Издательский Совет Русской Православной Церкви: Юбилейные даты Свято-Успенского Вышенского монастыря в 2012 году

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Юбилейные даты Свято-Успенского Вышенского монастыря в 2012 году 22.11.2012

Юбилейные даты Свято-Успенского Вышенского монастыря в 2012 году

Выступление настоятельницы Свято-Успенского Вышенского монастыря игумении Веры (Ровчан) на VI Феофановских чтениях.

Президентом Российской Федерации 2012 год объявлен годом Российской истории «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».

Пока жива память о предках и о своем роде в сердцах людей – до тех пор стоит государство и Церковь, и никакие силы, никакие нападки не смогут поколебать устои, заложенные отцами и дедами. Любой род держится на памяти и молитвенном поминовении. Испокон веков на Руси существовала благочестивая традиция из рода в род передавать семейные помянники. Уже уходила память о делах предков, но имена их были живы. Наша память есть вера в то, что у Бога все живы (Лк. 20, 38). Сейчас люди забывают о своих корнях, теряют связь времен, у них другие ценности, которые попали в Россию с Запада. Выросли целые поколения, не знающие своей истории, героев, которые отстояли и защитили наше Отечество.

Что значит юбилей? Юбилей – это событие, широко празднуемое с целью сохранить в памяти важную веху в жизни человека или в жизни общества. В Православной Церкви принято отмечать юбилейные даты святых подвижников, особо почитаемых икон, важные даты в истории Церкви. Многие эти празднования поддерживаются государством, как, например, 4 ноября – день народного единства и празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, 400-летие которой отмечается в этом году. Почитание этой святыни было настолько велико, что не случайно под ее покровом было одержано немало побед.

Празднование юбилейных дат церковной истории – это не только светские мероприятия, за ними стоит соборная молитва. Людей объединяет память о чествуемом святом, ради прославления его имени и упования на его заступничество.

Летопись нашего монастыря в этом году отразила ряд юбилейных дат, связанных с особо памятными историческими событиями.

185 лет со дня передачи в Свято-Успенский Вышенский монастырь Казанской иконы Божией Матери по повелению Царицы Небесной

10-летие перенесения мощей святителя Феофана из церкви села Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь

Памятные даты, связанные с настоятелем Вышенской пустыни архимандритом Аркадием:

150 лет назад, в 1862 году, игумен Аркадий (Честонов) принял в управление Свято-Успенскую Вышенскую пустынь

105 лет назад, 1 ноября 1907 года, архимандрит Аркадий почил в Вышенской обители.

185 лет со дня передачи в Свято-Успенский Вышенский монастырь

Казанской иконы Божией Матери

В марте 1827 года, ровно 185 лет назад, Матерь Божия явилась монахине Тамбовского Вознесенского монастыря Миропии (Аденковой) и повелела передать на вечные времена в Свято-Успенский Вышенский монастырь Казанскую икону Божией Матери. По повелению Царицы Небесной, в этом же месяце икона прибыла в обитель. Позднее икона получила наименование Казанской Вышенской и за многочисленные исцеления стала почитаться как чудотворная.

В наступившем году наша страна отмечает 200-летний юбилей Бородинского сражения 1812 года. Эта дата в истории России оставила глубокий след. Только благодаря непоколебимой вере в Бога, царя и любви к Отечеству была одержана победа над неприятелем. Этот знаменательный юбилей, торжественно отмечавшийся в сентябре 2012 года, напрямую связан с историей иконы.

В сентябре 1812 года, спасаясь от французских захватчиков, наступающих на Москву, спешно покинула столицу Мария Ивановна Аденкова, взяв с собой только одну икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тамбовском Вознесенском монастыре, приняв постриг с именем Миропия. Жизнь монахини Миропии в Тамбовском Вознесенском монастыре протекала тихо, незаметно, как жизнь вообще всякого монаха или монахини, в келейных трудах, в церковной и домашней молитве, в исполнении монастырского послушания. Ее отличали скромность, кротость, высокая религиозная настроенность, полная преданность воле Божией и особое благоговение к своей келейной иконе Казанской Божией Матери, перед которой теплилась неугасимая лампада. Кроме своих келейных монашеских правил, монахиня Миропия ежедневно прочитывала акафист пред образом Царицы Небесной.

Монахиня Миропия думала завещать икону своей племяннице, проживавшей в том же монастыря. Но мысли и желания человеческие бывают бессильны, когда действует воля Божия. Племянница неожиданно скончалась.

В марте 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась ей и повелела вручить Свою икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено. Из повествований об истории чудотворных образов Божией Матери мы знаем, что часто Сама Богородица определяет место для пребывания Своей иконы, и это определение является непреложным и промыслительным. Так и произошло 185 лет назад.

От иконы стали происходить многочисленные чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. Значительно увеличился приток богомольцев в Вышенскую пустынь. Для достойного хранения святыни архимандрит Аркадий (Честонов) построил в Вышенской пустыни просторный и величественный Казанский собор, который и до сего времени, отреставрированный после многих лет поругания, является украшением обители. До революции почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев с крестными ходами чудотворный образ носили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел. Во время крестных ходов икону приносили и в дома многих жителей. Перед чудотворным образом служили многочисленные молебны. Надежда на молитвенную помощь от иконы Божией Матери Казанской Вышенской у людей была искренней и глубокой.

С историей организации и проведения крестных ходов связаны еще две юбилейные даты в истории нашей обители: 150 лет назад, в 1862 году, учрежден первый Крестный ход с Вышенской иконой Божией Матери в Моршанск в память избавления города от холеры. 135 лет назад, в 1877 году, вышло определение Св. Синода о ежегодном пребывании чудотворной Вышенской иконы в Тамбове с 13 мая по 25 июня.

Благодарные верующие украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и сделали ценный киот из чистого серебра. Когда чудотворная икона пребывала в Крестных ходах, на ее месте в Вышенской пустыни была ее точная копия.

Даже в тяжелые послереволюционные годы, уповая на особое предстательство и помощь Царицы Небесной, в Вышенском монастыре неоднократно организовывали крестный ход с чудотворной иконой. Во время одного из них местный ЧК пытался разогнать крестный ход и отобрать икону. Местные крестьяне пошли выручать чудотворный образ. Под градом пуль они шли к «народной власти»: «Матушка, Заступнице, спаси, помилуй, все за тебя ляжем…» Видя такую непоколебимую веру и решимость жителей, власти реквизировали драгоценную ризу, а «доску» бросили верующим.

Вышенский монастырь был закрыт и разорен, а икона и в советское время, по непреложному обетованию Царицы Небесной, осталась на Шацкой земле, сохранялась верующими как драгоценная святыня. Чудотворный образ и в то непростое время благословлял и освящал эту землю. Икона находилась у священника Василия Яковлева, проживавшего в селе Шаморга, недалеко от Вышенского монастыря.

В 1946 году открылся приходской храм в честь преподобного Сергия в селе Эммануиловке. В 1947 году о. Василия назначили служить в эту церковь. Во время ежедневного молитвенного правила перед домашним иконостасом вся семья священника стала свидетелем того, как икона стала выпадать из иконостаса (а это была икона Казанская Вышенская). Это повторялось несколько раз, и о. Василий понял, что Царица Небесная определяет возвращение Ее иконы в единственный действующий в округе храм для поклонения верующих. И о. Василий передал икону в храм преподобного Сергия.

Вышенский монастырь был открыт лишь в 1990 году. В 1999 году в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы. Исполнилось непреложное обетование Царицы Небесной, Которая Своим святым образом снова вернулась в Вышенскую обитель, вселив в сердца сестер уверенность в скорейшем восстановлении обители.

С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция крестных ходов с чудотворным образом Божией Матери. В 2011 году состоялись крестные ходы с вышенскими святынями во Владимирскую, Тамбовскую, Тверскую епархии, Рязань. Более месяца вышенские святыни находились на Украинской земле, посетив семь епархий в Восточных и Западных областях. В начале 2012 года организован крестный ход в Липецкую епархию, на родину святителя Феофана. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.

Икона Божией Матери Казанская Вышенская – это особый покров для Вышенской обители, которая ровно 185 лет назад приняла к себе чудотворный образ.

10-летие перенесения мощей святителя Феофана

29 июня 2012 года в нашей обители торжественно отмечалось 10-летие перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. из церкви села Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь

По успении епископ Феофан был похоронен в Казанском соборе, на месте его захоронения было установлено надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение трех книг: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

В советские годы Казанский собор был приспособлен психиатрической больницей под склад. Время было бездуховное, и мало кого интересовала судьба храмов и находящихся в них святынь, особенно – захоронений. Но все же нашлись те, в чьих сердцах горела ревность о Господе – иерей Георгий Глазунов, игумен Марк (Лозинский), иеромонах Елевферий (Диденко) и иеромонах Георгий (Тертышников). В 1973 году, отслужив панихиду, впервые за долгие годы они почтили память Вышенского Затворника у его надгробия.

И вскоре состоялось обретение святых мощей, которые до 1988 года находились в Троице-Сергиевой лавре. В 1988 году состоялся Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о канонизации святителя Феофана, Затворника Вышенского, и причислении его к лику святых. В этом же году по благословлению митрополита Рязанского и Касимовского Симона честные мощи были перевезены из Троице-Сергиевой лавры в храм Сергия Радонежского села Эммануиловки, где они находились 14 лет.

В 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей святителя из села Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил сам Предстоятель Русской Церкви. Многие в те годы сомневались в целесообразности этого шага, настолько в запущенном состоянии находилась обитель. Из воспоминаний епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, который, будучи иподиаконом у владыки Иосифа, принимал участие в организации и проведении этих торжеств, мы знаем, что Святейший Патриарх в какое-то время был единственным, кто верил, что это событие действительно состоится, верил и молился…

Перенесение мощей святителя в наш монастырь стало важной страницей в истории обители и послужило мощным импульсом не только к восстановлению разрушенных храмов и монастырских зданий, но, что гораздо важнее, к возрождению монашеской жизни в стенах поруганной святыни. Когда святитель Феофан своими святыми мощами вернулся в обитель, это придало сестрам уверенность в скорейшем возрождении монастыря. Молодая обитель встретила в своих стенах своего молитвенника, предстателя и ходатая. По учению Православной Церкви, через святые мощи верующим подается особая благодатная сила. Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет Своей благодатью и после телесной кончины святого.

Уже десять лет прошло с того памятного дня, и в этом году в обители опять собралось много паломников, почитающих великого подвижника и ту обитель, которую он избрал местом своего затвора.

Божественную литургию в Казанском соборе монастыря возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Павел, которому сослужили епископ Скопинский и Шацкий Владимир и епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, а также более 100 священников. Давно никто не помнил такого великого сонма духовенства, которое молилось у престола Божиего, поминая память Вышенского затворника!

Покидая монастырь, люди уносили в своих сердцах и душах частицу небесной благодати от молитвенного общения со святителем Феофаном.

Мы верим, что и последующие 10 лет раскроют миру кладезь духовного дарования святителя. Как в каждом доме в святом углу обязательно стоят иконы Спасителя и Божией Матери, так мы надеемся, что в каждом доме на книжной полке будет стоять собрание творений святителя Феофан, которое укажет путь ко спасению.

Памятные даты, связанные с настоятелем Вышенской пустыни архимандритом Аркадием

150 лет назад, в 1862 году, игумен Аркадий (Честонов) принял в управление Вышенскую пустынь. Это был рачительный хозяин, строитель, мудрый пастырь, сотаинник святителя Феофана, поборник духовного просвещения на Шацкой земле. И при всей своей занятости по управлению обителью, он имел дар непрестанной Иисусовой молитвы – основного делания монаха.

Отец Аркадий, настоятельствовавший на Выше 45 лет, сумел духовно возродить пустынную обитель, где сложилась особая монашеская жизнь в духе древнего иночества. Когда было необходимо, настоятель действовал строго и решительно, но более – увещанием и отеческим вразумлением. С плачущими он плакал, с кающимися – скорбел душевно, имел дар трезвения и рассуждения.

Благодаря энергии настоятеля, его талантам администратора и хозяйственника была устроена и внешняя жизнь обители, построен теплый вместительный Христорождественский храм.

Благословляя о. Аркадия на настоятельство, святитель Феофан, будучи в то время на Тамбовской кафедре, заметил: «Поезжайте на Вышу, а потом и я к Вам приеду. Заживем опять вместе».

Мудрый отец настоятель создал все условия для пребывания в стенах Вышенской обители дивного светильника Православной Церкви – святителя Феофана Затворника, с духовного совета которого устраивалось многое в обители. Святитель Феофан и отец Аркадий взаимно дополняли друг друга: один был предан более созерцательной жизни и ученым трудам, второй был администратором, настоящим хозяином обители.

Учитывая большие заслуги архимандрита Аркадия в делах управления обителью, ему предлагали занять должность наместника в Почаевской лавре, но по совету святителя Феофана он отказался. Святитель Феофан был для него духовным наставником, без совета которого архимандрит не начинал ни одного дела в обители. Обычно раз в неделю отец Аркадий приходил к святителю для духовной беседы.

Сам святитель писал: «Мне здесь крепко хорошо. Нет и не может быть ничего на свете лучше и краше нашей Выши».

Особая роль принадлежит архимандриту Аркадию в деле развития просвещения в Шацком крае. В 1886 году попечением архимандрита Аркадия в деревне Купле, где находилось монастырское подворье, была открыта церковно-приходская школа, превратившаяся со временем во второклассную школу для подготовки народных учителей. Отец Аркадий не только выстроил здания для школы и просторный храм, но и уделял большое внимание организации учебного процесса, лично подбирал преподавателей, внимательно следил за ходом обучения и образом жизни как учащихся, так и преподавателей.

Местные жители любили и уважали архимандрита Аркадия за его доброжелательность, простоту и прямоту в общении, за его искреннее и честное служение делу народного просвещения.

105 лет назад, 1 ноября 1907 года, архимандрит Аркадий почил в Вышенской обители. Имя архимандрита Аркадия до сих пор в семейных помянниках многих местных жителей.

В советское время могила архимандрита Аркадия, которая была на территории Вышенского монастыря, занимаемого психиатрической больницей, была осквернена. Чтобы избавить могилу от поругания, было принято решение о перезахоронении архимандрита Аркадия за алтарем храма Сергия Радонежского села Эммануиловки. Сестры монастыря по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла вот уже 2 года каждую пятницу служат панихиды на могиле архимандрита Аркадия. Поминая подвижника и строителя, мы стали замечать, как неожиданным образом стали устраиваться дела по восстановлению монастыря: появились люди, сердца которых расположились к Вышенскому монастырю. Их жертва стала приходить в самое необходимое время и в том количестве, которое было нужно обители в данное время. Это тонны цемента, железа и отделочных материалов.

Празднование юбилейных дат этого года способствовало активизации жизни как внутри, так и вокруг монастыря. Увеличилось число паломников, желающих посетить обитель и музей святителя Феофана. И, что особенно радостно было видеть, среди них много молодежи, учащихся школ, интернатов, вузов. Исторически основание монастыря было обусловлено тем, что в этих глухих местах проживало большое количество язычников – мордвы, и было необходимо создать форпост в деле распространения христианской веры. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. К сожалению, сейчас, как и много лет назад, требуется огромная работа по возрождению духовности среди местного населения, отравленного духом атеизма и безнравственности.

События и юбилейные даты в преддверии великого торжества, которое состоится в 2015 году – 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, – способствуют прославлению имени святителя и ведут к укреплению православной веры, а также к возрождению духовной жизни.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru