Издательский Совет Русской Православной Церкви: Лермонтов сравнивал Москву с музыкой Бетховена

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Лермонтов сравнивал Москву с музыкой Бетховена 28.07.2014

Лермонтов сравнивал Москву с музыкой Бетховена

27 июля – день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт был убит в возрасте 26 лет на дуэли в Пятигорске. Москва – родной и самый любимый город Лермонтова. В день памяти поэта в Доме-музее на Малой Молчановке (в районе Арбата) традиционно были прошли бесплатные экскурсии, концерт, возложение цветов к памятнику поэта работы Бурганова сотрудниками и посетителями музея.

Заведующая Домом-музеем Валентина Ленцова в интервью «ВМ» рассказала, каким москвичом был Лермонтов, его первой любви – Варваре Лопухиной, о характере поэта, а также о версиях его гибели.

«Он не любил чопорный Петербург»

- Валентина Брониславовна, Лермонтов признался в любви к Москве: «Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский – сильно, пламенно и нежно». Но Петербург, Кавказ и Тарханы в биографии поэта вытеснили Москву на задний план. Даже о замечательном вашем музее в переулке Арбата не все знают?

- Замечу, что музей не так давно открылся после реставрации. Действительно, проводя экскурсии, удивляешься тому, что далеко не все люди знают о месте рождения поэта. Я сама постоянно рассказываю о том, что Михаил Юрьевич родился в Москве. Мать поэта – Мария Михайловна тоже родилась в Москве, на Пречистенке. У отца бабушки поэта – Елизаветы Алексеевны (урожденной Столыпиной) – Алексея Емельяновича был большой дом в Москве, на Знаменке. Лермонтов так много написал о Москве, что в любви поэта к нашему городу, не может быть никаких сомнений.

В одном письме Михаил Юрьевич признается: «Москва – моя родина, и такою будет всегда: здесь я родился, здесь много страдал и здесь же был слишком счастлив». Кстати, наш Дом-музей – ровесник Лермонтову – ему ровно 200 лет, как и поэту. Это здание в стиле «ампир» было построено купцом Черновым после окончания войны с французами 1812 года. Бабушка Лермонтова арендовала этот дом, и жила в нем вместе с внуком с августа 1829 по 1832 годы.

- Есть ли свидетельства о том, что Лермонтову нравилось жить именно в доме на Малой Молчановке?

- Очень нравилось. Поэт обожал гулять по Москве, особенно по Арбату. Нередко он забирался на колокольню Ивана Великого, чтобы с высоты полюбоваться Москвой. Уже в Петербурге, обучаясь в военной школе, Лермонтов написал сочинение: «Панорама Москвы». В нем Лермонтов сравнивает Москву с музыкой Бетховена. Пожалуй, из всех поэтов и писателей столько восторга в адрес Москвы не сказал никто.

- Не секрет, что творческих личностей, в частности, поэтов делят по месту рождения. Так, Марина Цветаева – москвичка, Анна Ахматова – петербурженка (хотя родилась под Одессой). Андрей Белый – абсолютно московский, тогда как Александр Блок, конечно, - петербургский. Вероятно, и Пушкин – больше принадлежит Петербургу, чем Москве? А в Лермонтове больше Москвы или Петербурга?

- Такой спор шел и в XIX веке. В одном письме Лермонтов рассуждает об игре питерских и московских актеров, в частности, кто лучше из них играет Шекспира, и его предпочтения - на стороне представителей московской театральной школы.

О Петербурге он писал, что это слишком чопорный город, где просто так, без приглашения, в гости ни к кому не придешь. Тогда как в Москве за вечер можно побывать во многих домах, и везде тебя примут, накормят… Хотя раньше слово «москвич» не употребляли, но было такое правило: «Если ты родился в Москве, значит, родственник каждому, кто здесь живет». В XIX веке Москва отличалась гостеприимством, открытостью, семейным укладом.

- О характере Михаила Лермонтова существует много легенд и откровенных небылиц. Причем, даже хорошо образованные люди нашего времени порой говорят о якобы о злом духе поэта, его скверном характере.

- В Дом-музей больше приходит истинных поклонников творчества Лермонтова. Но встречаются и такие, кто начинает выискивать негативные стороны в характере поэта. По свидетельствам его современников, Михаил Лермонтов был прекрасным другом для тех людей, к которым хорошо относился. Правда, некоторые приводят доводы, говорящие о заносчивости Лермонтова. Но когда читаешь эти «Воспоминания», то ничего крамольного, грубого за Лермонтовым не заметишь. Возможно, так кажется по сравнению с манерами нашего века? Что касается карикатур, то Михаил Юрьевич сам на себя нарисовал карикатур намного больше, чем на всех других. Возможно, раньше люди были более обидчивые? Вряд ли характер Лермонтова можно назвать «мягким», но в нем не было лукавства, двуличия, хамства. К тому же, поэт очень хорошо разбирался в людях.

«Варенька Лопухина отказалась лечиться, узнав о гибели Мишеля»

- С детства помню в Доме-музее на Малой Молчановке портрет первой любви поэта Варвары Лопухиной в образе испанской монахини – кисти Лермонтова. Действительно, он всю жизнь любил только Варвару Лопухину, и до конца не смог смириться с тем, что потерял ее?

- В Москве самым близким семейством, с которым дружил Лермонтов, было семейство Лопухиных. С братом Вареньки – Алексеем Александровичем Лопухиным - Михаил Юрьевич вместе учился и дружил до конца своих дней. Безусловно, Лермонтов любил Вареньку, и посвятил ей много стихотворений. Но насколько Лопухина была единственной любовью поэта, вряд ли кто возьмется сказать об этом наверняка? Варенька пережила поэта всего на 10 лет.

По свидетельствам ее сестры Марии Лопухиной, когда Лермонтова убили, Варенька отказалась лечиться, хотя ее муж предлагал ей поехать на воды в Германию. Мария Лопухина сделала вывод в своем письме: «Мы это связываем с полученным известием о гибели Мишеля». Варенька и Михаил Юрьевич полюбили друг друга в слишком юном возрасте. Лермонтову было всего 16 лет, и жениться ему никто бы не позволил. Тогда как девушки в XIX веке замуж выходили рано. Кстати, самый ценный экспонат в нашем Доме-музее – автопортрет Лермонтова, подаренный поэтом Варваре Лопухиной. Варвара Александровна незадолго до смерти передала портрет Верещагиной на хранение, и он до 1962 года находился в Германии. Трудами большого знатока творчества Лермонтова, Ираклия Андроникова, был возвращен на родину.

- Валентина Брониславовна, мы всегда с печалью вспоминаем Лермонтова в связи с его ранней смертью. Но может, не все так трагично, ведь поэт оставил нам большое наследие, создав шедевр в каждом жанре – поэтическом, прозаическом, драматическом?

- Мы настолько привязаны к земле, что, конечно, оплакиваем людей, ушедших слишком рано. Лермонтова оплакивали и гении. Лев Толстой говорил: «Поживи Лермонтов чуть дольше – не нужен был бы ни я, ни Достоевский». Когда дети приходят в наш Дом-музей, то непременно спрашивают: «А поэт женат был? А дети у него были?». И всегда (я в музее работаю 32 года) кто-то из детей скажет: «Ой, жалко». Тем более, что Лермонтову самому хотелось жить, и планы у него были большие. Он хотел уйти в отставку, и издавать свой литературный журнал. А с другой стороны, на все воля Божья.

- В музее «Тарханы» рассказывают о том, что после гибели Лермонтова его бабушка уже не так сильно верила в Бога, как раньше. У Столыпиных была фамильная икона, перед которой молилась Елизавета Алексеевна, а после похорон внука она все реже и реже обращалась к Всевышнему?

- Бабушка Лермонтова была очень верующим человеком. Внука своего отпевала, молебен заказывала. Может, когда-то в сердцах Елизавета Алексеевна и усомнилась в справедливости Бога, ибо на ее долю выпало столько несчастий – смерть единственной дочери, мужа и любимого внука? Страшная судьба.

«Я в этого дурака – Мартынова, стрелять не буду»

- Как вы относитесь к версиям некоторых лермонтоведов, в частности, Владимира Захарова о том, что Юрий Петрович Лермонтов – не родной отец поэта?

- На мой взгляд, версии следует рассматривает в научной среде, не вынося их на публику - дабы не вводить ее в заблуждение. Владимир Захаров приводит некое письмо непонятного происхождения, которое никоим образом не может служить документом. Владимир Захаров написал много интересных книг о жизни и творчестве Лермонтова, и я отношусь к нему с большим уважением, но при этом не согласна с его позицией – открыто говорить о том, что является только предположением. В нашем Доме-музее есть портрет отца поэта Юрия Петровича, написанный самим Лермонтовым. Очень хороший портрет.

- Много неясных моментов и в убийстве Лермонтова. До сих пор идут споры – об истинной причине дуэли двух друзей Лермонтова и Мартынова? Как вы думаете: существует ли тайна «смерти Лермонтова»?

- На мой взгляд, тайна все-таки существует. Хотя тот же профессор Владимир Захаров считает, что просто поссорились два человека, и один убил другого на дуэли. Если бы тайны не было, то и причин что-то скрывать тоже бы не было, ведь так? Тогда почему все участники дуэли до конца своих жизней не высказались о дуэли? Вначале они пытались скрыть свое присутствие на дуэли, боясь наказания.

Но когда оно уже им не грозило, наверняка, каждый бы сделал все, чтобы избавиться от клейма «убийцы гения», не так ли? Значит что-то было скрыто? Скорее всего, дуэль происходила не по правилам. Судя по всему, Лермонтов не сделал ни одного выстрела. Согласно одной из версий, Лермонтов отказался стрелять в Мартынова, объяснив это так: «Я в этого дурака стрелять не буду».

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru