|
||||
|
20.10.2017
ВЫСШАЯ НОТАО новой книге писательницы Олеси Николаевой «Себе назло».
Лауреат Патриаршей литературной премии – 2012 дает томику рассказов и двух небольших повестей подзаголовок «Женские портреты в прозе». Впрочем, и мужские образы из-под пера Николаевой выходят ничуть не менее четкие. Другое дело, смотрит она на них подчеркнуто женским взглядом. Остро оценивающим. Например, на ловкача-нувориша, бахвалящегося на встрече бывших одноклассников, как выгодно перевел «все активы» в доллары, а пару часов спустя нервно возвращающегося в ресторан с целым отделением полиции по причине испарившегося бумажника. Или на двух закадычных друзей, решающих теорему, как бы одному из них избавиться от поднадоевшей спутницы жизни, и талантливо разыгрывающих перед ней спектакль в сомнительных тонах. На ловеласа-музыканта и на столичного денди-поэта – одинаково отвратительных, но прекрасно знакомых по современным будням… И все же не они здесь основные персонажи. Да, от трагедии до комедии в нашей жизни иногда меньше полушага, и на этой тонко натянутой струне Олеся Николаева виртуозно исполняет старые песни о главном. О почти забытой школьной влюбленности, о затаившемся глубоком чувстве между бывшими супругами, о благополучно (хотя и не без последствий) пережитой молодыми страсти и о нежно воркующих убеленных сединами сверстниках. Себе назло и во имя его (или ее), единственного, мы совершаем подчас величайшие глупости, которые писательница подмечает с кристальной искандеровской проницательностью и описывает с беспощадной зощенковской иронией. И не прошляпьте малюсенький эпизод, где зарыта собака. Современные прозаики, немного пижоня, называют его катарсисом или высшей нотой. Кстати, именно так озаглавила один из рассказов и сама Николаева. Дмитрий Анохин Источник: «Православная Москва» |
|