Издательский Совет Русской Православной Церкви: Семя Жизни Вечной. Неделя 20-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Семя Жизни Вечной. Неделя 20-я по Пятидесятнице 24.10.2014

Семя Жизни Вечной. Неделя 20-я по Пятидесятнице

Евангелист Иоанн Богослов начинает свое повествование словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В Нем была жизнь...» (Ин. 1, 1–4). Это слово жизни сеется в сердца людей, в наши с вами сердца, и только от нас зависит, примем мы его или нет.

Об этом говорится в отрывке Евангелия от Луки (Лк. 8, 5–15), который читается в это воскресенье. Евангелист передает нам рассказанную Христом притчу о сеятеле. Господь рисует перед нами картину, на первый взгляд, обычную: земледелец засеивает поле. Щедрой рукой рассыпает он семена. Но получилось так, что одно «упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его», «иное упало на камень» и, не имя влаги, засохло, «иное упало между тернием», которые заглушили его, «а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод».

Ученики не поняли сказанного Христом и спросили Его о ее значении. Господь ответил: «Вам дано знать тайны Царствия Божия».

Мы тоже ученики Христовы, но понимаем ли мы, о чем говорит нам Христос в этой притче? Отвечая на вопрос учеников, Господь Сам раскрыл ее значение. «Семя есть слово Божие», которое сеет Христос, а земля – это сердце человеческое, куда сеется евангельское слово. Оно по-разному воспринимается людьми в зависимости от их душевного настроения и по-разному действует на них. Оно может волновать или утешать, радовать или смирять, судить и врачевать и, главное, приближать нас к Богу.

Доброе сердце – это та почва, которая готова взрастить семена веры и любви. Злое, жестокое сердце – камень, пыльная, затоптанная дорога, обочина, поросшая сорняками.

Из притчи мы видим, что труды хлебопашца дали неодинаковый плод. Что-то проросло, что-то засохло, что-то склевали птицы. Под птицами подразумевается диавол, который «уносит слово из сердца» человека, чтобы он не принял Христа в свою жизнь, а значит, и не спасся.

Вот и мы, посещая храм, за каждым богослужением слышим слово Христово – Евангелие. Перед его чтением произносится: «Премудрость», то есть все сказанное в эту минуту имеет большое значение для каждого присутствующего в храме, а затем слышим: «Вонмем», что означает «будем внимательны». Но как мы воспринимаем эти слова, настраиваемся ли, чтобы, подобно доброй почве, воспринять слово Божие?

Правильному настроению способствует молитва. Поэтому на службе не сразу читается Евангелие, а сначала наше сердце и сознание подготавливаются к его восприятию нашей молитвой. Мы же часто, хотя и стоим в храме, внутренне заняты житейскими проблемами, суетой, мысли наши не обращены к Богу, а витают вне храма. Мы пришли на Литургию и не молимся, мысленно можем решать всякие вопросы, которые кажутся нам важными, а порой просто ждем, когда священник выйдет с чашей, чтобы причаститься Святых Таин. Однако же человек, приходя в храм, должен осознавать, что он предстоит перед Богом, и понимать, что во время чтения Евангелия Сам Христос обращает к нему Свое слово, сеет в его сердце семя благодати.

История сохранила для нас поучительный пример из жития русского святого XVI века Василия Блаженного. Этот человек удивительный сердечной чистоты однажды показал, что никакие государственные дела или другие важные причины не могут стать оправданием невнимательности и рассеянности при посещении храма и слушании Евангелия.

Однажды в праздник в храм на Литургию пришел царь Иоанн Грозный. В том же храме молился и блаженный Василий, но он не показывался царю, а стоял в стороне. Во время богослужения царь был погружен в мысли о строительстве нового дворца на Воробьевых горах. После богослужения царь проследовал в свои палаты, пришел туда и Василий Блаженный. Увидев его, царь поинтересовался: «Где ты был во время Литургии?». Тот ответил ему: «Я был в храме, а вот ты, хотя в храме стоял, а душой был в ином месте. Я видел, как ты ходил по Воробьевым горам и строил дворец свой там». Эти слова так глубоко поразили царя, что он еще больше стал чтить блаженного.

Случай этот был настолько известен в то время, что его цитировали даже иностранцы в своих книгах по истории Руси.

Чтобы наше сердце приносило добрый плод, мы не должны заглушать его тернием греха. И, как писал оптинский старец Макарий, необходимо «следить за движением своего сердца, низлагать возникающие в нем страсти: гордость, гнев, ярость, осуждение ближних», и тогда мы сможем сделать его способным к восприятию слова Божия, которое обязательно прорастет в нашей душе в Жизнь Вечную.
Подробнее: http://vm.ru/news/2014/10/24/semya-zhizni-vechnoj-nedelya-20-ya-po-pyatidesyatnitse-269094.html








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru