Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Педагогика веры. Неделя 8-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Педагогика веры. Неделя 8-я по Пятидесятнице 04.08.2014

Митрополит Климент: Педагогика веры. Неделя 8-я по Пятидесятнице

По городам и весям Иудеи разнеслась весть – Ирод усек главу пророку Иоанну Крестителю. Христос, узнав об этом, «удалился в пустынное место» на молитву. Но народ «пошел за Ним из городов пешком» (Мф. 14, 13).

Почему евангелист сообщает такую, казалось бы, излишнюю подробность, что народ пошел пешком? Это может показаться мелочью, ненужной детализацией события. Однако указание апостола очень важно, ведь оно показывает веру людей. Для верующего человека нет ничего ценней, чем прийти к Богу, не потерять связи с Ним, следовать за Ним везде, какие бы трудности ни встречались на этом пути, если бы даже предстояло умереть.

Вспомним слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). Или обратимся к примеру новомучеников прошлого века, которые шли за Христом, несмотря на угрозы властей, и не боялись ни Гулага, ни смерти. И в отрывке из Евангелия, который читается в храмах в нынешнее воскресенье, говорится о том, что народ, хотя и знал, что Иоанна Крестителя арестовали и казнили, не побоялся и пошел за Христом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Привязанный к Нему народ не оставляет Его, а следует за Ним; и происшествие с Иоанном не устрашало Его. Такова любовь! Она все побеждает и устраняет трудности».

Иисус же «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их», – продолжает повествование евангелист. Милосердие Божие велико. Христос увидел веру этих людей, которые проделали большой путь, оставив все свои дела, и пришли к Нему, потому что чувствовали потребность в Его помощи. В этот момент Он исцелял всех больных, не спрашивая их о вере. Это еще один урок нам, сегодняшним христианам: мы должны не просто заходить в храм или по привычке становиться на молитву дома, но постоянно чувствовать потребность в Божественном участии в нашей жизни. Тогда мы получим просимое, или Господь устроит так, как нам будет полезно.

Весь этот день Христос проводит с народом. Какое же счастье выпало этим людям – быть с Учителем и внимать Его слову! Этому примеру должны следовать современные пастыри – им нужно чаще общаться с народом. Сегодня народ Божий также нуждается в живом слове, добром наставлении и любви со стороны тех, кто поставлен вести его ко Христу.

Но на этом в евангельском чтении этого дня повествование о милосердии Христовом не заканчивается. Христос исцеляет больных, целый день учит людей, но Он хочет, чтобы каждый человек почувствовал Его милость и заботу. И вот, когда настает вечер, и ученики Его говорят, что нужно отпустить народ в селения для поиска пищи, Он отвечает им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16).

Апостолы не понимают, как это можно сделать, ведь чудо – за гранью их возможностей. К тому же некоторая душевная усталость, вызванная постоянным лицезрением чудес Христовых, вызывает у них механическое восприятие дел Божественного Учителя. Поэтому они говорят Ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14, 17). Даже на восприимчивой к слову Божию ниве (в среде ближайших учеников) семена веры с трудом пробиваются сквозь корку неверия очерствевшей от греха человеческой души.

Тогда Христос просит учеников принести все, что у них есть. Они приносят пять хлебов и две рыбы, и Он, взяв их, «воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14, 19–21).

Чудо насыщения пяти тысяч на берегу Галилейского озера – Христова педагогика по научению вере, упованию на Бога, преодолению своей косности.
Святитель Иоанн Златоуст так толкует это событие: «Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видели. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников... чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом».

Вера возрастает в сердце каждого христианина при неустанном приобретении благого опыта исполнения заповедей Христовых. Так достигается осознание своей немощи и необходимости молитвы – смиренномудрие, та самая «нищета духа», вводящая в Царство Небесное.

Вера научает нас истинной любви. «Вы дайте им есть», – глаголет Господь. Будем же всегда, по примеру, показанному Христом в чуде насыщения, просить милости Божией нам и нашим ближним.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru