Издательский Совет Русской Православной Церкви: Почему именно Рюрик вошел в историю?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Почему именно Рюрик вошел в историю? 22.09.2014

Почему именно Рюрик вошел в историю?

На портале «Православие и мир» опубликована статья писателя Арсения Замостьянова, лауреата премии «Просвещение через книгу».

21–22 сентября – легендарная дата призвания варягов – Рюрика, Синеуса, Трувора – на княжение в новгородскую землю. Это – традиционная точка отсчёта русской государственности, которая с тех пор существует непрерывно.

Витязь-усач, пришедший на берега Волхова из-за моря – Рюрик. С него началось русское государство. Впрочем, это спорный вопрос: всё, что связано с Рюриком, остаётся в тумане преданий и версий, точных исторических сведений нет. Бесспорно одно: Рюрик стал основателем династии, которая правила Русью семьсот лет – вплоть до смерти благонравного царя московского Фёдора Ивановича. Быть может, легендарным основателем, но имя династии дал именно он.

Были в наших краях и до Рюрика князья, воеводы, мореплаватели. Великий русский учёный и знаток северной Руси Михайло Ломоносов первую часть своей «Истории» так и назвал – «О России прежде Рюрика». Но князь Рюрик, в представлении многих поколений, создал государство, с которым связана вся наша история. Не случайно именно его имя прочно осталось в истории! Правда, к тому времени уже существовали очаги русской государственности на Днепре – это, несомненно, Киев и, возможно, Смоленск. Но династия Рюрика победила, объединила все эти города – и потому явление Рюрика на берега Волхова мы отмечаем как «начало начал».

Существовал ли тогда Новгород? В современном понимании – по-видимому, нет, хотя у археологов найдутся и более древние находки. Где княжил Рюрик – то ли в Ладоге, то ли в мифическом Старгороде, неизвестно. Традиционно историки называют всё-таки Новгород и Рюриково городище, которое построил варяжский князь, чтобы отделиться от вольнолюбивого града.

Что случилось в Ладоге, на берегах реки Волхова и озера Ильмень в сентябре 862-го?

Местных жителей – крестьян, рыбаков, охотников – в конце 850-х годов теснили варяги. Воинственные, хорошо вооружённые отряды, которые поначалу торговали со славянами и финнами, а потом решили брать с них дань силой оружия.

Кто такие варяги? Академик Рыбаков остроумно заметил: это не народность, а профессия. Для тех времён вполне естественным было вытеснение молодых, воинственных мужей из родового посёлка: они нарушали круг жизни, контролируемый старейшинами. Вот из таких «буйных» и складывались группировки воинов, охранников, моряков, которые и лихой набег могли организовать, и за малую дань готовы были гарантировать безопасность купцам и промысловикам.

В варяжских отрядах установилась воинская дисциплина, они были неплохо вооружены и умели сражаться. В пёстрой варяжской дружине рядом мужали славяне, норманны, возможно, и финны, и балты. Их объединял образ жизни.

Словене собрались с силами и отказались платить. Вооружили ополчение, прогнали варяжскую дружину. У варягов – доспехи, мечи. А у словен – только мужество и воля к победе над пришлыми захватчиками. В кровавом бою под Ладогой, на берегах Волхова, они порубили варягов.

После этих сражений словенцы, кривичи, меря и весь – дружественные славянские и финские племена – остались без лучших воинов. Лучшие всегда погибают первыми.

Знатные славянские роды боролись за первенство, за власть над зарождавшимся племенным союзом. Началась смута, борьба за власть. Новгородцев, ладожан, изборцев терзали завоеватели – норманны и даже хазары, добиравшиеся до ключевых форпостов пути из варяг в греки. Но главная беда – внутренние распри, междоусобицы.

И тогда – вспомним предание – знатный муж Гостомысл, родовой старейшина, на вечевом собрании предложил пригласить «третью силу», способную примирить соперников – князя Рюрика с варяжской дружиной. Возможно, Рюрик был роднёй словенскому старейшине Гостомыслу. Рюрик, по всей видимости, был одобритского, славянского происхождения, что не было редкостью в варяжской среде. Ободриты (бодричи) – славянское племя, жившее на территории нынешней Северной Германии. Этим объясняется то, что он не стал навязывать словенам чужой язык и чужих богов.

Словене были домовиты, занимались хлебопашеством и рыбной ловлей, а варяги умели воевать и ходить в речные и морские походы.

Варяги держали заставу и на берегу соляного озера Ильмень. Там издавна варили соль – промысел по тем временам стратегический, требовавший обученной охраны. Кто защитит лучше, чем варяжская дружина? В предании сохранились сведения, что послы из Новгорода поехали к варягам «за море». Скорее всего, под морем всё-таки подразумевалось Ильмень-озеро, а не далёкая Балтика.

«Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами», – такое слово молвили Рюрику новгородцы. В переводе на современный русский: «Земля наша велика и обильна, а охранять её некому. Требуется нам князь с дружиной».

Рюрик принял предложение, отправился в Ладогу – и жизнь его с этих пор переменилась. Он больше не искал счастья в авантюрах. Показал себя рачительным хозяином, стремился расширить границы государства и укрепить систему политической и экономической власти. С братьями-варягами на ладьях прибыла дружина – не больше 150-ти воинов.

По тем временам – грозная сила. В словенской столице проживало не больше 500 человек, включая женщин, детей и стариков. А тут – целая армия, которую Рюрик пополнял из местной знати.

Прежние варяги искали у славян наживу и относились к ним как к чужакам. А Рюрик – родственник Гостомысла – стремился укреплять государство.

По преданию, Рюрик поселился в словенской столице – на реке Волхов, в Новгороде. Для него построили резиденцию неподалёку от новгородской крепости – Рюриково городище. Синеус правил в Белоозере, Трувор – в Изборске. Вскоре два брата умерли, и власть Рюрика упрочилась. Конечно, эта симметричная история вызывает сомнения у историков. Но имена легендарных братьев сохранились и в легендах, и в топонимике, а, значит, в русской истории они состоялись.

Во всех городах князь поставил своих наместников – опытных воинов, которые отличились храбростью и умом. Им приходилось находить общий язык с местной знатью – со «старцами городскими».

После нескольких походов князю удалось значительно расширить владения: его власти подчинились Ростов, Муром, Полоцк.

Рюрик строго следил за сборами податей, а попытки восстаний подавлял военной силой. Осталось предание о восстании Вадима Храброго – по-видимому, представителя старой новгородской знати, претендовавшего на власть. По мнению историка Василия Татищева, Вадим был сыном старшей сестры Гостомысла, то есть – двоюродным братом Рюрика. Насколько всё это правдоподобно – трудно судить, но вполне вероятно, что Рюрику приходилось выкорчёвывать крамолу, устанавливая княжескую власть над горделивыми вождями кривичей и словен. В таком деле противоречия неизбежны.

Под властью Рюрика сложилось русское государство, взявшее под контроль речные выходы из Балтийского моря и начало торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Враг познал силу русской палицы, боевых топоров и копий. Подданным Рюрика гарантировалась безопасность от завоевателей с Запада и Востока, от германцев и хазар.

Государство уже при Рюрике справлялось со своей главной миссией: оборонять русские племена от завоевателей и утихомиривать внутреннюю смуту. Альтернатива – порабощение и гибель, постепенное растворение в море других племён, славянских и не только. Под властью Рюрика и его династии сформировался и окреп фундамент Руси. Путь лежал в Киев…

"Православие и мир"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru