Издательский Совет Русской Православной Церкви: Добрый и чуткий друг

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Добрый и чуткий друг 06.04.2015

Добрый и чуткий друг

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу Ульяны Орловой «Через тернии к… дому».

Книга, о которой в этот раз пойдет речь, будет интересна как детям так называемого «среднего» школьного возраста, так и читателям постарше. В повести Ульяны Орловой «Через тернии к... дому!» рассказывается о двух мальчиках, повстречавшихся друг с другом в тяжелых жизненных обстоятельствах и приложивших максимум усилий, чтобы эти самые обстоятельства преодолеть. Старшему — Антону — одиннадцать лет, его родители, люди весьма небогатые, хотя и с учеными степенями, едут за границу в какую-то исследовательскую экспедицию, чтобы заработать денег, а сына отправляют в интернат, где он терпит многочисленные притеснения и отчаянно скучает по дому. Младший — пятилетний Слава — потерялся год назад на вокзале, когда ехал с родителями и сестрой на юг, и с тех пор родители и сестра так и не смогли его отыскать. Познакомились ребята на заброшенной стройке, где Слава жил, а в тот момент умирал от голода и холода, брошенный подобравшими было его бродягами; туда же случайно пришел переночевать сбежавший из интерната после особенно невыносимого дня Антон. Вместе мальчики проходят «воду, огонь и медные трубы», точнее, лес, несколько городов и множество вокзалов, пока, наконец, не добираются до дома Антона, где их встречает спешно приехавшая из экспедиции его мама. Сюжет книги несложен, его разнообразят и делают увлекательным многочисленные опасности и приключения трудного пути мальчиков — можно с уверенностью утверждать, что читать о них будет интересно и ребенку, и взрослому. Книга написана хорошим литературным языком и читается буквально на одном дыхании. Помимо этого, она обладает и многими другими достоинствами.

Во-первых, книга повествует о нашей современности — главные герои живут именно в ней и подвержены всем ее «удобствам» и опасностям, от мобильного телефона до бандитского пистолета. Они разговаривают так, как разговаривают многие нынешние дети (нет, не на жаргоне, конечно, и без нецензурной брани, но вполне просто, без длинных фраз, которыми, бывало, изъяснялись маленькие герои классических книг прошлого). Они обычные мальчики, и с ними происходит то, что, увы, может произойти почти с каждым ребенком, ведь каждый маленький человек может остаться один среди чужих взрослых. Герои книги постоянно сталкиваются с бездомными или озлобленными (часто — и то, и другое) людьми, неоднократно бывают биты, мучаются от усталости, голода и жажды. Но им везет, что, к сожалению, случается далеко не с каждым пропавшим ребенком: они находят помощь в самых неожиданных ситуациях от совершенно незнакомых людей, умудряются проявить храбрость и находчивость там, где порой даже взрослый растеряется (к слову, многие дети в книге Орловой гораздо мудрее и находчивее взрослых). Наконец у них получается выжить и даже добраться до дома. Таким образом, перед нами классический подростковый приключенческий роман с хорошим концом, действие которого перенесено в современность.

Но (во-вторых) смысловое наполнение книги не замыкаются в рамках приключенческой тематики. Она намного шире и глубже по своему содержанию, и видно, что цель ее — не развлечь ребенка, а поставить перед ним множество трудных вопросов, по сути своей недетских, но необходимых именно в школьном возрасте, потому что от того, как ответит на них человек в этот период жизни, зависит вся его дальнейшая судьба.

Первый вопрос — как следует вести себя по отношению к другим людям, с которыми тебе приходится сталкиваться, даже если обстоятельства этого столкновения порой оставляют желать лучшего? Автор показывает два возможных варианта ответа. Первый — путь доброты, открытости и жертвенности, по нему идут оба главных героя, а также Шурка, друг Антона по интернату, Леня, тоже детдомовец, пустивший незнакомых мальчишек в свою комнату переночевать, отдавший им деньги — видимо, все свои нехитрые сбережения, и еще несколько героев книги. Второй — путь постепенного и непоправимого озлобления. В книге он показан на фоне современного общественного «дна» (впрочем, подобное озлобление бывает и у людей вполне материально благополучных). Попавшие на это самое дно и опустившиеся морально люди, встречающиеся героям, все, от мала до велика, похожи друг на друга — отчаянные, пустые и ненавидящие всех вокруг, они словно мстят миру за то, что он обошелся с ними несправедливо, тем самым только умножая вокруг себя несправедливость.

Позиция автора прозрачна — «поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Хочется отметить, что и Антон, и Слава то ли умышленно выведены идеальными героями, то ли неосознанно описаны такими — непонятно даже, могут ли встретиться сейчас подобные им умные, бесконечно добрые и бесстрашные дети в жизни... Они открыты миру и готовы бежать на помощь по первому зову любого незнакомого человека, при этом не забывают и оставаться собой при любых обстоятельствах и верить в лучшее несмотря ни на что, не терять смекалки и других своих удивительных качеств. Все добро, сделанное ребятами, возвращается к ним сторицею, и выжить им удается только благодаря их доброте и доброте помогавших им людей. Но выглядят при этом герои не назидательно, а ярко — чувствуется, что детскую психологию автор понимает и за детьми умеет наблюдать внимательно.

Ульяна Орлова не забывает напомнить читателю: и в ситуации абсолютного внешнего и внутреннего благополучия нельзя игнорировать беду других людей, даже если они у тебя ничего не просят. Не надо замыкаться ни внутри своего благополучия, ни даже внутри своих неприятностей, вообще внутри каких бы то ни было личных чувств: нужно все время быть готовым к тому, что кому-то может понадобиться твоя помощь. На эту мысль наводит, например, такой эпизод. Молодой человек посадил в поезд свою любимую и вдруг видит, как из-за киоска на платформе осторожно выбираются два неопрятных мальчика и бегут через железнодорожные пути. Это кажется ему подозрительным, но он тут же забывает о детях, задумавшись о расставании с девушкой. Позвони он в тот момент в полицию — и мальчикам не пришлось бы еще какое-то время мучительно добираться до дома, потому что их нашли бы прямо на том же вокзале... Этот же лейтмотив пронизывает разговор родителей Антона: его отец спрашивает жену, помогла ли она хоть раз своим коллегам, нуждавшимся в помощи? «Нет. Я не знала... Я не могу все знать», — отвечает она. «Но ты ведь и не хочешь, так?»... Характерно, что этот разговор происходит после того, как супруги узнали о бегстве своего сына из интерната. Эти страницы созвучны одному из самых пронзительных высказываний Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»...

Еще один важнейший вопрос адресован скорее тем, кто уже стал родителями, чем детям, или же тем детям, которые крепко задумаются над ним и запомнят его на всю жизнь. Он тоже очень важен в наше время и тоже касается жизненных приоритетов: что для человека важнее — полноценная семья или карьера? Родители Антона пожертвовали счастливым детством сына ради работы, пусть даже необходимой ради денег, которых действительно не хватало. И это решение, такое трагичное для ребенка, стало основой повествования, на всем протяжении которого мальчик мучительно вспоминает, как хорошо было ему дома, несмотря на бедность, и мечтает, какое настанет счастье, когда они снова будут все вместе. «Мам, давай я лучше не буду просить у тебя больше новый телефон и игрушки. И книжки можно в библиотеке брать, чтобы не покупать. Давай я буду есть гречневую кашу — ну и что ж, что я ее не люблю»...

Повесть наполнена размышлениями (возвращаясь к Чехову, «стуками молоточка»), равно важными для взрослых и детей: «Общество торопится, общество развивается и перешагивает через ребенка. А ребенок, подрастая, перешагивает через общество... Как с вершины горы не видно грязи и не слышно людских криков во время пожаров и потопов, так и с вершины общества не видно всего ужаса "дна", куда спускается подросший детдомовец или беспризорник... Почему его тянет именно туда? Может быть, потому что чувства, выросшие внутри него, тождественны чувствам, которые наполняют это "дно": боль, обида, борьба, подавление борьбы, отчуждение и в результате — свернутая пружина ненависти»... «Почему же мы так любим прошлое?.. Или в памяти важны не события, не лица, а ощущение себя? То направление души, которое сопровождало тебя в эти моменты. Те мечты, быть может, — нехитрые радости, та вера... Не это ли ищем мы, вспоминая отрывки киноленты жизни»... «В мире все связано. И, быть может, заступаясь сегодня за кого-то, или даже спасая котенка, или просто утешая малыша — быть может, ты спасаешь свой дом и своего друга. Потому что в бесконечности большое и малое равновелико»...

Вся книга пронизана христианским духом — духом светлого смирения, жертвенности, чувством единения со всем миром. Можно сказать, что она представляет собой пример того, как стоит жить христианину, и меня, например, очень радует, что автор сумел передать свои мысли ненавязчиво, без малейшей назидательности, через жизненные ситуации и поступки детей, и мысли эти как бы следуют из самого повествования: ну как, например, можно не отдать малышу свой последний кусок хлеба, если он голоден, или — как не приютить незнакомых ребят, если они очень устали? Ведь главный мотив всей книги — все люди братья и сестры, независимо от места рождения и положения в обществе, потому что у них один Отец, Бог. Поэтому и нельзя быть ни к кому равнодушным. И недаром Антону часто так хочется молиться, хотя он и не умеет, и не просто так его мать, вспомнив о Боге в момент полного душевного отчаяния, почти сразу обретает сына — видно, что именно Творец мироздания помогает людям.

Да, и о конце повести. Кончается она, как я уже сказала, очень благополучно. Для Антона, в первую очередь. Дети добираются до дома, места, где их обогреют, пожалеют и приласкают. Но в жизни не бывает все идеально, а книга все-таки про жизнь, как бы ни были идеальны ее герои. И для маленького Славы путешествие не завершается. Да, он обрел друга, но примут ли его в чужую семью? Как он дальше будет жить? Найдутся ли его настоящие родители? Об этом не сказано ни слова, но, несмотря ни на что, читателю хочется верить — все у малыша получится. Все будет хорошо.

Литература для детей и юношества, как бы это утверждение ни противоречило постулатам современного общества потребления, в первую очередь, все-таки призвана воспитывать. Однако в этом служении она должна не возвышаться над ребенком, как бы снисходя к нему с вершины взрослой «умудренности», а, как добрый и чуткий друг, направлять незаметно, ненавязчиво учить жизнелюбию и открытости, быть рядом в минуты горя и отчаяния, не дать малышу или подростку в критических ситуациях наделать глупостей, порой непоправимых. И вот эта книга — на мой взгляд — как раз из разряда таких книг-друзей, которые хорошо бы прочитать и сохранить где-то глубоко в сердце.

ЕКАТЕРИНА РАТНИКОВА




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru