Издательский Совет Русской Православной Церкви: Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке 03.06.2013

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Христос воскресе!

В Неделю 5-ю по Пасхе Святая Церковь напоминает нам о беседе, состоявшейся между Христом и женщиной-самарянкой. Многим этот сюжет знаком по картине Генриха Семирадского «Христос и самарянка».

Проходя через одну из областей Палестины – Самарию, Иисус Христос останавливается у колодца и просит женщину, пришедшую из близлежащего селения набрать воды, дать Ему испить. Она удивляется, что к ней обратился иноплеменник, поскольку иудеи не имели общения с самарянами. Спаситель говорит ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10). Далее, указывая на колодец, Он продолжает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13–14).

Попытаемся понять внутренний смысл слов Христа. Святитель Иоанн Златоуст, поясняя этот евангельский сюжет, замечает: «Благодать Святого Духа в Писании называется иногда огнем, иногда водою, это показывает, что наименования выражают не существо Его, а только действие... Называется же Дух огнем для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою – для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, принимающим Его».

Евангелист не оставил нам имени той женщины, которая уверовала, внимая словам Спасителя, и искренне исповедала свои грехи, однако она известна каждому христианину. «Какое, однако, любомудрие в этой жене! С какою кротостью она принимает обличение», – восклицает святитель Иоанн Златоуст.

В среду прошедшей недели на службе преполовения Пятидесятницы читалось Евангелие о проповеди Христа в иерусалимском храме, где звучало обличение Им своих соплеменников. Иудеи, слыша из уст Христа обличение, не могли воспринять его с кротостью, подобно женщине-самарянке, и, когда Христос, открывая их сокровенные мысли, сказал: «За что ищете убить Меня?» (Ин. 7, 19), злословя Его, говорили: «Не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7, 20).

Такова реальность духовной жизни: богопознание невозможно без нашей открытости Богу и желания следовать за Ним. Мы должны постоянно прислушиваться к нашей совести, этому голосу Духа Божия в нас, иначе гордость и самообольщение приведут нас к удручающему результату – хуле на Духа Святого (см. Мф. 12, 31), отторжению Его действия в нас, невозможности со-бытия с Ним в вечности. Для того чтобы быть, по обетованию Христа, источником «воды живой» – Духа Святого, надо исполнять заповеди Божии. Вспомним одну из них: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Нищета духовная (смиренномудрие, по изъяснению святителя Иоанна Златоуста) – ясное переживание реального положения вещей, как говорит апостол, «не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7, 18). Творя добро, мы не изобретаем чего-то нового, своего, а только исполняем волю Божию. Все, что мы сделали хорошего в нашей жизни, было дано нам свыше: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор. 4, 7). Поэтому человеку так важно обрести смирение перед Богом и слушать Его слово, помня, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Именно поэтому простая женщина-самарянка стала причастницей тайн Божиих, а не ученые книжники из Иерусалима.

«Где истинное смирение, там и глубина смиренномудрия; где смиренномудрие, там и воссияние Святого Духа. Где воссияние Святого Духа, там обильное излияние света Божия и Бог с премудростью и ведением таин Его. Где все это, там Царствие Небесное», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов.

В беседе с самарянкой Христос говорит о вневременном, нематериальном счастье, к которому должен стремиться каждый человек в своей жизни, о том счастье, которое затмевает все чувственное и страстное, чего не сыскать нигде, кроме как у Бога. Будем же всеми силами стараться стяжать это истинное счастье.


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru