Издательский Совет Русской Православной Церкви: Неделя 13-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 13-я по Пятидесятнице 23.09.2013

Неделя 13-я по Пятидесятнице

Притча – небольшая назидательная история с глубоким смыслом. Христос часто, обращаясь к людям, говорил притчами. Через простые образы и понятные для окружающих примеры Он раскрывал истины человеческой жизни и тайны Божьего домостроительства человеческого спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос через притчи облекал «истину в живой образ», чтобы «глубже запечатлеть её в памяти».

Так, в притче о Блудном сыне, растратившем состояние отца, Господь показывает любовь Бога к согрешившему человеку, в притче о милосердном самарянине – кто есть наш ближний и какая должна быть к нему наша любовь.

Евангельское повествование этого воскресного дня предлагает нам притчу о наемных виноградарях, которые проявили дерзость и неблагодарность к своему господину (Мф. 21,33–42).

Некий хозяин земли посадил виноградник, «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Он полностью доверил им свое имущество в надежде, что они, работая, соберут урожай и отдадут ему. Но виноградари поступили иначе.

Не передавая всего содержания притчи, давайте обратимся к ее смыслу.

Адам был призван Богом возделывать Эдем, райский сад — сад своей души, тот самый виноградник, который насадил Господь. Каждому из нас поручена превысшая всех сокровищ мира — душа человеческая. Как усердно мы начинали работать Христу, с каким рвением устремлялись в храмы. Проходит время, и жизнь христианина начинает нас тяготить, все реже и реже мы перешагиваем через свою леность, чтобы причаститься Святых Таин, забываем о чтении Евангелия, сокращаем свое молитвенное правило до одного сонного «Господи, помилуй!».

«Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды…»

В суете и обыденности нашей жизни мы встречаем «рабов» Господних, наших ближних, которых Он посылает, чтобы взять свои плоды, плоды исполнения евангельских заповедей: незлобия, братолюбия, почтения к родителям, любви...

В нашей жизни случаются нерядовые события: избавление от неминуемой смерти, разрешение труднейшей жизненной ситуации, успех в бизнесе и многое иное, что демонстрирует Божий промысел о нас. Порою человек становится свидетелем поистине чуда, исцеляясь от смертельной болезни. Во всех этих ситуациях мы действительно пережили близость Христа. Но как мы воспринимаем Его?

«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».

Казалось бы, пережитое должно подвигнуть нас на подвиг любви. Но поразительно, как человек быстро успокаивается и забывает ту помощь, которую подал ему Господь, продолжая жить полновластным «хозяином» своей жизни. Как часто и с потрясающей беспечностью мы возвращаемся к тем же порокам, которые чуть не сгубили наше тело и душу. Проживаем свою жизнь день за днем, не оставляя места для Христа в своем сердце.

«Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» – этот вопрос обращен ко всем потомкам Адама.
В притче о виноградарях Христос говорит о Своих добровольных крестных страданиях за нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,17). Это воскресение особое, оно предшествует празднику Воздвижения Креста Господня. Наша нерадивость и нежелание понести свой крест делает нас похожими на виноградарей, о которых говорится в притче. Крестившись, человек не должен более жить для себя, в этом суть христианства: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 24–25). Крест – это символ победы над грехом, преодоление себялюбия.

Путь спасения христианина – узкая голгофская тропа крестоношения, приводящая к жизни вечной со Христом. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru