Издательский Совет Русской Православной Церкви: Россияне перестали покупать дорогие издания

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Россияне перестали покупать дорогие издания 08.06.2010

Россияне перестали покупать дорогие издания

С 11 по 14 июня в Центральном доме художника пройдёт очередной Московский международный открытый книжный фестиваль. Для привлечения потенциальных читателей (и покупателей) делается всё: приглашаются иностранные авторы, устраиваются презентации и «круглые столы», придумываются неординарные рекламные ходы. Но тиражи неуклонно падают, а сами книги постоянно дорожают. Какие издания покупают сейчас, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Спрос на книги за последнее время упал, по некоторым данным, на 20 %. Роспечать провела анализ книжного рынка и пришла к неутешительному выводу, что кризис в отрасли продолжается. И, по прогнозам, в ближайшее время он может только усугубиться. В крупных городах, таких как Москва или Питер, изменения в книжном бизнесе проходят довольно незаметно. Зато в маленьких городах ситуация совсем другая: в некоторых из них книги и вовсе исчезают с прилавков.

Самое главное, что существенно меняются предпочтения россиян относительно того, какую именно книгу купить – дорогую или дешёвую, в лёгком жанре или серьёзную.

Для обычных покупателей, особенно в регионах, книги стоимостью более 600 рублей – это уже роскошь. Поэтому прогноз участников рынка – в ближайшее время на смену дорогим книгам придут карманные издания и книги в мягких обложках. Уже сейчас такие издания популярных авторов пользуются большим спросом, чем до начала кризиса. «Мы отказались от дорогой полиграфии, – объяснили в издательстве «Эксмо». – В частности, от зарубежной. Это, например, коснулось серии детских книг-игрушек. Мы печатали их в Китае: в России их никто не может произвести, да и качественной мелованной бумаги в нашей стране не делают».

Чтобы уменьшить затраты, издательства отказались и от многих проектов: раскрутки новых авторов, громких рекламных кампаний. Как правило, теперь все делают ставку на раскрученные серии и успешные проекты.

«Раньше, в более сытое время, книги росли в цене за счёт того, что их издавали всё качественнее и дороже, – рассказал управляющий издательствами издательской группы «АСТ» Олег Савич. – Последнюю книгу Сорокина – «Сахарный Кремль» - мы, например, сразу напечатали в Италии на замечательной дорогой бумаге в суперобложке. Многие состоятельные люди перевозили старые библиотеки куда-нибудь к родителям на дачу, а себе покупали те же книги, но в богатых современных переплётах. Сейчас начался плавный перекос обратно: одну и ту же книгу будут больше выпускать в сравнительно скромном, недорогом варианте и меньше – в дорогом переплёте».

Продажи книг стоимостью более 1 тыс. рублей упали на 70 с лишним процентов. Снизился спрос на высокомаржинальную деловую литературу, меньше покупают и учебники. Как отмечается в аналитических материалах Роспечати, сильнее всего от кризиса пострадало издание художественных произведений для взрослых. Проблемы и с литературой прикладного характера. По заключению Роспечати, в кризисных условиях проявилась одна из серьёзнейших проблем отрасли – неразвитость системы книгораспространения.

«Дорогие подарочные издания, на которых и зарабатывали львиную долю доходов многие издательства, уступили место более дешёвой продукции, – подтвердил генеральный директор ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов. – И это логично: во всех без исключения западных странах качественная, хорошо изданная книга – это всегда «премиум-класс» и массовым продуктом быть не может по определению».

В то же время вынужденные выбирать и экономить читатели сами стали производить селекцию, оставляя право на существование лишь наиболее качественной литературы. Правда, и при этом они стараются выбирать наиболее дешёвые издания. Упал спрос на собрания сочинений, так как нынче приобрести сразу несколько книг могут позволить себе единицы. Зато девиз «Книга – лучший подарок» остался. Но только теперь предпочитают дарить не собрания сочинений или дорогие подарочные альбомы, а литературу, которую можно отнести к области хобби. Например, рекомендации по выращиванию кактусов, советы, как сколотить мебель своими руками или сшить новое платье. Более дорогие варианты – управление катерами-яхтами и модная нынче ламповая радиотехника.

И все эти изменения на книжном рынке в ближайшее время продолжатся: эксперты прогнозируют, что цены на книги будут расти и дальше. Как объясняют издатели и книготорговцы, дорожает аренда помещений, уменьшается оборачиваемость средств, увеличиваются другие издержки, но самое главное, что стоимость целлюлозы понемногу идёт вверх. А чем больше денег нужно читателям отдать в магазине за книгу, тем труднее издательствам вернуть затраты и получить прибыль.

Мария Ческис








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru