Издательский Совет Русской Православной Церкви: Василий Дворцов: Полюбил по вечерам слушать аудиокниги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Василий Дворцов: Полюбил по вечерам слушать аудиокниги 19.09.2017

Василий Дворцов: Полюбил по вечерам слушать аудиокниги

Прозаик Василий Дворцов, номинант Патриаршей литературной премии, рассказывает о тенденциях современной литературы, писательском мастерстве и своем круге чтения.

– Василий Владимирович, нашу беседу я хочу начать с такой новости: Издательский совет проводит конкурс произведений о новомучениках. Как Вы оцениваете эту инициативу?

– Инициатива Издательского совета для отечественной литературы очень значимая. Мы же понимаем, что культура – продолжение культа, проповедь его в быту, и что Православие есть истинный источник и основа русской культуры. И здесь явлен прекрасный пример возрождения пастырского благословения на исполнение культурой своих смыслов: Промысл Божий, осиявший в прошлом веке Русскую Православную Церковь таким множеством новомучеников и исповедников, должен быть понят, уяснён Россией. А, к сожалению, необозримый пантеон новоявленных героев духа до сих пор не вышел за пределы церковной ограды, хотя новые святые просто должны быть соучастниками наших праздников и будней, нашими повседневными учителями, нашими молитвенными помощниками и, если потребуется, укорителями, наравне с целителем Пантелеймоном, святителем Николаем, князем Александром Невским и Ксенией Петербуржской. Они должны буквально жить с нами – близкие, понятные, родные. И литературе такое «приближение» по силам.

Я сам сейчас работаю над романом, в котором у меня присутствует и активно влияет на судьбу главного героя его прадед – священномученик, расстрелянный и захороненный на Бутовском полигоне. Так что тема взята.

– Писатели всегда чувствуют вызовы времени. В чем они, на ваш взгляд? И какие интересные тенденции Вы отмечаете в современной литературе?

– На мой взгляд, мы застали смену эпох – конец пятисотлетия цивилизации материализма и возвращение человечества в религиозное мировосприятие, увы, не только христианское, не только традиционное исламское или иудейское, но и с пробуждением демонических культов. И это сказывается на литературе. Литературное поле России сегодня горит, плавится и конфликтует столь же яростно, как и век, и два, и три века назад, когда революционно менялись представления о мире и человеке. Только те революции имели «технический» характер, идейно пребывая в прямой устремлённости от Богочеловека к человекобожию.

Теперь же началось возвратное движение общественного сознания, и потому ответственность современного русского писателя за осмысление происходящего переоценить невозможно.

Отсюда радость – молодые поэты, прозаики и публицисты, для которых крещение и воцерковление не явились вызовом, противопоставлением себя обществу. Это совершенно иная сила в нашей литературе. Ведь мы уже двести лет как привыкли, что Пушки и Гоголь, Достоевский и Мережковский, за ними Белов, Шукшин и Распутин искали и искали забытого миром Христа, а тут-то восстановление традиции изначального неотступно, с младенчества, богознания, традиции Ломоносова, Державина, Гончарова, Шмелёва!

Понятно, что эта поросль атакуется самым страшным образом: тут и нравственная дезориентация пиар-примером извращенцев и матерщинников, и соблазны премиями-тиражами за воспевание греха, а для стойких – замалчивание и даже запугивание. И что мы, старшее поколение, столь горькими ошибками отметившее свои духовные блуждания, можем сделать, чтобы защитить, дать время им на укрепление?

Год назад нами был собран Совет молодых литераторов Союза писателей России: Андрей Тимофеев, Василий Попов, Анастасия Чернова, Григорий Шувалов, Сергей Бударин, Алёна Белоусенко начинали с московских семинаров светлой памяти Михаила Петровича Лобанова, а сегодня это уже сеть, постепенно, регион за регионом, покрывающая страну.

– У вас есть не только писательский дар, но и организаторские способности – вы проводите множество фестивалей. Расскажите о них. Россия богата талантами? Что сегодня волнует молодых авторов?

– Да, так уж получилось, что правлением Союза писателей России на меня возложена координация работы с творческой молодёжью. Но, признаюсь, и сам желал этого. Видимо, потому, что пришёл в профессию с опозданием, писать всерьёз решился уже сорокалетним, до сих пор переживаю юношескую влюблённость в литературу. Через эту-то влюблённость мне нетрудно находить общий язык с начинающими, легко понимать надежды и чувствовать нужды только-только примеряющих или уже принимающих на себя крестоношение «голоса народа».

Работы невпроворот, и с каждым днём прибывает. Начинал в Нижегородчине со всероссийского Некрасовского семинара молодых литераторов – собирал с разных краёв страны самых талантливых ребят и девчат, рекомендуемых местными отделениями СПР, сводил-связывал с лучшими мастерами прозы, поэзии и критики. В разные годы секции вели москвичи Александр Сегень, Михаил Попов, Андрей Воронцов, Виктор Кирюшин, Анатолий Парпара, Александр Казинцев, Наталья Романова, Ирина Репьёва, Аршак Тер-Маркарьян и известные провинциалы – Вячеслав Лютый, Валентина Ефимовская, Андрей Фролов, Светлана Макарова-Гриценко, Валерий Сдобняков. Эти имена – знак качества современной русской литературы. Через семинар творческим сотрудничеством и человеческой дружбой связывались как разные писательские поколения, так и разделённые тысячами километров – от Якутии до Калининграда, от Архангельска до Оренбурга – регионы. Простите, не регионы, а, конечно же, поэты и прозаики, которые по-другому, возможно никогда бы даже не познакомились.

Восемь лет назад пригласили в оргкомитет прекрасного начинания – в Орле поэтом Геннадием Поповым (Царствие Небесное!) запускался всероссийский фестиваль-конкурс «Хрустальный родник». Сейчас этот проект укрепился, обрёл авторитет, каждый год собирает сотни участников, и каждый год наше жюри, определяя победителей, строит в новой литературе иерархию, утверждая критериями не только величину таланта и класс мастеровитости, но и нравственные императивы.

А потом мне доверили «президентство» на всероссийском фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» в Анапе и международном фестивале-конкурсе поэтических переводов «Берега дружбы» в Таганроге. Здесь так же из года в год происходит смотр творческих сил с максимальным охватом возрастов и территорий. К вышеперечисленному я постоянно приглашаем в жюри различных конкурсов, на региональные семинары и круглые столы, выступаю на чтениях и конференциях, веду мастер-классы, что даёт достаточно объективное виденье литературного процесса.

– Можно сказать, что Россия богата талантами?

– Да как никто в мире! Постоянны открытия: Сергей Антипин из-под Иркутска, Антон Шушарин из Северодвинска, Яна Софронова с Москвы, Юрий Лунин из Подмосковья, Александр Тихонов из омской Тары, Ирина Иваськова из Анапы, Олег Чабан из Петербурга, Алексей Леснянский из Абакана, Евгений Москвин из Королёва, Марина Кулинич из Твери, семнадцатилетняя Розалия Вахитова из Уфы, Андрей Кузечкин с Нижегородчины, Александр Пасхин из Гусь-Хрустального…

Что радует? Литературная молодёжь всё меньше улавливается соблазнами «толерантности» ко злу, в последние годы на наши конкурсы и семинары уже никто не выставляет матерщину и описания извращений, более того, молодые поэты и прозаики вновь и въявь сосредотачиваются на человеке, на жизни души и требованиях духа.

– Чем еще отличается молодое поколение?

– На мой взгляд, литературная молодёжь очень медленно взрослеет. Тридцать пять, сорок лет – а всё «пробы пера», всё этюды, зарисовки. Эпика просто пугает молодых. Я объясняю эту робость духа «профессиональным сиротством» – разрывом поколений. Причём, нужно иметь ввиду, что этот самый разрыв имеет несколько обоснований. Дело ведь не только в смене политического строя и электронно-информационной революции. Например, мы как-то забываем, что в 80-х годах прошлого века началось и сегодня практически закончилось глобальное изменение мира – он утерял мелодичность. Сегодня наш звуковой фон оголёно, скелетно ритмичен. Классическая музыка загнана в эстетское гетто, эстрада подчинена примитивным тамтамам, и, главное, из человеческого бытия изъяты национальные мелодии, отвечающие за раскрытие генетических кодов, так что теперь новым поколениям куда как сложнее самоидентифицироваться, принять на себя эстафету отеческих традиций.

Молодого автора сегодня, как и всегда, прежде иного волнует внутренний мир его сверстника. Да и справедливость, долг, совесть – темы вечные. Но, вот знаковое замечание: современные молодые практически не описывают влюблённость. Они не знают, не видят, не могут прочувствовать красоту целомудренного периода схождения двух в единое. К сожалению, это общая покалеченность юности развратом закрепляется в нашей литературе.

Появились и иные пустоши, требующие срочного ответного действия. Думаю, назрела необходимость некоей всероссийской православной литературной площадки для постоянной работы по анализу и структуризации молодой литературы, разработке идей, координации проектов и продвижению наших, православных представлений о природе творчества, о целях творчества, об ответственности творчества в общенациональный литературный процесс. Людей, готовых к этой работе уже достаточно, и молодых, и зрелых. Да вы сами знаете: международный детско-юношеский конкурс Издательского совета «Лето Господне» показывает и географию, и уровень грядущей литературы. Но ведь нужно продолжать «пасти» его участников. Накоплен достаточный организационный опыт семинаров, лабораторий, круглых столов, конференций, чтений.

– А какие авторы входят в круг вашего чтения?

– Подсчитано, что интеллектуально развитый человек в среднем за жизнь прочитывает от 10 до 15 тысяч книг. Пусть на две трети это будет художественная литература, из которой, как правило, семьдесят-восемьдесят процентов составляют произведения классиков. Так что на современников остаётся пара тысяч. Это в среднем. Но мне-то, по моей профессии, приходится читать современников, особенно в рукописях, гораздо больше «среднего». И, как правило, не по доброй воле. Читать за счёт чего и кого? Нужно же и постоянно самообразовываться, пребывать в курсе разработок культурологов, литературоведов, философов, филологов, лингвистов.

Потому признаюсь честно: уставая за день глазами, полюбил по вечерам слушать аудиокниги. Заново переживаю золотую русскую классику – Пушкин, Гоголь, Алексей Толстой, Достоевский, Чехов, Куприн, Шмелёв буквально промывают душу, осветляют ум от всех дневных засорений. Последний восторг – три ночи на рыбалке под звёздным небом переслушивал «Тихий Дон».… Ну, а какие же посты без житий и поучений святых отцов? Без святителя Игнатия, без Мотовилова? Вообще, беседу с батюшкой Серафимом о смысле жизни нужно вводить в школьную программу.

Беседовала Татьяна Медведева




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru