Издательский Совет Русской Православной Церкви: Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского 14.04.2012

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

«Если Христос не воскрес, то

и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»

(Первое послание к Коринфянам гл.15 ст.14)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

С глубоким чувством пасхальной радости от всей души поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением! Вот мы и достигли главной цели нашего поста – встречи со Христом Воскресшим. Вкусили сладости дивного Пира Веры на Пасхальном богослужении. «В нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся», – словами канона Святая Церковь говорит о нескончаемой Божественной трапезе Агнца, образом которой является нынешний Великий день.

Каждый год наше сердце наполняется необычайным трепетом, который переполняет все наше естество, и нам хочется ликовать, радостно прославляя Воскресшего Господа. Потому что ныне восстал из мертвых наш Господь, и побежден ад, потому что отверсты для каждого верующего двери рая. В этот Великий день торжества веры даровано человеку Божественное достоинство.

Можно встретить немалое число тех, кто не верит в Воскресение Христа, и свое неверие они обосновывают доводами разума: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет.3:4). Ведь действительно, это таинственное чудо было сокрыто от человеческих глаз. Но почему? Разве не мог Христос Воскреснуть торжественно, чтобы от края и до края Земли люди увидели и убедились воочию в этом чуде? Конечно же, мог, но осталось бы тогда нам место для веры? Ведь и при жизни Спаситель не чудесами и великими знамениями приводил людей к Себе, но кротко, призывая укреплять свою веру.

Неужели наличие веры так необходимо для спасения, и мало просто быть «хорошим человеком»? Блаженному Августину принадлежит замечательное выражение «Добродетели неверующих – суть блестящие пороки». Потому что в основе этих добродетелей лежит страшная страсть гордости, указывающая источником добра человека, а не Бога.

Современное общество поражено тяжким недугом неверия. Видно и наше маловерие перед лицом Слова Божия, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4,12). Мы только одно и можем – воскликнуть подобно евангельскому отцу бесноватого отрока: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). «Кто же может тогда спастись?» – недоумевали апостолы.  Христос отвечал: «Человекам это не возможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25-26). Господь нас спасет, если мы будем в напряжении наших сил совершать дела веры, как пишет апостол Иаков «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Главнейшее дело веры – покаяние. Покаяние является единственной опорой, на которой держится вера во Христа и вообще духовная жизнь. Люди могут уйти из Церкви только по одной причине – если они не искали покаяния подобно Иуде, если они своими делами отвергли Христа, отвергли покаяние и исповедали свое неверие во Христа.

Мы живем в лукавом мире. Порой нам кажется, что Бог вовсе покинул этот мир и в нем господствует дьявол и его слуги. Нас нередко обманывают, обкрадывают, оскорбляют, унижают. Но что мы всему этому можем противопоставить? Злом зло не победить. Апостол Иоанн Богослов учит, что только нашей верой мы можем победить мир: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Причем вера должна быть действенной, то есть основывающейся на делах доброделания, покаяния и смирения. Каких-то тайных средств для совершения добродетелей нет, нужно просто с вниманием и ревностью относиться к вопросам нашей духовной жизни. С готовностью претерпевать черствость и окамененность своего сердца, помня, что наша немощь нас не погубит, а может погубить леность, праздность, отчаяние и неверие.

В этот великий Праздников праздник будем прославлять Воскресшего Бога не только словами, но и делами, видя в ближних наших Самого Христа. Ведь тогда сможем воскреснуть духовно и мы, и наши родные с близкими, и наши друзья с соотечественниками, наша многострадальная Родина. Это все возможно, потому что нет ничего невозможного для верующего.

Впереди светоносные дни пасхальной седмицы, постараемся напитаться дышащим неотмирной радостью, церковным богослужением. Будем чаще приходить в храм для встречи с Воскресшим Христом. В своей повседневной жизни будем помнить, что мы в эти дни: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». «Веселыми ногами» поспешим возвестить окружающим нас людям:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Смиренный

Климент,

Митрополит Калужский и Боровский

Пасха Христова,

г. Калуга

2 / 15 апреля 2012 года









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru