Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Религиозное осмысление личного жизненного пути Константина  Леонтьева 24.11.2011

Религиозное осмысление личного жизненного пути Константина Леонтьева

Сердечно приветствую всех участников научно-практической церковно-общественной конференции, посвященной 120-летию со дня кончины великого русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева, в монашестве Климента!

Мы живем в непростое время. Пережив 70-летнее атеистическое духовное порабощение, наш народ, вместо того чтобы вернуться к своим историческим православным корням, увлекается прозападными идеалами. Большинство наших соотечественников в своей жизни утратили те основополагающие ценности, которые на протяжении многих веков определяли сознание наших предков и служили основополагающим камнем в устроении жизни. В первую очередь, это была живая искренняя вера в Бога. Да, сейчас мы прилагаем все силы для того, чтобы вернуть наш народ к Творцу, но все же в большинстве своем он остается глубоко бездуховен, хотя подчас и отождествляет себя с Православием. И дело здесь во многом вовсе не в нас заключается – так мало по-настоящему верующих людей, как мне кажется, лишь из-за того, что Россия давно преклонилась пред материальными бездуховными западными ценностями и ими живет. Принцип «бери от жизни все» глубоко проник в сознание современников, а сознание определяет бытие. Нельзя служить двум господам – Богу и мамоне, потому что рано или поздно человек потеряет любовь к Богу, истратив все силы на служение земному. Самое печальное заключается в том, что большинство наших сограждан, формально называя себя верующими, уже давно стремятся к умножению личных материальных ценностей, к вершинам карьерного роста и стяжанию тщетной славы, физическому, нравственному, душевному и духовному комфорту. Даже Церковь они хотят видеть такой, которая им была бы удобна. Не понимая Евангелие, они ищут причины не в себе, а в словах Христа. Им нужна Церковь, где было бы комфортно, они забывают, что путь христианина – это постоянное крестоношение и следование узким путем. Быть христианином – это подвиг, а если человек называет себя православным, но не идет вслед за Христом, то недалек тот день, когда он восстанет против Бога, как это случилось в 1917 году.

Чем же так важно для нас сегодня наследие Константина Николаевича Леонтьева, что заставило нас собраться сегодня здесь? Только ли красивой датой и желанием почтить память уроженца Калужской губернии? Вряд ли. Основная причина, как мне видится, кроется в необычайно проницательном мировосприятии Леонтьева, поражающем современного читателя своей глубиной, честностью и актуальностью. В частности, он предупреждал о том, что Европа рано или поздно станет объединяться, превращаясь в одно большое государство, так это мы видим сегодня. Но он указывал, что это единение будет внешнее и к внутреннему единству не приведет, что будет создавать внутренние проблемы нового общеевропейского образования.

Леонтьев был патриотом нашего Отечества, он переживал и болел за него. Но мы прекрасно знаем, что в то время в высших кругах Российской империи и среди большинства мыслящей интеллигенции царило прозападное настроение. Ряд европейских культур, переменяя друг друга, становился для них идеалом, к которому они устремлялись, и было модным говорить то на английском, то на французском, то на немецком языках. Вместе с этим происходило внедрение в жизнь его современников идеализированных западных ценностей, против чего резко выступал Константин Николаевич, считая, что «демократия для России всегда губительна». Он понимал ментальность русских людей и говорил о невозможности строительства в России демократического общества по западному принципу, ибо ментальность русского человека религиозна, и источник власти он видит в Боге.

«Конец венчает дело». Мы знаем, что путь духовного поиска Леонтьева не простой. В своей жизни он менял свои мировоззренческие взгляды, а поэтому поистине ценными являются те его мысли, которые были изложены уже в Оптиной пустыни монахом Климентом. Он вполне воплотил в жизнь идеалы послушания, о чем красочно может свидетельствовать сцена с графом Львом Николаевичем Толстым. После того как последний посетил Леонтьева и попытался навязать свои идеи, Константин Николаевич вежливо их отклонил и после отьезда Толстого решил разнести в пух и прах все его учение, написав в столичных газетах обличительное слово. Это дошло до отца Амвросия, и последний попросил этого не делать. Леонтьев, несмотря на свое крайнее негодование, беспрекословно послушался и исполнил волю своего духовного отца.

Думаю, мы еще много интересного сегодня услышим о Константине Николаевиче Леонтьеве, поэтому желаю всем помощи Божией в плодотворной работе.









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru