Издательский Совет Русской Православной Церкви: Виктор Николаев: Патриотизм должен закладываться с детства

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Виктор Николаев: Патриотизм должен закладываться с детства 23.02.2016

Виктор Николаев: Патриотизм должен закладываться с детства

О пути к Богу, боевом опыте и литературном творчестве рассказывает  писатель Виктор Николаев, автор книг  «Живый в помощи. Записки афганца», «Из рода в род», «Безотцовщина», «Время подумать о главном».

– Виктор Николаевич, как Вы стали писателем?

– Моя писательская деятельность началась неожиданно. Я человек военный. В жизни бывают события, когда люди начинают смотреть на многое по-иному. У меня было тяжелое ранение, которое я получил в Афганистане.  Оно переросло в тяжелое заболевание. И случилось так, что когда  я учился в Военной академии на третьем курсе, неожиданно во время занятий потерял сознание. Меня доставили в госпиталь Бурденко. Врачи сказали моей жене:  «Диагноз очень тяжелый. Ваш муж в сознание не вернется. Он умрет. И жить ему осталось около трех месяцев. Но операцию делать будем. Это наш долг. Нужно ваше согласие». И тогда жена сказала: «Операцию делать». У нас дома были маленькая картонная иконка Владимирской Божией Матери и  поясок «Живый в помощи». Мы его купили в  Новодевичьем монастыре. Когда началась операция, жена встала на молитву. 8 часов шла операция, и она 8 часов читала 90-й псалом по этому пояску. И от этой молитвы и подвига любви все закончилось тем, что мы сейчас с вами ведем это разговор. Об этом я рассказал в книге «Живый в помощи».

– А почему вы выбрали профессию военного?

– У нас в роду военных нет, мы люди сельские. Отец вырос в деревне, мать выросла в деревне. Но у меня два деда по отцу и матери – герои Советского Союза. Они получили это звание посмертно. И мне видимо от них что-то передалось. Желание поступить в военное училище у меня было всегда. Еще со школы я всегда мечтал о службе. Никто этому не препятствовал, родители даже поощряли. Когда я проходил срочную службу, к нам однажды приехал офицер, построил нашу воинскую часть и спросил: «Кто хочет быть военным, поступать в военное училище?». Я сразу поднял руку. Так решилась моя судьба. Я приехал, сдал экзамены и поступил в Курганское, высшее военно-политическое училище. Родителям отправил телеграмму, в которой сообщил, что я теперь курсант. Для них это было приятно и трогательно. Это было в конце 70-х. В советское время с большим уважением относились к профессии военного. 

– Вы бывали в разных горячих точках, воевали в Афганистане и рассказали об этом в своей книге «Записки афганца».  Как человек раскрывается на войне?

– Для меня самое главное – показать в литературе мужество и патриотизм нашего солдата, его доблесть. В моей книге описывается, как наши простые ребята, солдаты и офицеры, которые не мечтали быть героями,  совершали великие поступки. Их имена надо вносить в учебники и рассказывать о них молодежи. Взять, например, Николая Майданова, Героя Советского Союза. Он в Афганистане совершал боевые вылеты и лично вывозил с поля боя раненных солдат и офицеров. Он был очень скромным человеком. Казах по национальности. Он всегда весь удар брал на себя. Всем приказывал не приближаться, а сам входил в самую опасную зону. В моей книге есть глава «Черные аисты», посвященная ему. А знаете, как он погиб? Это случилось уже в Чечне. Он прилетел на вертолете, чтобы забрать наших десантников. Ребят уже всех на борт загрузили, начали взлетать. И тут пуля чеченского снайпера попадает ему в сердечную сумку. Есть такое медицинское понятие. И примерно еще через минуту пуля рикошетом попадает в него и перебивает ему шейные позвонки. И вот с двумя смертельными ранениями – пуля в сердце и перебитая шея, он управлял бортом еще минут 15. Когда увел его в безопасную зону, только тогда передал управление другому пилоту и в небе на руках у борттехника умер.

– Важно в людях воспитывать патриотизм?

– Да, это должно закладываться с детства. Помню, что мы в советское время, учась в школе, хотели быть как Виктор Талалихин,  Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская,  Александр Матросов. Мы знали их судьбы и подвиги. А сейчас бывает придешь в молодежную аудиторию на творческую встречу и в ходе разговора спросишь:  «Поднимите руку те, кто знает имя Виктора Талалихина». Редчайший случай, чтобы руку подняли 1-2 человека, а иногда и вообще никто не поднимает. Так не должно быть.

– Надо больше рассказывать и о героях Чеченской войны?

– Да, убежден, что все должны знать о подвиге Евгения Родионова, которого чеченские боевики казнили за то, что он не снял крест. Сегодня уже есть икона Евгения Родионова. Я очень хорошо знаком с его мамой Любовью Васильевной. И это эталон русской матери. Она нашла место захоронения сына по крестику, потом собирала гуманитарные грузы для Чечни, когда там продолжала война.

– Вы часто выступаете перед молодежью?

– Да, бывает, что в вузе просто вешают объявление о встрече с писателем Виктором Николаевым. Никто никого не обязывает посещать мероприятие. Ребята проявляют любопытство. Проходит минут десять нашего общения,  и я вижу, что – задумались, ушли в себя, внимательно слушают. Им не надо ничего навязывать, им не надо читать нравоучения. Достаточно просто говорить о своем военном опыте,  семье, любви,  детях,  доме – о самом главном в жизни человека.

– Издательский совет проводит литературный конкурс «Лето Господне» для школьников. Что посоветуете юным авторам?  

– Надо писать о том, о чем болит душа, что подсказывает сердце. Не надо увлекаться тем, что модно, не надо стремиться к популярности. Я, когда первую книгу писал, не предполагал, что  стану известным писателем. Она писалась для того, чтобы  рассказать о подвиге и героизме наших ребят. Я думал – напишу, издам  20-30 экземпляров.  Пусть останется кому-то на память, пусть прочитают своим детям и внукам. А получилось так, что сегодня уже 20-е издание готовится. У книги «Живый в помощи»  тираж более миллиона экземпляров. Юным авторам рекомендую: любое произведение, любой рассказ, даже если трагическая ситуация описывается, должны заканчиваться созидательно. Чтобы у читателей был духовный подъем. В жизни все можно решить с Божией помощью. Еще важно, чтобы ценились отношения с родителями, чтобы процветало желание славить свой род. Чтобы эта любовь к своей семье,  дому и своей фамилии – тоже передавалась по наследству. Об этом и надо писать.

 

Беседовала Татьяна Медведева 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru