну в законных границах и залить попутно сала за шкуру тем, что якобы мусульмане, но не таковы, а сонмище сатанинское. Перед нами в плане географии: Ближний Восток, страны Магриба, Аравийский полуостров. Восток в чистом виде. Восток, который, как говорил красноармеец Сухов, есть дело тонкое.

Кроме всего сказанного, есть еще Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), есть стратегические отношения России с Китаем, есть восстанавливающиеся связи с бывшими азиатскими республиками СССР (Киргизия, Туркмения, Узбекистан…). Есть Вьетнам, Индия, обе Кореи. Все в поле нашего интереса. А что на Западе? А на Западе прошли учения «Запад 2017», переполошившие экспертов и обывателей. И санкции продолжаются, вопреки очевидной бессмыслице. Поведение бывших партнеров описывается словами «безумству храбрых поем мы песню». Да, планы цветных революций пересматриваются с учетом бывших неудач. На Западе у нас есть танки, пушки, самолеты. Все смазано, все готово, если что (не дай Бог), к действию. И все это напоминает мне поведение Александра Невского во времена оны, когда груз ответственности за Русскую землю лежал на его плечах.

Александр бился на западе и мирился на востоке. Он держал меч наточенным и расчехленным в пределах Пскова и Новгорода, а союзников и друзей искал в большой степи, за «войлочными стенами». Он даже побратался с сыном Батыя Сартаком, чтобы войти в родство с Великой Степью и дать своей земле вожделенный отдых. Что-то похожее происходит и сейчас. Причем происходит как бы помимо нашей воли.

Дело в том, что нам естественно было бы дружить и брататься с детьми и внуками христианской цивилизации. У нас должна быть одна мысленная парадигма, одно культурное поле, одна этическая система и похожие исторические интересы. Так оно и есть. Но только на уровне отдельных совестливых граждан, пусть даже исчисляемых миллионами. На уровне же государственной политики наше желаемое братство превращается в братство Каина и Авеля. Каин – это, напомню, старший брат. И точно как Каин, с позиции гордого старшинства и личной корысти с нами и ведет себя всю жизнь коллективный Запад. У него есть интересы, есть специфическая улыбчивая подлость, вдоволь лукавства и двойных стандартов… А еще остро отточен нож, который в руке за спиной. В этой ситуации Россия сотню раз уже попадала в ситуацию родственника младшего и наивного. Она целоваться, а ей по зубам. Она обниматься, а ей по печени. Рано или поздно наступает момент, похожий на раздражение апостола Павла. Тот, раздраженный упертостью иудеев, сказал однажды: Иду к язычникам! И Россия, сто раз обманутая, по необходимости говорит Западу: «Все! Иду на Восток! Для вас кулак, для них рукопожатие».

Дело таково, что это не вчера началось и не завтра кончится. А раз так, то следует уяснить одну простую вещь. Мозги у нас евроцентричны. Это следует расценивать как болезнь. Идеологически сегодня Запад либо вяло атеистичен, либо активно безбожен. Его экономическое шаманство, его новейшая культура и пресловутые «ценности» – это поток непрестанного богоборства. На Востоке не так. Не зная Бога по имени, Восток боится Неба, как монголы боялись во времена оны. Боится Неба и не хочет его гневить. Если Восток толерантен, то не от безразличия, а от благоговения перед непостижимым. С Востоком легче говорить о метафизике. Вот только мы его не знаем или знаем плохо. А пора бы уже (давно пора) обеспокоиться выращиванием кадров по востоковедению, так чтобы у нас были в достатке культурологи, переводчики, политологи, съевшие собаку (конечно образно, а не как в Корее) на делах восточных. Это нужно государству. Церкви тоже это нужно.

Нужно, собственно, изучать Китай, нужно изучать Индию. Нужны специалисты по Средней Азии, нужны специалисты по Ирану. Нужны исламоведы и арабисты. У нас все они есть, но число их весьма ограничено, и народ в толще своей не понимает, зачем все это нужно. Не понимают это и многие государственные мужи, отправляющие отпрысков проедать бешеные деньги в лондонских колледжах (типа учиться) и там же хранящие все, заработанное непосильным трудом. Глупые не понимают, что западный сыр непременно со временем даст о себе знать звуком захлопнувшейся сзади дверцы мышеловки. Причем Запад – это нечто похожее на аккуратно выеденное яйцо, тогда как Восток кипит и бурлит энергией, народами, племенами, идеями. Само время на Востоке течет иначе. Восток непредсказуем, огромен, все еще традиционен, религиозен и представляет из себя жуткую по масштабам угрозу такому дому престарелых, как, например, Западная Европа.

Иногда Восток смеется, как фарфоровый китайский болванчик. Иногда не мигая смотрит, как насекомое. Иногда истошно кричит что-то свое и пляшет, потрясая кулаком в воздухе. Иногда не разгибаясь обрабатывает грядку возле дома. И никогда, ни в одном из перечисленных случаев, не знаешь наверняка, о чем он думает. А между тем нам с ним жить. Может быть, даже ему проповедовать. Но в любом случае – строить добрые отношения соседей, понимающих язык друг друга и знающих, какой у кого скоро праздник.

Все это звучало бы вызывающе и революционно, если бы в далеком XIII веке один из наших лучших князей уже так не поступал. Он скакал много раз бескрайними просторами в Орду, чтобы разговаривать и советоваться; и он же скакал в сторону Невы и Чудского озера, чтобы обнажить меч. Он искал друзей на Востоке и дрался на Западе, и в этом проявился его политический и военный гений. Что-то подобное происходит и сейчас. И не потому, что мы так хотим, а потому что нас к этому вынуждают.

Протоиерей Андрей Ткачев

Книги протоиерея Андрея Ткачева в интернет-магазине "Сретение"

24 октября 2017 г.

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru