Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Нужно «утруждать Учителя». Неделя 21-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Нужно «утруждать Учителя». Неделя 21-я по Пятидесятнице 18.11.2013

Митрополит Климент: Нужно «утруждать Учителя». Неделя 21-я по Пятидесятнице

Там, где нет Бога, смерть царствует над родом человеческим, и, как это ни парадоксально, ее власть над душой человека сильнее, чем над телом. Совсем недавно мы слышали евангельское повествование, как у ворот галилейского города Наина Христос поднял со смертного одра отрока – к изумлению десятков людей.

В Евангелии нынешнего воскресного дня говорится о другом случае воскрешения Христом умершего – дочери начальника синагоги Иаира, представителя иудейской образованной знати, для которой Христос был только молодым странствующим проповедником. Начальник синагоги обратился к Нему лишь потому, что его дочь была при смерти, и он слышал о чудесах, совершаемых Христом. Господь всегда приходит на помощь людям, и Он направляется в дом Иаира. По пути Он слышит голос, как холод стали сообщающий: «...дочь твоя умерла; не утруждай Учителя...» (Лк. 8, 49). Не к Иаиру обращены были эти слова – целью говорившего было, чтобы их услышал Христос. Но Господь утешает страдающего родителя: «Только веруй, и спасена будет» твоя дочь. Сколь важно человеку иметь веру, чтобы получить просимое!
Что же происходит дальше? Христос приходит в дом начальника синагоги, приближается к одру девочки, а Ему сопутствует смех: «И смеялись над Ним» (Лк. 8, 53), – передает евангелист. Конечно же, смеялись не отец и мать, переживавшие великое горе, смеялась образованная иудейская знать, собравшаяся в доме своего начальника.

Страшная картина духовной немощи человечества открывается нам и при рассмотрении третьего евангельского чуда воскрешения Христом умершего – четверодневного Лазаря. Каков итог этого чуда воскрешения? Род людской выносит Воплотившемуся Богу окончательный приговор: «...собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит... С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47, 53).

Бог создал человека для бессмертия, Его Духом речено: «Вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81, 6). Многим же людям, как это ни страшно признать, никакая загробная жизнь с Богом не нужна. Вспомним, что утверждали саддукеи: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81, 7). Это горькая правда, несмотря на которую в этот мир пришел Христос.

Как же похожи неверие и «сень смертная»: укор, двадцать веков назад брошенный несчастному отцу, а по сути Христу – «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» и вопль заблудившейся интеллигенции, которая устами Ницше в конце XIX века выдохнула: «Бог умер!».

Победное «Христос воскресе!» – напоминание о том, что всем без исключения даровано бессмертие, не дает покоя человеческой гордыне. Вспомним, еще совсем недавно Пасха была в нашей стране самым «гонимым» праздником, всю пасхальную ночь стояли кордоны оцепления вокруг храмов по всей Руси, чтобы молодежь не пришла к Воскресшему Христу.

Каков же рецепт преодоления омертвелости души? Нужно «утруждать Учителя», всегда помнить, что Царство Божие именно «нудится». Уже сегодня, сейчас мы можем сделать первые шаги и робко, подобно кровоточивой жене, прикоснуться к ризе Спасителя, припасть к Его кротости и смирению.

Замечательно написал преподобный Варсонофий Оптинский: «Как <себя> укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя... а остальное предоставим Богу. Хорошо, если мы и недолго укоряем. А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение, прямая черта без всяких перерывов... Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее, – духовно, конечно... Это закон духовной жизни... А что такое самоукорение? – Смирение. Считать себя грешным, виновным значит смирять себя. А что такое смирение? Это – риза Божества, по слову Лествичника. Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя. Помните евангельскую кровоточивую жену? Она смиренно прошла через толпу и коснулась края одежды Христа и – исцелилась».
Будем же и мы каждый день и час, помнить, что мы постоянно согрешаем, станем с упованием и надеждой обращаться к Спасителю в молитвой с просьбой о прощении. И Он непременно услышит нас и помилует.

Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru