Издательский Совет Русской Православной Церкви: О званых на пир. Неделя 14-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О званых на пир. Неделя 14-я по Пятидесятнице 12.09.2014

О званых на пир. Неделя 14-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Продолжая учить народ в храме, Христос рассказал притчу «о званых на брачный пир» (Мф. 22, 2-14), в которой объяснил, чему «подобно Царство Небесное». Эта притча читается в нынешнее воскресенье за Божественной литургией.

«Царство Небесное», – говорит Господь, – «подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». Чтобы праздник был торжественным и запомнился надолго, он пригласил много друзей. Однако они не приняли его приглашения. Царь повторно послал за ними слуг со словами: «Скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово, приходите». Но гости, пренебрегши приглашением, стали отказываться один за другим. Один пошел на поле, другой сам недавно женился и не мог оставить жену свою, третий погряз в покупках и бытовых заботах, а некоторые даже оскорбили посланцев царя. У каждого нашлись дела поважнее, чем быть рядом со своим господином и разделить его радость.

Тогда раздосадованный властелин приказал слугам своим: «Пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Когда все было готово, царь вышел к гостям и увидел среди них «человека, одетого не в брачную одежду», то есть повседневно. На его вопрос, почему он пришел к царю в небрачной одежде, тот ничего не ответил. Тогда царь приказал слугам удалить его и ввергнуть в темницу. Заканчивая притчу, Христос говорит: «Ибо много званых, а мало избранных».

Итак, Господь в этом небольшом поучении сообщает нам о том, что все мы призваны к лучшему и высшему – можем занять место за одним столом с сыном царя и разделить с ним трапезу.

Что же это за пир, кто такой сын царя и друзья, которые не смогли достойно оценить внимание властелина? Святитель Феофан Затворник в книге «Мысли на каждый день года...» объясняет, что «брачный пир» – это Царство Небесное; «приглашение на трапезу» – проповедь Евангелия; «отказавшиеся от приглашения» – люди, узнавшие о Христе и не уверовавшие в Него как Спасителя; одетые «не в брачною одежду» – принявшие крещение, но теплохладно относящиеся к Евангелию и христианской жизни.

Часто и мы бываем похожи на друзей царя, пренебрегших его приглашением, или на человека, пришедшего в небрачной одежде. Воскресный день, в храмах служится Божественная литургия, на которой совершается трапеза Господня, а у нас всегда находится аргумент, чтобы не пойти в храм. Посещение супермаркета, именины у друзей, поездка на дачу, дела на огороде, уборка дома или просто отдых в постели – вот чему мы посвящаем седьмой день, а ведь Господь нам говорит: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – Господу, Богу твоему» (Втор. 5, 13–14).

Как важно нам полюбить богослужение, научиться молиться, начать регулярно приступать к Святой Чаше и причащаться Тела и Крови Христовых! Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл Литургию «Небом на земле», а митрополит Вениамин Федченков – «сердцем нашей жизни». В период гонений на Церковь в ХХ веке верующие старались как можно чаще причащаться, и каждый раз, когда входили в храм, испытывали радость, что Господь сподобил быть на Литургии, и молились за каждым богослужением со слезами, ведь это посещение дома Божия могло стать для них последним. Арест, закрытие храма могли лишить возможности быть на следующей Литургии. Христиане того времени любили богослужение, любили молиться в храме, и своей любовью сохранили Церковь.

А вот в наши дни, когда свобода веры, когда большинство россиян через крещение званы «на пир», откликающихся на этот призыв мало. Мы должны помнить, что Литургия, хотя и совершается на земле, но она по сути своей «вне времени», ибо вводит участвующих во вневременную жизнь, соединяя их с Вечным Богом. Но как часто этот великий пир жизни проходит без нас! Мы сами лишаем себя возможности приобщиться к празднику вечности. А почему это происходит? Святитель Иоанн Златоуст о таких людях говорит, что они выдвигают всякие причины уклониться от участия в «пире Царя» «только для того, чтобы прикрыть свою беспечность».

По слову апостола Павла, если бы человек хоть на секунду увидел, что «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), то вместо житейских попечений, которые, конечно, в меру необходимы в нашей повседневности, люди стремились бы в храм и любили бы молитву, и сердце их было бы устремлено к Богу. Постараемся же вырваться из круговерти земных забот и домашней суеты и в день воскресный направиться в храм Божий, чтобы напитать там наши души.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru