Там, где нет Бога, смерть царствует над родом человеческим, и, как это ни парадоксально, ее власть над душой человека сильнее, чем над телом. Совсем недавно мы слышали евангельское повествование, как у ворот галилейского города Наина Христос поднял со смертного одра отрока – к изумлению десятков людей.
В Евангелии нынешнего воскресного дня говорится о другом случае воскрешения Христом умершего – дочери начальника синагоги Иаира, представителя иудейской образованной знати, для которой Христос был только молодым странствующим проповедником. Начальник синагоги обратился к Нему лишь потому, что его дочь была при смерти, и он слышал о чудесах, совершаемых Христом. Господь всегда приходит на помощь людям, и Он направляется в дом Иаира. По пути Он слышит голос, как холод стали сообщающий: «...дочь твоя умерла; не утруждай Учителя...» (Лк. 8, 49). Не к Иаиру обращены были эти слова – целью говорившего было, чтобы их услышал Христос. Но Господь утешает страдающего родителя: «Только веруй, и спасена будет» твоя дочь. Сколь важно человеку иметь веру, чтобы получить просимое!
Что же происходит дальше? Христос приходит в дом начальника синагоги, приближается к одру девочки, а Ему сопутствует смех: «И смеялись над Ним» (Лк. 8, 53), – передает евангелист. Конечно же, смеялись не отец и мать, переживавшие великое горе, смеялась образованная иудейская знать, собравшаяся в доме своего начальника.
Страшная картина духовной немощи человечества открывается нам и при рассмотрении третьего евангельского чуда воскрешения Христом умершего – четверодневного Лазаря. Каков итог этого чуда воскрешения? Род людской выносит Воплотившемуся Богу окончательный приговор: «...собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит... С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47, 53).
Бог создал человека для бессмертия, Его Духом речено: «Вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81, 6). Многим же людям, как это ни страшно признать, никакая загробная жизнь с Богом не нужна. Вспомним, что утверждали саддукеи: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81, 7). Это горькая правда, несмотря на которую в этот мир пришел Христос.
Как же похожи неверие и «сень смертная»: укор, двадцать веков назад брошенный несчастному отцу, а по сути Христу – «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» и вопль заблудившейся интеллигенции, которая устами Ницше в конце XIX века выдохнула: «Бог умер!».
Победное «Христос воскресе!» – напоминание о том, что всем без исключения даровано бессмертие, не дает покоя человеческой гордыне. Вспомним, еще совсем недавно Пасха была в нашей стране самым «гонимым» праздником, всю пасхальную ночь стояли кордоны оцепления вокруг храмов по всей Руси, чтобы молодежь не пришла к Воскресшему Христу.
Каков же рецепт преодоления омертвелости души? Нужно «утруждать Учителя», всегда помнить, что Царство Божие именно «нудится». Уже сегодня, сейчас мы можем сделать первые шаги и робко, подобно кровоточивой жене, прикоснуться к ризе Спасителя, припасть к Его кротости и смирению.
Замечательно написал преподобный Варсонофий Оптинский: «Как <себя> укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя... а остальное предоставим Богу. Хорошо, если мы и недолго укоряем. А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение, прямая черта без всяких перерывов... Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее, – духовно, конечно... Это закон духовной жизни... А что такое самоукорение? – Смирение. Считать себя грешным, виновным значит смирять себя. А что такое смирение? Это – риза Божества, по слову Лествичника. Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя. Помните евангельскую кровоточивую жену? Она смиренно прошла через толпу и коснулась края одежды Христа и – исцелилась».
Будем же и мы каждый день и час, помнить, что мы постоянно согрешаем, станем с упованием и надеждой обращаться к Спасителю в молитвой с просьбой о прощении. И Он непременно услышит нас и помилует.
Вечерняя Москва