Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как мы верим? Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Как мы верим? Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия 11.03.2014

Как мы верим? Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Мы достигли Недели Торжества Православия, пройдена первая седмица поста на пути к Пасхе Господней, и Церковь обращает наше внимание на сугубую важность правильной веры в Бога.

Евангельское чтение повествует об обретении веры человеком, который пребывал в духовном поиске. Апостол Филипп, последовавший за Христом по Его призыву вслед за Андреем и Петром, разыскал своего единомышленника Нафанаила и сообщил ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1, 45).

Нафанаил однако же сомневался, ведь он долго размышлял о пришествии Спасителя и уже составил в своем уме Его образ. Известие о том, что встреченный Филиппом Учитель родом из Галилеи, никак не вписывалось в его представление о Сыне Божием. Человеческое понимание Бога ограниченно и не может в полной мере отражать истину.

Нафанаил думал, что Мессия, призванный принести свободу израильскому народу, должен происходить из иных мест, где живут люди, отличающиеся чистотой веры и глубиной познания. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46), – возразил он Филиппу. Но тот уговорил его встретиться со Христом, и во время этой встречи Нафанаил обрел веру в Спасителя и исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым (Ин. 1, 49).

Нафанаила поразило мгновенное постижение Христом самых сокровенных движений его души: ее томления в ожидании Мессии и ревности в соблюдении заповедей ради встречи с Ним. Но Богу известна не только потаенная сущность каждого человека – Христос обещает Своим ученикам открыть тайны Небесного Царства (Ин. 1, 51).

Позже апостолы не только словом, но и примером своей жизни передали учение Христово последующим поколениям. В первые века христиане подвергались жестоким гонениям, и часто ценой свидетельства веры во Христа была их жизнь. Несмотря на это, они во всей чистоте хранили и воплощали в своей духовной жизни апостольское предание. С легализацией христианства в IV веке вопросы вероучения стали предметом обсуждения, так как в христианской среде начались отступления от истины. Одна за другой стали появляться ереси, порождаемые субъективным человеческим мнением.

Отцы Церкви Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Максим Исповедник и многие другие обосновали необходимость личного подвига в познании Бога. Они очищали свой ум через усмирение плоти и молитву, и Господь даровал им понимание истин веры. Святые подвижники формулировали важные догматические определения, когда того требовали обстоятельства, опираясь не на собственный разум, а исходя из Божественного Откровения, потому что самостоятельно человек познать Бога не может.

В аскетических и богословских произведениях подвижников, как и в диспутах по вопросам веры, христианские истины облекались в четкие формулировки. Они были призваны исправить заблуждения ересиархов, указать на противоречие истине в их учении. В итоге в Православной Церкви установилось исповедание веры, которое было принято на I Вселенском Соборе в Никее и дополнено на Соборе в Константинополе. Этот Символ веры называют Никео-Цареградским. Его содержание имеет глубокое духовно-аскетическое наполнение. Каждый христианин призван знать и читать этот Символ веры во время утренних молитв, а также он входит в состав богослужений.

Многие наши современники считают, что достаточно «просто верить», «иметь Бога в душе». На вопрос: «Веришь ли в Бога?» – большинство людей отвечают: «Конечно, верю!». Но при этом они не считают для себя необходимым молиться, посещать храм и участвовать в богослужениях. И это с духовной стороны неверно и даже пагубно для человека. Чтобы быть верующим, недостаточно иметь уверенность в бытии Бога и обладать какими-то интеллектуальными познаниями о Нем, нужен духовно-аскетический подвиг, ибо по выражению преподобного Ефрема Сирина, «истина познается душою по силе жития». И согласно катехизису святителя Филарета Московского, необходимо непременное действие в человеке веры в Бога, то есть его жизнь должна иметь реальное выражение веры посредством воздержания, молитвы и участия в таинствах Церкви.

Поэтому Церковь в первое воскресенье Великого поста напоминает нам, что вопрос о том, как мы веруем, очень важен для спасения души.


Вечерняя Москва








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru