|
||||
|
30.06.2011
ВЦИОМ: «Книги, которые мы читаем... и не читаем»Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько книг в домашней библиотеке среднестатистического россиянина, сколько книг в среднем прочитали наши сограждане за последние месяцы, где берут книги, чтобы почитать, и насколько популярны такие виды книг, как электронные и аудио-, в сравнении с традиционными бумажными.У большинства россиян в домашней библиотеке - менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше (с 28% в 1990 году до 49% в текущем). Более обширное собрание есть у 31% опрошенных, в том числе, каждый пятый свидетельствует, что дома есть от 100 до 300 книг (19% против 24% в 1991 году), 6% - от 300 до 500, 4% - от 500 до 1000, 2% - свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что у них дома книг нет. Библиотекой размером до 100 книг обладают, как правило, респонденты со средним специальным образованием (53%) и селяне (55%). Более обширным собранием обладают высокообразованные (46%), москвичи и петербуржцы (60%). В 1992 году среднестатистический» россиянин за три месяца прочитывал около 5 книг (5,14), сейчас этот показатель изменился (3,94). Наиболее читающие респонденты - в Москве и Санкт-Петербурге (5,28) и люди предпенсионного возраста (4,45). Книги, которые хочется почитать, россияне чаще всего покупают в домашнюю библиотеку (33%). Покупать книги свойственно, в первую очередь, 35-44-летним (41%). Традиция брать их у знакомых стала менее популярной, чем раньше (с 37% до 27% за два года). 26% берут нужную книгу в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание книги из Интернета (с 5 до 11%). Этот способ наиболее востребован молодежью (27%). А доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, выше не стала (9%). Наименее распространенные источники получения книг - поход в научную библиотеку (2%), покупка в интернет-магазине или по почте (1%). Бумажные книги остаются самым популярным форматом чтения для россиян (их читают 89% опрошенных, читающих книги). Электронные книги читают 28% опрошенных, в то время как 33% вообще не знают, что это такое. Наименее понятным и популярным видом книги являются аудиокниги: их предпочитают только 11%, а 59% не знают, что это. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28-29 мая 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Описание построения выборочной совокупности регулярного всероссийского опросаПредлагаемая генеральная схема включает пять ступеней отбора различных элементов выборки. В настоящем документе описываются первые две ступени генеральной схемы - схема отбора регионов, население которых репрезентирует население РФ, а также правила отбора административно-территориальных единиц (АТЕ) в регионе и распределения респондентов по отобранным АТЕ. Под АТЕ понимается город, поселок городского типа или сельский район. Следующие три ступени (третья, четвертая и пятая) - отбор начальной точки маршрута, отбор домохозяйства и отбор респондента - реализованы в виде специальных инструкций для региональных организаторов опроса и интервьюеров. 1. Первая ступень - отбор регионов (субъектов РФ)Единицами отбора первой ступени являются субъекты РФ. Для «репрезентирующего» отбора региона проводятся 2 кластеризации субъектов РФ по разным группам характеристик. В рассмотрение включены 80 регионов РФ. Исключены: Ненецкий автономный округ (ввиду малочисленности и труднодоступности населения); Чеченская Республика (отсутствие надежной статистики и сложная политическая обстановка); Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ (как регионы, фактически утратившие самостоятельность к настоящему времени) и Чукотский автономный округ (ввиду малочисленности и труднодоступности населения). 1.1. Кластеризация 1 - экономические характеристики региона Рассматривались следующие параметры (для удобства восприятия разбиты на 3 группы). Группа параметров 1. Уровень жизни населения; Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму Отношение среднедушевых расходов к прожиточному минимуму Группа параметров 2. Инвестиционная активность; Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП Темпы роста инвестиций в основной капитал
Группа параметров 3. Экономический потенциал; Темпы роста ВРП (%)
Уровень безработицы (на конец года; в процентах от экономически активного населения) ВРП на душу населения / прожиточный минимум В результате кластеризации по совокупности экономических показателей были выделены 17 кластеров. 1.2. Кластеризация 2 - политические характеристики региона Рассматривались официальные итоги выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2007 г., а также итоги выборов Президента РФ в марте 2008 г. В результате кластеризации были выделены 4 кластера. 1.3. Итоговая группировка и отбор регионов Обе описанные выше кластеризации регионов накладываются друг на друга. В результате получаются 33 группы регионов, причем регионы из одной группы находятся в одном кластере в каждой из кластеризаций. Дальнейший отбор регионов осуществляется таким образом, чтобы одновременно выполнялись перечисленные ниже условия: Из каждой группы в выборку включается регион с наибольшей численностью населения. Из группы, состоящей из нескольких регионов, в выборку включается примерно половина составляющих ее регионов. Каждый федеральный округ представлен в выборке примерно половиной своих регионов.[1] Таким образом, составлена группа из 46 регионов РФ, в которой представлены регионы всех типов (в рамках описанной выше типологии). 2. Вторая ступень - распределение респондентов по типам АТЕ и отбор АТЕ заданного типа в регионе2.1. Распределение респондентов по типам АТЕ Для каждого федерального округа (ФО) рассчитывается число респондентов, пропорциональное численности его населения (общий объем выборки - 1600 респондентов). Внутри каждого ФО заданное число респондентов распределяется по 7 подгруппам, соответствующим 7 типам АТЕ (города с населением более 1 млн. чел., города с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 100 тыс. до 500 тыс. чел., от 50 тыс. до 100 тыс. чел, менее 50 тыс. чел., ПГТ, сельские районы), пропорционально удельному весу каждого типа в населении данного ФО. Респонденты из каждой подгруппы равномерно распределяются по регионам, входящим в ФО и имеющим в своем составе АТЕ данного типа. 2.2. Отбор АТЕ заданного типа в регионе Если в регионе имеется только одна АТЕ данного типа, именно она и включается в выборку из этого региона. Некоторые типы АТЕ могут быть представлены в регионе несколькими населенными пунктами. Это всегда верно для сельских районов и почти всегда - для ПГТ и малых городов. В этом случае АТЕ в регионе отбирается случайным образом. |
|