Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 Правда и мифы об Иосифе Волоцком 12.01.2016

Правда и мифы об Иосифе Волоцком

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликовано интервью с историком Алексеем Алексеевым, лауреатом премии «Просвещение через книгу».

Преподобный Иосиф Волоцкий является едва ли не самым пререкаемым из русских святых. Вокруг его имени, неизменно вызывающего жаркие споры, возникло множество мифов и штампов, которые при беспристрастном разборе часто оказываются не только далекими от реальности, но иногда и прямо противоположными ей. Между тем, незаурядная личность преподобного до сих пор недостаточно хорошо изучена в исторической науке. Книга «Иосиф Волоцкий», получившая первое место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» на конкурсе «Просвещение через книгу», сочетает в себе серьезное научное исследование и живое популярное изложение. Автор книги доктор исторических наук А. И. Алексеев дал интервью журналу «Православное книжное обозрение».

— Каким образом в своих научных исследованиях Вы обратились к столь спорной фигуре русской истории, как преподобный Иосиф Волоцкий?

— Удивительно, но к изучению личности этого святого в исторической перспективе меня сподвиг мой научный руководитель, выдающийся российский историк Руслан Григорьевич Скрынников. Тогда я был первокурсником исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Уже на первом этапе знакомства с историографией появились много недоуменных вопросов, вызванных преобладанием эмоциональных оценок в отношении преподобного Иосифа Волоцкого. Желание понять личность и значение преподобного переросло в серьезный научный интерес.

— Как Вы работали над книгой? В чем были основные трудности?

— Работа шла очень трудно, многие аспекты творчества Иосифа Волоцкого до сих пор изучены недостаточно, а приходилось писать научно-популярный текст. Трудности заключались в недостаточной степени изученности источников, наличии значительной по объему, но, по большей части, очень поверхностной историографии.

— И насколько оправданы были эти усилия? Чем собственно Иосиф Волоцкий может быть интересен для исследователя?

— Преподобный Иосиф Волоцкий во многих областях был первым. Он автор первого дошедшего до нас письменного монастырского Устава, а также первого на Руси богословского трактата, «Книги на еретиков» или «Просветителя», в котором русское Православие догматически определило себя. Он первым заложил основы поминальной практики как строго организованной системы вкладов по душе и заупокойных служб, создав тем самым прочное основание благотворительной деятельности монастырей. Иосиф Волоцкий впервые в России обосновал неотчуждаемость монастырских имуществ и их предназначение на дела благотворительности. Его эстетические идеи легли в основу строительства храмов, определили сюжеты и программы фресковой живописи, иконописи, книжного дела и гимнографии.

— Если говорить о богословском наследии преподобного Иосифа Волоцкого, то, признавая его заслуги как автора первого развернутого русского богословского трактата, можем ли мы все же считать его оригинальным мыслителем, богословом в подлинным смысле этого слова, или только неким компилятором чужих авторитетных мнений, как его иногда характеризуют в научной литературе?

— Удивительное знание святоотеческих текстов Иосиф Волоцкий соединял с даром яркого образного изложения. Сложные для усвоения читателей и слушателей богословские вопросы он иллюстрировал хорошо понятными образами из повседневной жизни. «Книга на еретиков» или «Просветитель» предназначалась для того, чтобы снабдить православных надежной системой аргументации, способной противостоять весьма изощренным нападкам еретиков-жидовствующих на истины веры. Таким образом, богословское творчество преподобного Иосифа Волоцкого было весьма актуальным, и сам он, безусловно, выдающийся богослов своего времени.

— Имя Иосифа Волоцкого чаще всего упоминается в связи с вопросом церковно-государственных отношений. Какими он видел эти отношения?

— Прежде всего следует сказать, что так называемые церковно-государственные отношения вовсе не являлись главной темой творчества преподобного Иосифа. В центре его творчества — человек с его отношением к Богу, к земным властителям, к вышестоящим, равным или нижестоящим по положению. Святой терпеливо разъясняет, как следует поклоняться Святому Кресту и иконам, оказывать почести и соответствующее уважение вышестоящим, но, вместе с тем, уважать и ценить других людей, видеть в каждом личность, даже если это рабы или холопы. Более того, по мнению преподобного, даже носители высшей земной власти не избавлены от необходимости соблюдать законы, главный из которых хранить истинную веру. Если же царь или князь не соблюдает благочестие, то такому правителю не следует повиноваться. Преподобный Иосиф полагал, что власть является достойной, если ее обладатель следует своему высокому назначению: хранит веру, заботится о Церкви, сохраняет мир в государстве, защищает подданных от внешних врагов, стоит на страже справедливости, не позволяя сильным мира угнетать нищих и убогих.

— В связи с этой темой невозможно не вспомнить миф о противостоянии двух святых, Иосифа Волоцкого и Нила Сорского?

— На основании многих лет исследовательской работы я могу с уверенностью сказать, что это вовсе не миф. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий придерживались совершенно различных образцов монастырского устройства. Идеалы преподобных вовсе не обязательно должны были столкнуться по вопросам об отношении к еретикам и к вотчинам монастырей. Но по воле великого князя Ивана III сорский аскет оставил свой скит и на церковном Соборе 1503 года поддержал проект изъятия земельных вотчин у монастырей. Связанный родственными и дружескими узами с придворными кругами Нил Сорский выступил и против преследования тех лиц, которые обвинялись в еретичестве. Споры по этим вопросам и провели границу между последователями преподобного Иосифа и так называемыми «нестяжателями». Следует отметить, что именно нестяжатели пользовались покровительством великокняжеской власти, а Иосифу и его ученикам пришлось претерпеть немало бедствий от преследований светских властей. В историографии двух последних столетий родился совершенно другой миф, противоречащий реальности: Иосиф стал воплощением нетерпимости, стяжательства, угодничества к власть предержащим, а преподобный Нил обрел привлекательный в глазах либеральной интеллигенции облик аскета-интеллектуала. В дальнейшем, когда стали известны факты литературного сотрудничества Нила Сорского с учениками Иосифа, то возникла версия об отсутствии противоречий между преподобными. Современные исследования дают возможность рассматривать факт литературного сотрудничества как эпизод неудачной попытки учеников Иосифа найти пути примирения с нестяжателями.

— Какие человеческие качества Вас особенно привлекают в преподобном?

— Если говорить о человеческих качествах, то в первую очередь это сострадание и милосердие, благодаря которому ворота Иосифова монастыря не запирались перед страждущими. В Житии преподобного есть колоритный рассказ про человека, крадущего ночью хлеб. Когда от жадности вор набил свой мешок до такой степени, что не смог поднять, кто-то помог ему взвалить мешок на спину, обернувшись тот увидел перед собой игумена Волоцкого монастыря, который заповедал ему не красть, но велел во всякой нужде приходить к нему. Далее это удивительное мужество и чувство собственного достоинства, с которым Иосиф отстаивал свою веру и правду перед лицом первого государя всея Руси, митрополитом Зосимой, архиепископом Серапионом. Во всех этих случаях его единственной опорой была вера в правоту своего дела. Между тем, всю вторую половину жизни это был очень тяжело больной человек, практически лишенный зрения и способности передвигаться. И, конечно, нельзя не отметить великолепный интеллект преподобного, его несравненный дар слова, притягивавший в его монастырь множество людей самого различного социального происхождения.

— В чем актуальность фигуры преподобного Иосифа Волоцкого для XXI века? Какие его идеи могут быть востребованы? Как сегодня стоить отношения Церкви и государству?

– Для христианина актуален любой опыт святости. Образ преподобного Иосифа нам должен быть сегодня как никогда близок: следует видеть в нем образец глубокой искренней веры, нравственного достоинства, несгибаемого мужества, деятельной любви к ближним, милосердия, гениально одаренного писателя, глубоко оригинального мыслителя, великого организатора хозяйственной жизни, мудрого политика. Разумеется, следует принимать в расчет глубокие отличия между средневековой Россией и Россией нынешней. Церковь решала тогда совсем другие задачи. Преподобный Иосиф огромное внимание уделял проблеме достоинства священнослужителей. Ведь знаменитая ересь жидовствующих распространилась в среде священнослужителей Новгорода и Москвы, в нее оказались замешаны митрополит Зосима и настоятели главных соборов Кремля — Успенского и Архангельского. Их вовлечению в ересь способствовали нравственные пороки, недостаточное интеллектуальное развитие, склонность к благам мира сего. Сегодня, когда влияние Церкви постоянно возрастает, необходимо уделять приоритетное внимание воспитанию и образованию достойных пастырей, которые своим поведением не будут давать повод к соблазну своей пастве. Преподобный Иосиф был выдающимся организатором хозяйства, он объявлен покровителем предпринимательства не потому, что был склонен к стяжательству, а потому, что, будучи прекрасным экономистом-практиком, не остановился перед необходимостью употребить все средства монастыря для спасения голодающих.

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ (род. 1966, Березники), российский историк, автор более 120 научных работ, в том числе четырех монографий. Детство, юность и большую часть жизни провел в Ленинграде — Санкт-Петербурге. После службы в Советской армии, окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Церковь и государство на Руси в XV — начале XVI вв. (ранний этап иосифлянства и нестяжательства)». Работал научным сотрудником отдела рукописей Российской национальной библиотеки, преподавателем исторического факультета СПбГУ, ученым секретарем РНБ. С 2011 года по настоящее время — заведующий отделом рукописей РНБ. В 2012 году защитил докторскую диссертацию «Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие». В настоящее время в сфере научных интересов исследователя к темам по источниковедению и истории средневековой Руси добавилась тема военной истории России в 1900-х гг.

Беседовала Татьяна Медведева




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru