|
||||
|
29.02.2012
Тут книги читают от доски до доски……Непосвященному человеку вряд ли догадаться, какие сокровища скрывает стандартная дверь одного из кабинетов Якутской духовной семинарии. Речь, конечно, не о золоте–серебре. Сокровища здесь совсем иного рода: древние книги, редкие фотографии и документы, хранящие аромат эпохи… Артефакты истории, которые становятся все более бесценными с каждым днем, – «сердце» архивного фонда Якутской епархии. Собирались они – из разных веков и поколений – долгие годы. Однако пребывали в условиях совсем для того неподходящих. И неизвестно, как долго бы это продолжалось, если бы нынешним летом епископ Роман не поставил задачу: епархиальный архив должен, наконец, стать настоящим архивом! Отчеты – в огонь …Кому-то этот фонд может показаться не столь уж большим – пока в нем 168 единиц хранения. Однако нужно учесть один нюанс: епархиальный архив-библиотека начал создаваться фактически на голом месте – после того разгрома, который он пережил в годы советской власти… – То, чем располагала епархия до революции, было бесценно. Здесь хранилось огромное количество исторических документов, - рассказывает один из ведущих в Якутии специалистов по архивному делу, кандидат исторических наук Инна Юрганова. – Был богатейший книжный фонд: литературу заказывали целыми списками – при всех крупных храмах имелись свои библиотеки. Регулярно приходила в Якутск церковная периодика – епархия выписывала много газет и журналов. У нас сохранился, например, экземпляр дореволюционной питерской газеты «Кормчий»... После 1917 года все это богатство очень быстро пошло, что называется, в распыл. Часть передали в Национальный архив республики, старые книги – в Национальную библиотеку, которая тогда носила имя А.Пушкина. Сколько же бесценных документов было просто сожжено или отправилось в утиль – и вовсе не установить. Такая судьба постигла, к примеру, ежегодные отчеты якутских епископов, которые по масштабу изложенного можно, наверное, сравнить с энциклопедией епархиальной жизни. – В дореволюционное время в духовном ведомстве существовала весьма жесткая система отчетности, – рассказывает Инна Игоревна. – Все епархиальные архиереи ежегодно составляли многостраничные отчеты, где очень подробно было расписано буквально все. О миссионерской деятельности, строительстве церквей, духовенстве, пастве... У нас есть, к примеру, экземпляр отчета за 1915 год, составленный епископом Ефимием. Он на 176 листах. Начинается с географического положения епархии, устройства и состояния епархиального управления, финансов. А затем идет полное обозрение епархии. Архиерей подробно описывал все свои поездки, как служат священники в церквях, кто из них является благочинными и за какие заслуги назначен. Рассказывает о состоянии похоронной кассы, деятельности учебных заведений, сколько в наличии церквей, часовен и молитвенных домов, в каком они виде… Отдельная глава – Спасский монастырь: сколько монахов, чем занимаются, что ему принадлежит, как эти угодья используются… Такие отчеты – сгусток информации о жизни епархии. Впрочем, ни одного подлинника отчетов сегодня в Якутии не сохранилось – в середине прошлого века все они были уничтожены. Поэтому ныне архивисты вынуждены делать их копии там, где хранятся первые экземпляры – в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург). – Это счастье, что отчеты писались в двух экземплярах. Первый отправлялся в Священный Синод (там и сохранились подлинники), второй оставался в Якутске. Здесь был очень большой консисторский архив, но в годы советской власти было сделано все, чтобы его уничтожить... Судьба епископа: осталось пять листочков… ...Тем не менее, подлинников в архиве все-таки немало. Это документы 18 и 19 веков: метрические книги, грамота о закладке Вилюйской Николаевской церкви за 1795 год, рапорт по завершению строительства той же церкви и т.д. Большой раздел архива посвящен деятельности архиереев и священнослужителей Якутской и Вилюйской епархии (так тогда называлась наша епархия). О ком-то информации много, о ком-то – почти ничего. Больше всего данных, конечно, связано с именем святителя Иннокентия (Вениаминова), без которого епархии просто не было бы. Немало ценной информации удалось найти о епископе Иакове (Домском), чьи мощи покоятся в Никольской церкви Якутска и чья канонизация сейчас готовится. А вот в «личном деле» епископа Павла – всего-то пять листочков. Все, что пока удалось найти… – Когда погружаешься в документы, начинаешь лучше понимать время и то, что довелось пережить людям, оказавшимся на переломе истории, – говорит И.Юрганова. – К примеру, очень показательна судьба последнего дореволюционного епископа Софрония (Арефьева), который был расстрелян. Его перебрасывали с кафедру на кафедру, он переходил в обновленчество, отрекался от него, возвращался в лоно церкви и все равно его расстреляли – уже в Краснодаре. …Вот так, по крупицам, историки и сотрудники епархии вынуждены возрождать епархиальный архив. Кстати, импульс этому в свое время задал еще Владыка Герман, затем процесс возрождения продолжил Владыка Зосима – при нем фонд пополнился немалым количеством редких книг и документов. Сейчас и они сами тоже уже стали частью истории епархии. Ну, а ныне, стараниями Владыки Романа, начался процесс упорядочивания этого собрания древностей. Владыка подписал Положение об архивном фонде Якутской епархии и епархиальном архиве библиотеки. Это значит, что он состоит как бы из двух частей: фонда архивных документов и фонда редких книг. Здесь сконцентрирован значительный фотофонд, как дореволюционного периода (в копиях), так и поры новейшей истории православия в Якутии. Предполагается, что архив будет «живым», постоянно пополняемым и станет базой не только для учащихся Якутской духовной семинарии, но и исследователей, занимающихся историей епархии. Теперь мечта архивистов – создать его электронный каталог. «Если не возьмет, то сжечь...» …Заведующая архивом кандидат исторических наук Тамара Викторовна Захарова извлекает и осторожно разворачивает самую ценную реликвию – Библию 1776 года выпуска. – От первого издания она отличается тем, что у нее нет титульного листа, – комментирует она. – Но посмотрите, какие гравюры!.. Гравюры с видами старых Москвы и Санкт-Петербурга, действительно, роскошны. Так же как и обложка – деревянные доски, обтянутые окаменевшей от времени кожей. – Помните выражение: прочесть от доски до доски? – напоминает она. Как именно и когда этот экземпляр очутился в Якутии, теперь, наверное, уже не проследить. Доподлинно известно одно: когда-то он принадлежал Казанской церкви села Иситьево Елатовской округи Тамбовской губернии. Чернильная вязь, свидетельствующая об этом с пожелтевших грубых (почти картонных) страниц, не выцвела до сих пор. – Раньше бумага и чернила изготавливались из натуральных продуктов, поэтому сохранность у этих документов высокая, – заметила Т.Захарова. – Первая бумажная мануфактура, построенная в 1716 году, бумагу делала из тряпок. Тряпье вываривали, потом выливали массу на решетки, сушили и прокатывали через пресс. Что любопытно! Хуже всего хранятся документы начала 20 века – периода революции, гражданской войны и разрухи в стране, когда писали карандашами и зачастую на обрывках обоев… Еще одна редкость – Толкование на Псалтирь от 1791 года. Здесь есть даже скрепная надпись, переходящая со страницу на страницу: «Кашинского Сретенского девичьего монастыря». Владельческая надпись, указывавшая кому принадлежала книга. Как она попала в Якутск? – Раньше была такая практика. Когда в какую-то церковь попадали новые книги, то старые она отправляла в другие храмы. Возможно, именно таким образом книга и оказалась здесь, – рассказывает Тамара Викторовна. – Раньше ведь даже раскольничьи книги не сжигались. Их концентрировали в консистории, а после создания семинарской библиотеки отправляли туда, чтобы изучать. После революции богатейшее книжное собрание епархии попало в Национальную библиотеку, где хранится и поныне. Епархия очень благодарна якутянам, которые приносят сюда свои семейные реликвии – книги и документы, оставшиеся от предков. Именно так была собрана основная часть нынешнего архивного фонда. Немалая часть его, кстати, прибыла из Олекминска, где до революции имелась самая большая (после Якутска) коллекция богослужебных и светских книг. Их выдавали прихожанам на дом. – Мы порой даже не всегда можем назвать их, – говорит Т.Захарова. – Иногда имена дарителей не записывали. Порой люди сами отказываются афишировать это. А мы благодарны всем, кто понимает, насколько важно такое историческое наследие, и хотел бы передать его в надежные руки. Хотелось бы обратиться ко всем якутянам: если у вас есть книги, фотографии, документы, связанные с историей епархии, приносите! Мы примем все и в любом виде. …В одной из старинных духовных книг хранительницы архива обнаружили записку – удивительный документ эпохи. «Это книга Лиды (Харитины), и отдать ей. Если не возьмет, то сжечь» – написал кто-то на обычном листке бумаги обычной шариковой ручкой. Даты нет, но понятно, что писана она была тогда, когда держать такие вещи дома было небезопасно. Однако тот, кому она была адресована, книгу пожалел – сохранил вопреки всему до лучших времен. Понимая, что, возможно, в этом и состоит его личный человеческий подвиг…
Беседовала Елена Воробьева
Источник: eparhia.ya1.ru
|
|