Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: "Крест и таланты. Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении"

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: "Крест и таланты. Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении" 27.09.2014

Митрополит Климент: "Крест и таланты. Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении"

В эти дни мы вспоминаем событие обретения Креста Господня, и в нынешний воскресный день Церковь предлагает нам поразмыслить над словами Спасителя о необходимости для каждого человека подвига крестоношения, чтобы спастись.

В беседе Христос раскрывает ученикам цель Своего пришествия в мир – спасение человека через крестные страдания. Но апостолы не понимают, для чего их Учитель должен умереть и притом страшной смертью на кресте. Петр стал отговаривать Его, но Христос запретил ему, и, «подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

У человека нет другого пути для освобождения от греха и обретения вечности, как несение своего креста и следование за Христом. Вечность открывается только через подвиг крестоношения. И чем дальше человек отходит от Бога, тем тяжелее становится возвращение к Нему. Принимая грех в свое сердце, человек неизбежно теряет свою душу и удаляется от Бога.

За свободу нашей души заплачена самая высокая цена – Крестная смерть Сына Божия. Он дал нам возможность избежать участи падших духов и научил глаголам вечной жизни (см. Ин. 6, 68). Но как узнать, правильно ли мы выполняем их?

Следование Христовым заповедям требует самоотвержения – отказа от потакания не только прихотям своей плоти, но и недобрым привычкам души. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», – говорит Спаситель (Мк. 8, 35). Душа должна преодолеть свое несоответствие Христу и Его Евангелию, чтобы воспринять и удержать вечную жизнь. Как пишет апостол Павел, надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24).

Полностью очиститься от неправды и облечься в праведность можно лишь одним путем – несением креста, искоренением всего, что противно Правде Божией. Свой крест есть у каждого христианина. Он создается собственным внутренним несовершенством, а также внешними обстоятельствами, отношениями с окружающими людьми. Наша профессиональная деятельность, положение в обществе, семье, коллективе – все, что определяет наши обязанности и связывает нас с окружающими людьми, требуя отказа от своего эгоизма ради блага ближнего, все это составляет наш личный крест. Его надо принять, а значит, не роптать, не отчаиваться, не унывать и не смущаться, потому что крест всегда дается по силам.

Несение же креста – это любовь к Богу и любовь к ближнему, как к самому себе. Для этого каждый человек наделен особыми дарами. О необходимости их использования и развития говорится в евангельской притче о талантах (см. Мф. 25, 14–30), которую также читают в этот воскресный день за Литургией. Наименование античной денежной единицы «талант» давно стало нарицательным, обозначая врожденное дарование человека. Все люди одарены Богом в разной степени, но каждый человек несет ответственность перед Творцом за то, как он использовал свой талант.

Притча побуждает «не зарывать свой талант в землю», а «отдать» его окружающим людям. Господь говорит, что Сам будет действовать в человеке, если он применит свой талант на благо ближним, послужит спасению других людей. Именно в этом контексте толкует эту притчу святитель Иоанн Златоуст: «Царь говорит: «Надлежало тебе отдать», а истребование предоставить мне. «Я, придя, получил бы мое с прибылью», – разумея прибыток проповеди – явление дел». Самый главный талант каждого человека – это способность жертвенно любить ближнего, не ожидая от него никакого прибытка себе. В этом заключена центральная мысль притчи.

Невозможно, не переступив через свое самолюбие, прожить добродетельную жизнь. Скрытый в земле талант можно сравнить с пребыванием в душном подземелье пушкинского скупого рыцаря – воплощения крайнего проявления эгоизма. Если человек утаит свой дар, он не только будет бесполезен другим, но духовная скупость осудит его самого на вечную муку. В будущем веке «торговля» прекратится, и тогда «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Осознавая значение своего личного креста, будем с радостью нести его, вкладывая свои духовные таланты в преумножение любви Божией к человеку, и Господь не оставит нас без Своей помощи.

Источник: Вечерняя Москва.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru