Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече с молодыми парламентариями

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече с молодыми парламентариями 21.03.2014

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече с молодыми парламентариями

Приветствую вас на благословенной Калужской земле. Вы собрались здесь, чтобы познакомиться с тем, как вопросы взаимодействия Церкви и государства в духовно-нравственном воспитании молодого поколения реализуются у нас в Калужской области и обсудить формы развития этого взаимодействия.

Вчера вы посетили города Обнинск и Малоярославец и смогли увидеть работу с сиротами и подростками. Это часть того, что делается у нас в епархии, но отмечу, что тем для развития взаимодействия много. Главное – мы должны усилить вектор работы, направленный на становление духовно состоятельного, активного и деятельного молодежного ресурса.


Каждый человек, определяя свою цивилизационную принадлежность, в первую очередь соотносит ее с традициями той культуры, в которой он был воспитан, которую усвоил с молоком матери. Россия имеет тысячелетний духовный опыт, и наша культура сформировалась вокруг определенной системы ценностей – православия, которое составляет мировоззренческое ядро общества. При этом она (русская культура) не антагонистична к культурам других народов, входящих в состав России и имеющих свои мировоззренческие ценности.


Но при этом надо сказать, что у русского человека есть одна непонятная особенность, он, идентифицируя себя со своим народом, многовековой историей, самобытной культурой, государственностью, почему-то всегда до умопомрачения увлекается всем иностранным. Особенно это проявляется в среде интеллигенции и правящих кругов – людей способных вести, развивать, охранять и поддерживать лучшее, что накопила нация в своем багаже знаний и открытий.


Петр I привез нам голландские трубки с английскими париками, императрица Анна Иоанновна подарила нам крайние формы немецкого самоуправления вскормленных на русских хлебах проходимцев, взяточников, готовых набивать карман за счет государства. Русские императоры XVIII–XIX веков в семье говорили почти всегда на иностранном языке. В московских салонах начала XIX века принято было говорить только на языке Дидро и Вольтера. Вспомним, как характеризуется то время Л. Толстой в романе «Война и мир». В сюжете о салоне Анны Шерер говорится: «французская речь у русских дворян на устах, а Наполеон находился уже рядом, в кустах».


Поменялись исторические декорации – человек остался прежним. Адамовы сыны и дочери готовы искать счастья вне своего дома, «в стране далече», там как будто их лучшая доля, а любить и ценить свое отечество так и не научились. Сколько тысяч наших соотечественников спотыкались на этом, но мы так и не поняли, что нигде не найдем больше любви, чем у себя на Родине.


Каждое поколение с новыми силами пытается решить вопрос самоопределения нации. Что-то заимствует, что-то отвергает, что-то перечеркивает. Так уж сложилась, что история нашей страны последних двух веков очень похожа на черновик нерадивого двоечника. Уж очень много там вырвано страниц, помято, залито кровью, зачеркнуто, вписано чужим почерком. Пора бы остановиться и взяться за ум. Что искать где-то, когда у нас все есть. Только это «все» надо взять трудом. Ничего в жизни просто так не дается.
Ровный красивый текст не появится сам собой!


Твердость руки появляется в том случае, если много трудиться, если обращаться к образцам, проверенными временем. Можно восторгаться шедеврами живописи и архитектуры, образцами литературы, музыки и кино, рукоплескать достижению спортсменов, умению политиков принимать взвешенные решения, удивляться таланту и упорству авторов - мастеров, но повторить это невозможно. Можно впадать в другую крайность – все отвергать, вытаптывать, осуждать, уничтожать? Но кто сказал, что нельзя что-то создать свое?


Говорят, человек не ценит то, что не создал своими руками, то, что досталось ему легко, он не прошел этот путь «с нуля», «не выстрадал».


В профессии есть такое понятие – «послевкусие», когда начинаешь понемногу овладевать знанием и опытом в данной профессии. Первые шаги не всегда бывают удачными. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - говорит народная мудрость. Но можно добавить: «Не разочаровывается тот, кто трезво может оценить свои возможности и остается верен себе в любой ситуации».


В любом случае я бы советовал, вам, дорогие друзья, если вы решили связать свою судьбу с непростой судьбой нашего государства, не бросать начатое, полюбить то дело, которому вы посвятите все свое время, без перерыва на обед и праздничные выходные.
В профессию законодателя, управленца, менеджера, как принято сейчас говорить, надо войти серьезным образом. Не бойтесь быть "профи" в самом хорошем смысле этого слова. Профессионалов всегда ценили и уважали в любом обществе.


И ещё. Человека со стороны видно лучше. Мы всегда готовы прощать себе то, что другому простить не готовы. Мы находим множество смягчающих обстоятельств по отношению к самим себе, так оправдывая свои самые нелепые поступки, что даже самый искусный адвокат может нам позавидовать в этом. Так человек устроен. Но запомните: совет извне очень важен. И не забывайте слышать народ, не отгораживайтесь от народа секретарями и всякого рода референтами. Наш народ хороший, он и требовательный, и сострадательный. Беда бывает в том случае, если поставленного в управление народом человека, как говорят на востоке, проглотит кресло.


Для любого человека важно сверять свои поступки со шкалой нравственных ценностей, которые стоят выше всяческих надстроек и правил поведения в цивилизованном обществе.


Идеал поведения в любой ситуации – это сверять свои поступки с Евангельскими заповедями Христа. Возлюби Бога и ближнего твоего, как самого себя. Это формула любых отношений, и ею стремились овладеть люди, которых мы называем святыми. Они говорят нам через свои письмена, которые мы называем святоотеческим наследием, о них пишут книги, к ним обращаемся в молитвах со своими просьбами, чтобы они помогли нам донести нашу просьбу до Праведного Судии, разобраться в тех вопросах, которые когда-то терзали и их. Это святые цари, купцы, войны, медики, адвокаты, философы, поэты, отшельники... Обрести человеку таких друзей очень важно, но они понимают один язык – язык молитвы, причем молитвы смирения. И я вам советую этому научиться.


Меняются исторические реалии, но не меняется Христос и его Божественное Слово, обращенное к каждому из нас сквозь века.
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6).









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru