Издательский Совет Русской Православной Церкви: Одиночество в книжной сети

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Одиночество в книжной сети 31.05.2010

Одиночество в книжной сети

Кризис на книжном рынке не закончился, а, по пессимистическим прогнозам, только начинается. Однако это не мешает книгам дорожать, дорожать и еще раз дорожать.

Книгоиздатели безрадостно констатируют, что книжный рынок достаточно инерционен, поэтому 2010 год для петербургского книжного бизнеса может оказаться даже более тяжелым, чем 2009-й. Хотя прошлыми весной-летом издатели тоже чувствовали себя крайне неспокойно.

"Сильнее всего кризисом была затронута художественная литература для взрослых. Снижение спроса также испытала профессиональная и прикладная книга, - отмечается в аналитических материалах Роспечати. - В этих условиях проявилась одна из серьезнейших проблем отрасли - неразвитость системы книгораспространения. Как следствие, замедление оборачиваемости книг: три года назад она составляла 120 дней, сегодня же в среднем увеличилась до 200".

Пока случаи закрытия издательств единичны, однако многие находятся на грани выживания. "В стране уже существует около 4 тыс. 500 издательств, ежегодно выходит более 100 тыс. наименований книг, - пояснил "Росбалту" директор по продажам Cеверо-Западного книготоргового объединения Иннокентий Проваторов. - А ассортимент среднего регионального книжного магазина не превышает 20-25 тыс. книг. При этом, несмотря на развитие специализированной книжной розницы, магазинов по-прежнему катастрофически не хватает".

Более того, так называемые "независимые" магазины продолжают вымирать. Если в течение нескольких предшествующих кризису лет шло постепенное увеличение числа книжных магазинов в стране (к середине 2008 года их число достигало 3600), то за прошедший год было закрыто, по некоторым оценкам, 150-200 книжных магазинов. Исключением не стал и Петербург. Например, летом 2009 года из-за высоких арендных ставок был вынужден закрыться магазин "Перемещенные ценности".  В скором времени, по неподтвержденным данным, могут закрыться еще ряд дисконтных книжных магазинов. "В Санкт-Петербурге продолжают развиваться только крупные книжные сети", - констатирует Проваторов.

"Наши магазины в кризис не закрывались - наоборот, сеть растет и развивается, мы регулярно открываем новые торговые точки", - уточнили "Росбалту" в "Буквоеде". Генеральный директор этой книготорговой компании Денис Котов оценивает прошлогоднее увеличение оборота на уровне примерно 20 %, отмечая, что рост средней суммы чека составил около 15 %. При этом он подчеркивает, что рост выручки происходит именно за счет повышения цен.

То есть, повышение цен идет на фоне падения спроса, что ставит покупателей, также в кризис потерявших часть доходов, в затруднительное положение.

По оценкам Роспечати, средняя розничная цена на книги в России росла все последние годы и в рублях, и в долларах. На конец 2008 года она составила $ 6,3. За кризисный год она выросла в рублях еще, по разным оценкам, на 14-15 %. В настоящее время следует ожидать нового скачка процентов на 10.

Кроме того, дефицит торговых площадей заставляет издателей искать новые площадки распространения, например, супермаркеты.

В специализированных книжных сетях система взимания с поставщиков бонусов широкого распространения не получила. "Мы магазинам бонусов не платим, - сообщил "Росбалту" замгендиректора оптовой книжной компании "Армада-Арбалет"  Василий Головачев. - Может кто-то и платит, но нас это не касается".

Однако в обычных гипермаркетах и сетевых магазинах с книжников взымаются такие же бонусы, как и с поставщиков конфет, колбасы и водки. "В самых крупных сетях, таких как АШАН или О"КЕЙ количество книг уже соизмеримо с ассортиментом небольшого книжного магазина. Но чтобы попасть на эти стеллажи, необходимо оплатить целый список всевозможных бонусов и отчислений, - поясняет Проваторов. - В разных сетях они называются по-разному, но суть одна. Издательства и товаропроводящие структуры вынуждены идти на эти издержки все по той же причине - из-за нехватки специализированных книжных магазинов". Уточним, доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса) по России за прошлый год выросла с 10 % до 12 %.

По словам участника рынка, такие продажи приводят к удорожанию книги еще на 20-30 %. К сожалению, в конечном итоге за все платит покупатель.

Игорь Чубаха








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru