Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово в Неделю о блудном сыне 17.02.2014

Слово в Неделю о блудном сыне

Притча о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), пожалуй, самая известная из всех рассказанных Христом. На протяжении многих столетий она постоянно привлекала внимание художников и писателей, и ее сюжет многими воспринимается в отрыве от Евангелия. Но именно в этой притче ярче всего раскрывается любовь Бога к человеку. Она помогает каждому осознать свое несовершенство и указывает путь к исправлению.

Это короткая повесть о юноше, младшем сыне, который тяготится покоем родного дома и жаждет чего-то нового. Получив свою часть наследства, он отправляется в поисках неизведанного, покидая отцовский дом. Русский поэт Николай Гумилев прекрасно выразил ментальность юношества: «Пусть в мире есть слёзы, но в мире есть битвы». Молодое поколение, которому «весь мир... открывается внове», стремится самостоятельно выбирать свой путь и защищать свои идеалы. Юношеский максимализм вместе с недостатками старших отвергает весь опыт предыдущего поколения, в том числе и то положительное, что может удержать от губительных ошибок, ведущих на путь к смерти (см. Притч. 14, 12).

Сколько радости было в юном сердце, когда младший сын, получив свою часть наследства, уходил все дальше и дальше от дома. Он свободен! Нет зоркого глаза родителя, вокруг «свой мир», друзья, веселье каждый день... Однако без мудрой поддержки отца юноша скоро «расточил имение свое» и оказался в беде. Не стало средств, исчезли друзья, а в стране начался «великий голод». И вот, чтобы как-то прожить, он «пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Мы видим, что герой притчи не смог найти себе никакой работы, а «пристал к одному из жителей», который даже не взял его в свой дом работником, а отослал жить на поля вместе со свиньями. В каком же униженном положении он оказался! Такова была расплата за пренебрежение отцовской любовью. Находясь в падшем состоянии, он, «придя в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою».

«Придя в себя», «встану», «пойду к отцу моему», «скажу ему: согрешил» – все это слова, свидетельствующие о внутренней перемене. Юноша понял, что не прав, понял, как тяжко обидел своих родных, и в первую очередь любящего отца. Перед ним воочию предстали все его грехи, и сокрушалось его сердце, когда все громче и громче в душе звучал родной отцовский голос, призывавший: не сотвори греха.

Святитель Феофан Затворник говорит о важности для человека «внутрьпребывания», то есть постоянного анализа своих дел и мыслей, своих отношений с ближними. Это актуально для каждого из нас. Человеку важно, подобно блудному сыну, прийти в себя и увидеть свою неправоту, понять, что нужно перемениться и прежде всего изменить отношение к Богу и ближнему.

Наконец блудный сын возвращается к отцу с раскаянием. Однако дома его принимают по-разному. Старший сын обращается к отцу со словами: «Твой сын пришел». Он не говорит «мой брат», но «твой сын». Отец же радуется возвращению того, кого он уже не надеялся увидеть, выходит навстречу блудному сыну, обнимает его, заботится о нем, как о самом дорогом человеке. Он увещевает старшего сына с любовью принять кающегося брата как воскресшего от смерти.


Блудный сын не обязательно развратник, это каждая духовно заблуждающаяся или нравственно оступающаяся личность. Бог видит наши грехопадения очами любви. Старец Паисий Святогорец говорил, что человеку, который не знал в своей жизни любви отца, очень трудно установить правильные отношения с Богом. В отеческой любви соединяются и свобода, которую Бог дает человеку в выборе между добром и злом, и готовность принести себя в жертву ради избавления от горя, которое постигает попавшего под власть порока, и полное прощение решившего избрать путь добра.


Эта притча обращена ко всем верующим и отдельно к служителям храма. Как мы принимаем приходящего в дом Божий блудного сына? Встречаем ли его, как хочет Отец Небесный, – с любовью покрывая его грехи, или, подобно старшему сыну, отворачиваемся, презрительно отгоняем прочь, говоря, что он чужой для нас? Пусть он не знает церковных обычаев и правил, не умеет вести себя в храме, но для нас он прежде всего – воскресший от смерти брат. Оказывая ему внимание, мы свидетельствуем, что в нас жив образ Божий, ибо Бог есть любовь.


Вечерняя Москва










Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru