Издательский Совет Русской Православной Церкви: Неделя 18-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 18-я по Пятидесятнице 28.10.2013

Неделя 18-я по Пятидесятнице

В молитве мы непосредственно обращаемся к Богу, а при чтении или слушании нами Евангелия говорит Сам Христос. Слова Христа, сказанные 2000 лет назад, сегодня так же понятны и необходимы для нормального устроения жизни человека, как и тогда. Однако важнейшим условием проникновения слова Божия в душу является внутренняя духовная готовность человека к его принятию. На это указывает евангельская притча о сеятеле, которая читается на Литургии в нынешнее воскресенье.

Комментируя эту притчу, святитель Иоанна Златоуст говорит, что под семенем Христос разумеет Свое учение, под нивой – души человеческие, а под сеятелем – Себя самого. И мы видим, что три четверти посеянного погибают и лишь только одна четверть приносит плод.

Христос предлагал учение о Царствии Божием всем без различия: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк. 8, 8). Итак, обратимся к евангельскому чтению: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (Лк. 8, 5).

Семя, упавшее на дорогу, по разъяснению Христа, «суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8, 12). Такой, например, была трагическая судьба сына священника Николая Гавриловича Чернышевского, человека честного и прямолинейного, которому посвящены строки Н. А. Некрасова:

Не говори: "Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!.."
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой...

Таков и «великий инквизитор» Достоевского: «Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее».

«Иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги» (Лк. 8, 6). Семя, упавшее на каменистое место, по изъяснению Господа, «это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8,13).

В советское время множество верующих в России «стеснялись» исповедовать свою веру во Христа. Да и в наши дни жить церковной жизнью, жить молитвой и Таинствами представляется чем-то странным, даже чрезмерным. «Зачем быть чересчур верующими – мы же не фанатики!» – думают многие люди, не понимая, что такие мысли рождает каменистая пустыня их сердца, не способная принести духовный плод.

«Иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» (Лк. 8, 7). «Это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8, 14), – толкует своим ученикам Божественный Учитель, противопоставляя землю, заросшую бурьяном, земле, принесшей обильные всходы, то есть тем людям, которые, услышав слово, «хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Те же, которые подобны тернию, виновнее всех прочих». Это говорит он о христианах, пресыщенных «жизнью», подобных обывателю, который, по пушкинской строфе, «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой». Разве будет нам лучше, если мы погибнем, например, не от богатства, а от беспечности или изнеженности, или похотливости? Часто именно бытовые проблемы, различные передряги на работе или поиск развлечений составляют суть нашей жизни, сплетаясь тернием многоразличных мелких страстей и не давая пробиться в нашей душе ростку настоящей жизни – жизни во Христе.

Ныне, пока не поздно, пусть каждый человек, как призывает святитель Феофан Затворник, «рассудит сам, к какому классу он принадлежит». Господь же продолжает сеять Свое слово, чтобы спасти всех нас.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru