Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Бессилие зла. Неделя 5-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Бессилие зла. Неделя 5-я по Пятидесятнице 11.07.2014

Митрополит Климент: Бессилие зла. Неделя 5-я по Пятидесятнице

Евангельское чтение этого воскресенья может показаться простым, но оно весьма поучительно. Вспомним, что главная цель Евангелия – привести человека ко Христу, научить вере и показать ему любовь Божию.

Давайте обратимся к предыстории читаемого в это воскресенье евангельского отрывка. Была ночь, Христос плыл на лодке с учениками и заснул. В это время поднялся такой шторм, что даже привыкшие к капризам стихии рыбаки испугались и стали будить Его со словами: «Господи! спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25). Однако усмирение Учителем стихии привело апостолов в удивление, и они «говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 27).

К утру они приплыли в район города Гергесы, где Христа встретили два бесноватых. Они не могли жить среди людей и поселились в пещерах, в которых хоронили умерших. И как передает евангелист Матфей, эти одержимые злыми духами были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28). Но Господь идет им навстречу, как всегда идет к страждущему человеку, чтобы помочь. Он отделяет душу человека от беса, который опутав, мучает ее.
Афонский старец Порфирий Кавсокаливит, размышляя о том, почему Господь всегда примиряется с падшим человеком, говорит, что Он всегда готов помочь, но исцеление к нам приходит только в том случае, если мы отверзаем двери сердца своего и принимаем свет Христов.

Гергесинские бесноватые, несмотря на свое закоснение в грехе, видят во Христе Бога Живого, видят и бесы, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), и поэтому, боясь, что Он одним словом Своим заключит их в преисподнюю прежде времени, неистово молят не посылать их туда. Пытаются запутать Его, говоря от имени страждущего, чтобы Христос воспринял их страх перед Правдой как обычную человеческую реакцию: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29).

Подобное часто случается и в нашей обыденной жизни. Общественное мнение, которое призвано выражать потребности большинства, все чаще профанируется, превращается в прямое или скрытое лоббирование интересов узкой группы людей, а часто просто навязывает обществу грех. Все мы знаем, что спорт и алкоголь – понятия взаимоисключающие. Чем же, например, реклама пива, которая вновь может появиться на стадионах и во время телевизионных спортивных трансляций, будет способствовать развитию профессионального, а тем более детского и юношеского спорта? Сможет ли ребенок, постоянно видящий в руках взрослых пивные банки и привыкший к тому, что употребление пива это норма, стать настоящим спортсменом? Главное в такой рекламе приучить человека ко греху. А для любой профессиональной деятельности необходимо духовное и нравственное здоровье.

Преподобный Антоний Великий видел бесов в страшном образе. Как и в прежние времена, они стремятся поселиться в человеке и поработить его. Они пристраиваются к ситуации, легко определяя слабости современного человека. Комфорт, удовольствие, легкая жизнь, которую пропагандирует сегодня реклама... Но за всей этой рекламной бутафорией скрывается страшная правда: ненависть к человеку. Любыми путями отпавшие от Бога существа пытаются уничтожить, разрушить бессмертную человеческую душу, не дать ей возможности соединиться с ее Создателем.

Не получилось «по-крупному» – досадят «в малом». Вспомним продолжение евангельского чтения об исцелении гергесинских бесноватых. Не страдальцы, а уже сами бесы просят: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8, 31). Господь разрешает им, и они, чтобы напоследок снова навредить людям, вселяются в свиней, и все стадо бросается с крутого берега в море и погибает. Жители города, узнав об этом, просят, «чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34).

Почему Господь разрешил бесам вселиться в свиней? Во-первых, законом Моисея мясо свиней запрещалось использовать в пищу, так как это животное считалось нечистым. Во-вторых, это стадо предназначалось для оккупационной римской армии. А в третьих – чтобы испытать сердца жителей той страны – насколько они готовы узнать и принять Христа.

Иногда нам кажется, что бремена христианской жизни неудобоносимы. Мы хотим комфортно и беспечально провести отмеренные Богом годы на земле: «пасти свое стадо свиней», как живут все. Мы не хотим работать над собой и преодолеть даже тот уровень, где, по словам приснопамятного старца Паисия Святогорца, «вводимся в соблазн». Но если у нас есть хотя бы малое желание измениться, исправиться, то бесы тут бессильны – даже если они полностью подчиняют себе человека. С приходом Христа они теряют всякую власть. Будем же всегда обращаться к Нему с горячей молитвой о помощи и верить, что получим ее в самой трудной жизненной ситуации.

"Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru