Издательский Совет Русской Православной Церкви: Там дивные книги стоят... Записки бывшего библиотекаря (продолжение)

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Там дивные книги стоят... Записки бывшего библиотекаря (продолжение) 02.08.2011

Там дивные книги стоят... Записки бывшего библиотекаря (продолжение)

В библиотеку приходят разные люди с разными запросами. Студенты, аспиранты, ученые.

И они вправе рассчитывать на то, что им выдадут то, что они заказали. Но так происходит не всегда.

Дело в том, что собрание РГБ огромно. И на руки выдаются далеко не все книги. Некоторые, которые находятся в основном хранении, просто не пролезут в конвейер по формату – очень большие и ценные. Негоже, чтобы такие книги потерялись где-нибудь по пути или поцарапались.

Некоторые отделы РГБ – для ученых или людей со специфическими интересами или любовью к старым книгам. К числу таких отделов относится и Научно-исследовательский отдел рукописей и рукописных книг (НИОР), который находится в Доме Пашкова.

Отдел был создан в 1862 г. В составе Московского публичного музея и Румянцевского музея. Его фонд включал уникальное рукописное собрание государственного канцлера России Н. П. Румянцева. В настоящее время фонды рукописных книг и архивных документов VI—XX вв. насчитывают более 650 тыс. ед. хранения.

Это универсальное собрание письменных и графических рукописей на древнерусском, древнегреческом языках, латыни, славянских, западноевропейских и восточных языках. В нем собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций.

Я расскажу вам как о внешнем – о читальном зале этого отдела, так и о внутреннем – об особом хранении особенных раритетов древней письменности.

Итак, по моему скромному мнению, один из самых симпатичных и уютных залов РГБ –Румянцевский читальный зал. Он назван в честь коллекционера и просветителя графа Румянцева, выкупившего весь комплекс в конце XIX века и создавшего здесь музей и читальный зал. Над входом в читальный зал выгравировано: «Отъ государственнаго канцлера графа Румянцева на благое просвъщенiе».

Этот зал сравнительно небольшой – на 50 читательских мест. Книжные стеллажи с факсимильными изданиями. По бокам есть и тематические стеклянные витражи с книгами. Посетителей обычно немного. Практически все со своими ноутбуками.

А что ещё отличает этот читальный зал, так это тишина. В основном там работают ученые. Чтобы получить в свое распоряжение какую-нибудь рукописную книгу, к примеру, нужно иметь на то специальную бумагу с подтверждением того, что Вы – аспирант, сотрудник соответствующего учреждения, кто-нибудь еще, кому в связи с темой исследования нужно ознакомиться с чем-то из фонда.

Если мы заглянем в соседний зал – с картотекой – то там увидим большой портрет Николая Федоровича Федорова. Дело в том, что этот мыслитель занимал штатную должность дежурного при Читальном зале последнюю четверть XIX в.

Его называли гениальным библиотекарем. Фёдоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как это очевидно противоречит нуждам библиотек.

Он помогал читателям не только внимательным отношением к их запросам, но и в беседах с ними. Известно, что Федорова почитали Л.Н. Толстой, К. Циолковский, А. Фет.

Он отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайком Л.О.Пастернаком – именно такой портрет и висит в Пашковом Доме.

Там книги дивные стоят – об условиях сохранности и впечатлениях

В РГБ хранятся ценнейшие экземпляры – от Архангельского и Мариинского Евангелий XI века до грамот великих князей, иностранных документов на персидском, арабском, греческом.

Про Архангельское Евангелие хочется рассказать особо. Дело в том, что это была первая действительно древняя книга, которую мне довелось увидеть вживую. Не в музее, не на экскурсии, а вот просто так на неё посмотреть (и даже аккуратно к ней прикоснуться). Журналисты снимали сюжет, а я их сопровождала. Из хранения принесли коробочку, развязали её и вынули из шелка его – это древнее называемое крестьянским Евангелие.

Оно датировано 1092 годом и называется архангельским, потому что его привез из архангельской области комиссионер румянцевского музея Большаков.

Это было время, когда книга по смыслу была равна иконе. С тех пор многое изменилось, на дворе XXI век, а буквы – остались. И книги – остались.

Действительно, неизвестно, как долго будут храниться электронные документы, но вот то, что книги могут прожить тысячу лет, это точно. И доказано.

Правда, возможно это только в особых условиях, которые соблюдают в сверхсекретном хранении отдела рукописей и рукописных книг. Оно расположено также в Доме Пашкова, но несколько обособленно. Даже простой сотрудник библиотеки туда пройти не сможет – нужен специальный пропуск, электронный ключ. Журналистов туда пускают только в сопровождении человека из пресс-службы РГБ и сотрудника НИОРа.

Итак, дверь нас пропускает, и мы попадаем в небольшой зал.

Кажется, что совсем не так должно выглядеть хранение древностей. Возможно, кто-то ожидает увидеть запыленные фолианты на красивых полках, но все иначе.

Зал оборудован в соответствии с российским стандартом современной системой поддержания определенной температуры (18 + 2о) и влажности (55 +5%). Стоит и система осушения воздуха. В жару пришлось поволноваться: благодаря хорошим кондиционерам положенный уровень температуры удавалось удерживать, но резко подскакивала влажность.

Это огромное количество серых, безликих стеллажей-купе, которые находятся на рельсах. Их можно двигать, крутя ручку. Это экономит место.

На полках таких стеллажей стоят «коробочки», специальные футляры. В них-то всё и хранится. Для сохранности ещё и завернутое в шёлк.

Царские грамоты также находятся неподалеку, в другой комнате, но там немного другая структура. Ящики выдвигаются вперед, стеллажей как таковых нет. Наверное, это связано с тем, что писались такие грамоты на свитках, а для них условия хранения чуть другие. Помнится, как-то телеканал снимал грамоту Екатерины II – и я дивилась вензелям.

Красивые ракурсы, дивные вещи хранятся здесь.

Иногда мне жаль, что я уже не смогу туда зайти. Шанс прикоснуться к истории, к старине, бывает не так часто. А для книголюба, но не специалиста по древним книгам такой шанс – вообще редкая удача. Я рада, что у меня он был.


Дарья Ларионова









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru