Издательский Совет Русской Православной Церкви: Записки бывшего библиотекаря (продолжение). Пашков дом

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Записки бывшего библиотекаря (продолжение). Пашков дом 25.07.2011

Записки бывшего библиотекаря (продолжение). Пашков дом

Предлагаем следующую часть Записок бывшего библиотекаря. Начало вы можете прочитать на нашем сайте.

Если рядовой читатель знает один вход в Российскую государственную библиотеку – за Достоевским, то читатель особенный может направиться и к другому входу. Обойдем библиотеку справа, пройдем вдоль хранения, мимо Храма святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и увидим за красивыми воротами особнячок, который носит гордое название Пашков Дом. У этого особняка своя история, неразрывно связанная с историей Москвы и с историей главной библиотеки страны.

Он был построен по заказу отставного офицера, сына денщика Петра Великого Петра Егоровича Пашкова, купившего дорогую землю вблизи Кремля, в 1784–1787 гг. О том, кто создал этот шедевр архитектуры, до сих пор ведутся споры. Дело в том, что при пожаре 1812 года сгорели все документы, хотя снаружи здание почти не пострадало.

Что касается архитектора, обычно называют два имени: Казаков и Баженов, скорее склоняясь ко второму. В его черновых эскизах будущего Большого Кремлевского дворца, говорят профессионалы, четко прослеживаются некоторые приемы, использованные позже для будущего дома Петра Егоровича Пашкова.

После того как владелец дворца скончался, а затем не стало и его супруги (детей у семейной пары не было), огромный дом по наследству отошел к двоюродному брату бывшего хозяина – мелкому помещику Симбирской губернии Александру Ильичу Пашкову. Он думал продать дом, однако тот помог ему удачно жениться.

В 1839 году дом был приобретен казной для Московского университета. В 1843 году здесь разместился Дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже пансион был превращен в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

А 3 мая 1861 года указом императора Александра II сюда из Петербурга перевели богатейшую коллекцию раритетов из художественного и книжного собрания бывшего канцлера графа Николая Петровича Румянцева. И для Пашкова Дома началась новая страница истории. Пашков дом превратился в первый московский публичный музей и первую общедоступную, публичную библиотеку. Только книжное хранилище, размещенное на первом этаже центрального корпуса, насчитывало 700 тысяч томов.

После октября 1917 года Румянцевский публичный музей расформировали.

Там долгие годы советской власти находилась столовая для сотрудников библиотеки. После того как в нем закрыли даже пищевой блок, он на глазах всей Москвы стал превращаться в руины… Нормальная реставрация началась только в 2003 году и продлилась 4 года.

Внешний вид дома Пашкова и его интерьеры были восстановлены по фотографиям и старым эскизам. Лепнина, светильники, лестницы реставрировались или создавались тоже по старым образцам. Вот такой, в обновленном свете, и сегодня этот особняк встречает читателей. Там разместился отдел рукописей, нотно-музыкальный и картографический отделы Российской государственной библиотеки.

Мы заходим. Мимо пункта охраны – в раздевалку. Здесь, как и в основном здании РГБ, не разрешается брать с собой печатную продукцию, фотоаппаратуру.

Обычно первый пункт осмотра это большой зал. Огромный. Красивая люстра, балконы с двух сторон… клетчатый, как шахматная доска, пол. Но главное – это пространство. Здесь вполне можно было бы устраивать балы, но РГБ ограничиваются более скромными мероприятиями. Хотя почему скромными? В марте 2010 года в этом зале проводилась выставка, посвященная Дню православной книги, например.

Некоторые журналисты по незнанию пишут, что в этом зале танцевала Наташа Ростова. Но как вымышленная, хоть и прекрасная, героиня Толстого могла сюда попасть? Хотя представить её здесь можно, да по времени не совпали: исторически в то время здесь такого пространства не было, зал подвергся таким изменениям позже.

В одну сторону пойдешь – музыку услышишь, в другую – мудрости наберешься

Действительно, два самых ярких и диковинных отдела – Нотных изданий и звукозаписей и Научно-исследовательский отдел рукописей (и рукописных книг) – расположились в Доме Пашкова.

Кажется, здесь созданы все условия для приятной работы. Даже синтезатор стоит, чтоб люди могли ноты подбирать, играть классику. Без общего звука. Выдают наушники.

У отдела большой фонд. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция отечественных и иностранных нот общим хронологическим охватом с 1576 года по настоящее время, имеющих научное и культурное значение. Фонд содержит более 400 тыс. экз., включая нотные издания, звукозаписи (грампластинки, магнитные ленты, аудио- и видеокассеты, CD, mp3) и подсобный книжный фонд литературы по музыке.

Элвис Пресли или Чайковский, Алла Пугачева или Rolling Stones – все они там. Вы сядете за стол, наденете наушники. И в них зазвучит музыка. Не давать же посетителям самим ставить пластинки – поцарапают еще. Некоторые ходят просто слушать. Возможно, это тоска по винилу, который хоть и возрождается, но медленными темпами. Возможно, это меломанство. Но что же плохого в любви к музыке? Как и в библиотеку вообще, сюда ходят как ученые, так и любители.

А вот в соседний отдел, который специализируется на рукописях и рукописных книгах, попасть может далеко не каждый…

Но о нем я расскажу в другой раз.


Дарья Ларионова










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru