Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Острый глазок» Александра Богатырева

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 «Острый глазок» Александра Богатырева 18.06.2014

«Острый глазок» Александра Богатырева

На портале «ПРАВОСЛАВИЕ.RU» опубликована статья Людмилы Ильюниной  о творчестве номинанта Патриаршей литературной премии им свв.Кирилла и Мефодия 2014 года Александра Богатырева.

В последнее время появилось очень много сборников «православных рассказов», то есть книг, в которых рассказывается о людях и событиях в связи с евангельски-церковной тематикой. И среди этого, честно говоря, очень неравнозначного собрания текстов, написанное Александром Богатыревым несомненно заслуживает особого внимания.

Во-первых, потому что его рассказы являются «непридуманными историями», то есть рождены богатым жизненным опытом. Во-вторых, потому что это – качественная проза, обладающая неповторимым стилем, лишенным привычных «благочестивых» трафаретов. Прежде, чем приступить к обзору книги Александра Богатырева «Ведро незабудок», изданной Сретенским монастырем в «Зеленой серии надежды» (первая книга этой серии – «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), также в серии вышли еще четыре книги современных писателей), расскажем о ее авторе. Этот рассказ многое может объяснить в особенностях прозы Александра Богатырева. Он из тех, кого называют «поколением дворников и сторожей», и во многом прошел путь очень похожий на стезю многих диссидентствующих. Богатырев и вправду работал сторожем, закончив филологический факультет ЛГУ, совсем недолго проработав преподавателем английского языка. Но, как и многие советские «подпольщики», все свободное время отдавал творчеству. Писать рассказы, сценарии и короткие пьесы начал еще в студенческие годы. Читал их на «сейшенах» в мастерских нонконформистских художников в Питере и в Москве. Был признан в этом эстетствующем кругу. Но потом Господь вывел его на совершенно неожиданный простор – дал увидеть необъятность Своего мира, который не ограничивается самовыражением иронизирующих индивидуалистов. По командировке журнала «Литературная учеба» Александр попал в Таджикистан, познакомился там с местными писателями, стал переводчиком, написал сценарий для местной студии. Потом отправился в странствование по Русскому Северу для сбора материалов для новых сценариев. За два года (1985-1986) проехал с остановками от Вологды до Архангельска. Останавливался на постой в деревнях, общался с местными жителями. Так изнутри, не по книгам узнавал он «русский мир»: народ русский, его характер и жизнь. Позже по сценарию Богатырева известный режиссер документалист Александра Сидельников снял фильм «Преображение». После этих странствований появилось желание переехать на постоянное жительство в деревню. В 1986 году с женой и двумя маленькими дочками Александр поселился в деревне Березайка Тверской области. Когда дочери закончили начальную школу, семья вернулась в северную столицу. Жизнь в деревне еще больше приблизила будущего автора живых народных рассказов к «русскому миру», и из иронизирующего западника превратила его в простого русского человека. Путешествовать Александру пришлось еще немало: и по Сибири (по его сценариям было снято 4 документальных фильма), и по западным странам (особенно нужно отметить фильм «О России с любовью», снятый в Париже), он часто бывал в Грузии, Абхазии, объездил многие монастыри и приходы на «равнине русской». В последние годы живет поочередно в Петербурге и в Сочи, но по-прежнему мечтает о жизни в тихом месте.

Вернемся к книге «Ведро незабудок». В книге изображаются два мира – один мир падший, в наше время ярко себя проявляющий разными «фенечками», а другой – Горний, присутствующий и здесь, на земле, в святых людях, в добрых проявлениях у грешников, в красоте земной. Когда я читала рассказы из «Ведра незабудок», то на память пришло определение Василия Розанова: «Посмотрит русский человек острым глазком… и все станет понятно». Бог дал Александру «острый глазок» – он умеет видеть интересное, особенное, неповторимое и в людях, и в ситуациях. И стиль его очень близок к розановскому: нет нравоучений, назиданий, отвлеченностей; повествование настолько живое, что порой можно прослезиться, и тут же расхохотаться, почти каждый рассказ и трогателен, и смешон одновременно; в нем есть и благоговение перед проявлением святости в человеке, и добрая насмешка над лицемерием и театральностью. Рассказчик порой простецки балагурит, как сельские жители на лавочке у палисадника, а порой поражает вдумчивыми замечаниями и размышлениями о процессах, происходящих в нашей жизни. В книге создается целостный образ времени, перед читателем проходит череда замечательных образов: как неповторимых личностей, так и рядовых, «типичных», наших современников. Автор пишет о человеке во времени. Его гражданская позиция согласуется с позицией Анны Ахматовой, которая писала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Это относится к советской эпохе бесправия священников перед лицом «уполномоченных по делам религии», к лихим 90-м, к «застойным 80-м». Не боясь преувеличений, скажу, что Александра Богатырева можно назвать «Лесковым нашего времени», его рассказы и по стилю, и по подходу к проблемам напоминают «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборян». В них так же присутствуют незабываемые образы сельских священников и епархиального начальства, яркие характеры прихожанок, странствующих правдоискателей и юродивых, показан нелегкий путь веры в «мире сем прелюбодейном и грешном». Только в отличие от Лескова география описываемых событий очень обширна: это Питер, Москва, Тбилиси, Абхазия, Сибирь, Америка, русская глубинка, Оптина Пустынь, Сочи, Эстония, белгородщина, орловщина – места странствований автора. Рассказы Богатырева афористичны, не перегружены ненужными подробностями, читаются с неослабевающим интересом, ведь повороты сюжета в них непредсказуемы. В сборнике «Ведро незабудок» есть два текста, которые перерастают рамки рассказа, их можно назвать повестями, о них хочется сказать подробнее. Завершает книгу изданная на рубеже тысячелетий виде отдельной брошюры повесть «Беда». Тогда она стала не только литературным событием, но и духовным событием для православных. В ней описана «буча вокруг ИНН», в одном из особо любимых народом монастырей. В повести автор размышляет о сути этого протестного движения. Прошло более десяти лет, а текст не устарел, что говорит о его художественной и духовной ценности. Увы, не устарело и описанное в повести явление – деление в среде православных на «своих» и «чужих», не устарел и тип монаха-младостарца, не желающего знать реальную жизнь и реальных людей, а стремящегося всех наставлять, исходя из теоретического знания, не устарело такое явление, как «идеалогизированное православие», не устарел и тип иронизирующего православного интеллигента и жен-воительниц. По словам автора, на 70 процентов все реалии и персонажи, описанные в «Беде», имеют реальные прототипы, но благодаря 30 процентам личного художественного осмысления они превратились в художественные типы, которые, как и герои Лескова никогда не устареют. То же можно сказать и о другой повести сборника – «О попе и мерседесе». Хотя название пародирует известные газетные заголовки, сама повесть является опровержением стереотипа «состоятельного священника». В ней рассказывается о наискромнейшем батюшке, о его судьбе, от раннего детства до перипетий служения на сельском приходе. Как и многие рассказы Богатырева, начинается повесть с портрета главного героя: «У отца Виктора Нечаева были печальные глаза. Все, кто смотрели в них, чувствовали либо жалость и симпатию к нему, либо неловкость – словно были виновниками того. Что сильно его огорчило. Да и во всей его сутулой фигуре было что-то печальное. Может быть поэтому он проходил в дьяконах пятнадцать лет». Дальнейшее повествование рисует перед нами образ страдальца-праведника. В детстве над ним издевались отпрыски тех, кто заселил большую профессорскую квартиру его деда, превратив ее в коммуналку. Став дьяконом, отец Виктор попал в конфузную ситуацию с архиереем и не мог дождаться рукоположения в священники, потом его многодетной семье пришлось с трудом выживать на бедном приходе, вспомнив о своем светском образовании, батюшка отправился на подработку в школу, но и здесь вышел конфуз. Потом, возненавидевший батюшку наркоман, пытался поджечь храм, так что в пожаре могла погибнуть семья. Обидчика батюшка прощает, да и все происходящее воспринимает тихо, смиренно, просто. Описаны все перечисленные жизненные коллизии ярко, и у читателя уже складывается впечатление, что герой рассказа – безгрешный человек, современный праведник. Так и было бы, если бы автором рассказа был «благочестивый писатель», с трафаретным мышлением. Но герои Богатырева не ходульные схемы, а живые люди. Оказывается, что жизнь батюшки складывалась так, потому что с самого детства в душу были заложены неправильные установки. Он отделял себя от людей, считал себя выше многих. Выяснилось это на исповеди у старца, который раскрыл перед отцом Виктором неосознанный детский грех. Оказалось, что он презирал детей, живущих в его квартире, гнушался ими, чуждался их, не хотел и не пытался общаться с ними. Поэтому и вызывал у них злобу и раздражение. Это и превратило его в печального нелюдима, не умеющего найти общий язык с людьми. Кончается повесть неожиданно – на исповедь к батюшке приходит одна из тех девочек-соседок, которая обижала и била его в детстве. Она признается в причине вражды: «Я вас батюшка била, потому что сильно любила… Вы с вашей мамой казались мне людьми из сказки: страшной, таинственной, ужасно интересной. И мне так хотелось, чтобы вы мне эту сказку рассказали. Но меня для вас не существовало. Я была пустым местом. Вот за это я вас и била. Простите». Так Бог помог принести покаяние за детский грех не только выросшей девочке-обидчице, но и самому батюшке. И жизнь его с тех пор изменилась – он, как говорится, «повернулся лицом к людям», и они стали помогать ему и храму. Читаешь рассказы Богатырева и приговариваешь: «Все правда! Все так и есть! Как это он точно подметил!» В целом же мироощущение автора выразилось в одной его фразе: «Столько реальной жизни и искренности, что мне невольно захотелось обнять всех и похристосоваться». Даже посмеиваясь над многими незадачливыми попутчиками, автор их любит, чувствует своими братьями и сестрами, частью единого целого – народа Божьего. И это чувство он передает читателю, что, пожалуй, важнее всех литературных достоинств его книги.


Православие.RU

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru