Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги «Епископ Зосима. Книга памяти»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги «Епископ Зосима. Книга памяти» 13.12.2011

Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на презентации книги «Епископ Зосима. Книга памяти»

Сегодня мы собрались в Издательском Совете для презентации книги об одном из известных архипастырей нашей Церкви – епископе Зосиме. Это замечательное издание показывает жизненный путь и труды владыки, но еще оно уникально тем, что не просто передает жизненные вехи архипастыря, а повествование соединено с воспоминанием о нем тех людей, кто хорошо его знал, был рядом, многие годы имел с ним духовное общение. Такое изложение материала дает полное и глубокое представление о нем.

Родился владыка в простой семье в советское время, но Господь привел его в Церковь особым путем. Ещё до мысли быть монахом и стать священником владыку Зосиму Господь приводит в Данилов монастырь, который только передали Церкви. Обитель находилась в руинах, были в прямом смысле мерзость и запустение. Братии было еще мало, много трудилось добровольцев, вот и владыка пришел, взял лопату в руки и вместе с другими людьми работал, очищал это святое место. Многие из тех, кто сейчас бывает в Даниловом монастыре, и представить себе не могут, что там было. Обитель быстро восстановилась трудами и отцов наместников, в том числе и отца Алексия, а также и таких простых людей, работавших в ней, как владыка Зосима. Сейчас благодаря их трудам монастырь сияет, живет своей духовной жизнью, активно ведет просветительскую работу. А тогда я приезжал и удивлялся: все здания были перестроены, в храмах были перекрытия, кругом грязь и мусор. Будущий владыка Зосима очищал это святое место от хлама и мусора, накопленного десятилетиями, но, главное, его сердце также очищалось и находило Бога. Тогда у него появилось желание поступить в семинарию, а потом прийти в монастырь.

В 1988 году владыка поступает в Московскую духовную семинарию, на втором курсе переходит в Троице-Сергиеву Лавру, принимает монашество и рукоположен в иеродиаконы. Недолго пробыл он любимой им Лавре, через год после поступления в братию его направляют в Данилов монастырь, обитель, которая, можно сказать, привела его к Богу и дала первые уроки послушания и монашеской жизни. Он вновь берет здесь «лопату», но «лопату» духовную и уже возделывает поле духовное. Главным его трудом была молитва. Он очень любил храм и богослужение. В это время происходило его духовное становление. По характеру он тихий, спокойный. Тихость и спокойствие молодого монаха, а потом иеромонаха у некоторых вызывали недоумение: почему он не любит компании, не вступает в разговоры? В это время он активно работал над собой, а точнее Бог питал его Своей мудростью, а он сосредоточенно впитывал каждое слово Евангелия, каждое слово молитвы. В этот период он научился молиться, он приобрел внутреннюю устремленность к Богу, что очень важно для монаха. Когда человек обретает такое устроение души, то все остальное остается для него второстепенным. Главное у него – устремленность к Богу, и это выражается в постоянной молитве, в любви к храму и богослужениям, в служении ближним, в милосердии и нестяжательстве. Вот это мы видим было у владыки. Когда к нему кто-то обращался, то он просто призывал помолиться, покаяться и примером своей жизни укреплял человека. Вот в это время я познакомился с владыкой, тогда иеромонахом.

Я работал в Отделе внешних церковных связей. Люди, которые хорошо знали будущего владыку, рассказывали мне про необычного батюшку Зосиму. Вот тогда я пригласил к себе отца Зосиму, чтобы поговорить с ним о поездке в Иерусалим. Нужно было направить молодого монаха на участок в Иерихоне, который незадолго до этого был передан нам. Я уговорил тогда отца Зосиму, и он согласился поехать. Когда он там находился, я не получал от него просьб о возвращении, хотя на его здоровье отрицательно сказывалась жара. Он мне говорил: «Все слава Богу», – хотя там у него сильно болело сердце. Мне только паломники сообщали, что климат там опасен для него. Я был на участке в Иерихоне до него, а когда туда приехал через полтора года после назначения отца Зосимы, то просто не узнал участок. Хотел его похвалить, а он говорит: «За что хвалить, я тут ещё ничего не сделал». Он перечислял, что ещё хочет сделать. У него планы были большие. Даже не планы, это его жизнь была такой. Он считал, что, раз поставлен на такое послушание, должен сделать максимально, что может. Он жил этой жизнью, выполнял послушания, возрождал Иерихон. Местный жаркий климат сказался на его здоровье, он не смог там долго быть, вернулся опять в свой родной, близкий, дорогой ему Данилов монастырь и там продолжал нести послушание.

В 2004 году понадобилось привлечь его на более высокое церковное служение, нам потребовалось направить нового епископа в Якутию. Я говорил с ним, он согласился. Говорит: «Владыка, Вы меня посылаете то на юг, в жару, то на север в холод...» Когда ещё в начале знакомства мы говорили с ним, он мне рассказывал, что ездил с родителями по северу Сибири и бывал в Якутске. Я вспомнил об этом и говорю: «Ты же там бывал». «Это родители были, а я просто за ними ездил». С предложением поехать в Якутск он согласился. Хиротонию совершил покойный Святейший Патриарх Алексий, и владыка воспринял на себя новый крест служения там, куда ссылались в советское время тысячи новомучеников. Он радовался этому, ибо темой новомучеников он занимался давно. С полной самоотдачей он совершал служение на Якутской земле, он искренне любил свою паству и всегда при встречах с особой теплотой говорил о ставших ему близкими якутах. Главное для него было – спасение людей.

Я вспоминаю его отношение к людям. Якутия по национальному составу регион не простой, но он со всеми смог наладить добрые отношения. Когда он рассказывал о своих поездках по Якутии, о пастве, то в этих рассказах было что-то детско-чистое, он всегда с радостью говорил и никогда сам не начинал говорить о проблемах, о трудностях в служении, о своем здоровье и болезнях. Я знал его секретаря, и вот когда она приедет по делам в Москву и придет ко мне, то расскажет, как Владыка чувствует себя, что у него побаливает сердце. Я же увижу владыку, спрошу о здоровье, он в ответ: «Ничего. Господь дает сил».

Особенность его служения в Якутии заключалась в том, что он отдавал всё своё сердце народу. У него было много проектов, как помочь, особенно жителям отдаленных мест в Якутии. Один раз, когда он плавал по Лене, я посылал с ним своих студентов. Я думал, что, вернувшись, они будут восхищаться природой, рыбой, животными, а они восхищались владыкой. Рассказывали: стали готовить обед из пойманной большой рыбы. Ее надо было почистить, владыка первым взял нож и стал разделывать рыбу. Студентов это удивило, они ему говорят: «Владыка, мы почистим сами». А он стоял с ними и работал до конца.

Это черта его характера, а даже я скажу, это был его жизненный принцип: не отделять себя от народа. Он понимал, что он епископ, совершает служение, но служение это общее – епископа, священников и народа. Епископская власть на высоте тогда, когда епископ с народом, а не над народом. Об этом мы часто с ним рассуждали при встречах.

Когда он служил в Москве, он не организовывал народ, а объединял людей. Вокруг него в Даниловом монастыре создалась община верующих. Так он служил и в Якутии. До последнего мгновения он думал, что ещё сделать для паствы, чтобы они полюбили Христа, чтобы они приняли веру во Христа в своем сердце, оставили пороки. Он так переживал за молодежь якутскую, за каждого человека.

Господь дал жителям Якутии молитвенника. Он и сейчас молится за них. Жизнь его была направлена на благо народа, служил он на благо Церкви. Вечная ему память.

Когда я взял в руки книгу, я обрадовался тому, как она устроена. Она составлена так, что биография владыки, его слова, воспоминания о нем как живой диалог. Смотришь, воспоминания такого-то человека, письмо, а затем его слова, он как будто отвечает. Каждый человек, который здесь свое слово сказал, благодарит владыку и молится за него. Я хотел бы сердечно поблагодарить отца Алексия, издательство «Даниловский благовестник» за большую работу, которую вы проделали, составив книгу памяти о владыке Зосиме. Это действительно ценное издание. Вечная память владыке, а вам большое спасибо.

Я хочу поприветствовать родителей владыки Эмму Михайловну и Василия Семеновича. У вас был и есть замечательный сын. Сейчас мы не можем с ним физически, как говорится, общаться, но духовно мы имеем с ним единство. Он с нами. Господь так сотворил человека, что, даже если нет кого-то близких рядом с нами, мы чувствуем, что они всё равно с нами пребывают и нам помогают. Ваш сын был чудесный архипастырь. Господь дал ему больше возможностей молиться там, у престола Божия с праведными, за всех нас. А молитва праведных много помогает и укрепляет живущих здесь, на земле. Его вера, его любовь, его справедливость, его чистота, его забота о других для нас является примером. Спасибо вам.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru