Издательский Совет Русской Православной Церкви: Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего. Неделя 11-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего.  Неделя 11-я по Пятидесятнице 22.08.2014

Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего. Неделя 11-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Главная тема нравственной проповеди Христа – это любовь. Человек без любви, даже если он обладает другими дарами, по словам апостола Павла, «ничто», и от разнообразных его подвигов ему нет «никакой пользы». Даже Бога невозможно любить, если не любишь ближнего (см. 1 Ин. 4, 20).

Но любовь это не просто слова «я тебя люблю», произнесенные человеком, а его внутреннее состояние, которое выражается в первую очередь в отношении к окружающим. Все особенности проявления любви апостол Павел выразил в следующих словах: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4–5). Если же в сердце присутствуют зло и ненависть, там нет любви, даже если человек говорит ласковые слова и проливает слезы.

В одной из последних бесед в Капернауме о любви и преодолении вражды и злопамятства Христос рассказывает притчу о немилосердном заимодавце. Она читается на Литургии в это воскресенье.

Человек, получивший полное прощение своих огромных долгов – 10 000 талантов (один талант был равен 44,8 кг серебра), «нашел одного из товарищей своих, который должен был ему 100 динариев» (динарий – монета весом 3–4 грамма серебра), «схватив его, душил», требуя немедленного возвращения долга, «и посадил его в темницу».

Однако финал для этого немилосердного заемщика оказался весьма печальным. Государь, узнав о произошедшем, «призывает его и говорит: злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18, 24–34).

В притче показано абсолютно иррациональное поведение заемщика. Пережитый страх застилает глаза этому человеку, и он проецирует свои долговые отношения с царем на взявшего у него взаймы смехотворную сумму товарища. Теперь он вершитель судьбы своего ближнего, он выносит ему приговор, и приговор немилосердный. Не имея опыта настоящей любви, этот человек, милосердно прощенный царем, не последовал его примеру и обрек своего товарища на страдания.

Этот пример актуален и в наши дни – время усилившейся богопротивной человеческой вражды, клеветы и противостояния. И только подлинная любовь, пример которой явил нам Сам Господь, принеся Себя в жертву за спасение всего мира, может разрушить вражду между людьми.

Каждый человек способен любить Христовой любовью, но приобретается она подвигом. «Трудно найти такого [человека], который бы любил ближнего искренно и как должно – для Христа», – воздыхает святитель Иоанн Златоуст. «Весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня», – сетует константинопольский пастырь. «Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью [Христовой], никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8)», – заключает святитель.

Должник из евангельской притчи – яркий пример того, насколько разрушительна злоба. Святитель Иоанн Златоуст взывает: «Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего».

В притче изложено настоятельное требование Христа ко всем нам: мы должны видеть свою неправду, осознавать свои долги, ценить милосердие, явленное по отношению к нам, прощать других и измерять отношения с ближними любовью. Чувствовать свою греховность нужно для того, чтобы понятно было, почему мы должны прощать других. Прощать же других от чистого сердца мы сможем тогда, когда будем иметь к ним любовь.

Христианин должен помнить Христову любовь ко всем людям, даже к Его распинателям: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Нужно стараться противостоять злу, очистить свое сердце от лукавых расчетов, увидеть хоть частицу правды в действиях других и научиться измерять отношения с ближними любовью.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru