Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Георгий Студенов: "Если уж в самых тяжелых условиях люди не теряли присутствие духа, веру, то сегодня, во времена мощных противоречий в обществе, Пасха – вечно живой праздник радости".

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Протоиерей Георгий Студенов: "Если уж в самых тяжелых условиях люди не теряли присутствие духа, веру, то сегодня, во времена мощных противоречий в обществе, Пасха – вечно живой праздник радости". 22.04.2011

Протоиерей Георгий Студенов: "Если уж в самых тяжелых условиях люди не теряли присутствие духа, веру, то сегодня, во времена мощных противоречий в обществе, Пасха – вечно живой праздник радости".

Протоиерей Георгий Студенов – благочинный Михайловского благочиния (Западный административный округ г. Москвы), настоятель трех Патриарших подворий и нескольких храмов.

Отец Георгий, какова сегодня роль книги?

Все мы помним о том времени, когда Православие хотели искоренить, были гонения, притеснения, уничтожались книги. Это было варварское отношение к прошлому, к нашей духовной жизни: растоптать и уничтожить. Нам свою духовную основу необходимо сохранять. А книга для человека должна быть назиданием.

Под Вашей редакцией издано несколько книг, в том числе сборник «Пасхальная радость». Расскажите о нем, пожалуйста.

Я считаю, что это очень удачная книга. Она состоит из отдельных рассказов и стихотворений разных эпох, посвященных празднику Воскресения Христова. Есть рассказы из быта царской семьи, а это была семья благочестивая и религиозная. Меня особенно тронуло повествование о Пасхе в лагерях.

Название для книги возникло само собой: Пасхальная радость. Пасхальная радость ощущалась даже в невыносимых лагерных условиях. Никакая внешняя причина не может помешать человеку встретить Светлый Христов праздник – праздник Пасхи. Если уж в самых тяжелых условиях люди не теряли присутствие духа и не теряли веру, то сегодня, во времена мощных противоречий в обществе, Пасха – вечно живой праздник радости.

Как Вы выбираете темы для своих книг?

Работа над каждой книгой – процесс непростой. Нередко бывает, что одна книга готовится к изданию, а уже зреет мысль о следующей книге. У некоторых книг вышло уже второе издание.

Сейчас готовим детский путеводитель по Святым местам. Я был на Святой Земле не раз. Евангельские события там с особой силой оживают. Видишь, ощущаешь: вот здесь ходил Христос. Детям тоже важно это почувствовать.

Читатель сегодня разноплановый, разноуровневый. Множество людей начинают постигать азы. Люди читают о разных святых, близких по времени, далеких. У читателей формируется образ следующего за Христом человека, образ христианина. Важно осознать, что святые на жизненном поприще находили именно свой путь. Путь христианина не должен определяться слишком высокой планкой: ощущением, что нужно быть великим, чтобы стать достойным. Каждый человек имеет возможность, получив свои таланты, преумножить их на любом поприще. Лишь бы это было во благо, служило делу любви, делу добра.

Отец Георгий, как возник замысел самой первой книги?

Когда-то я увидел у знакомого хорошего художника акварели по житию Преподобного Сергия, целый ряд сюжетов. Они мне очень понравились, и я приобрел их. У меня возникло желание использовать эти сюжеты, создать к ним текст. Преподобный Сергий очень любим нашим народом. Можно сказать, что всё детство моё прошло в Лавре. В книге я рассказал и о своем детстве, своих впечатлениях.

Когда наше желание совпадает с промыслом Божиим, всё получается ладно. Книга о Преподобном Сергии и стала началом. Эта книга удалась, она интересная, красивая. Дальше появилось желание продолжить, работать над новыми книгами. Удавалось иногда подключить спонсоров. Ведь для каждого издания нужны значительные средства.

Идея наших книг просветительская. Продаётся только небольшое количество книг. Значительная часть тиража уходит на подарки. Книга всегда была хорошим подарком. И хочется сделать хорошие иллюстрации, хорошее оформление. Первой, как я уже сказал, была книга «Преподобный Сергей Радонежский». Затем книга о покровителе нашего храма Архистратиге Божием Михаиле. Потом «День ангела», «Святые мироносицы», «Пасхальная радость». Шмелева издали. Замечательный писатель. Глубоко верующий православный человек. В книге «Лето Господне» он описал не только суть праздников, но и традиции празднования, красоту быта той эпохи. В книге замечательные иллюстрации, всё наглядно, это особенно хорошо для детей. Книга предлагается детской читательской аудитории, поэтому в наших изданиях иллюстрациям всегда уделяется внимание.

В наших книгах понятный, доступный стиль повествования. Это достоинство всех книг, которые мы издали.

Вопросы и темы, затронутые в книгах, дают стартовое представление о церковном мире, мире религии, веры. Узнать об этом будет полезно всем, особенно детям. Много случаев, когда покупают книги для детей, а потом замечают: стали читать детям, а взрослым тоже стало интересно, решили сначала сами прочитать.

Отец Георгий, как Вы при такой занятости успеваете книги писать?

Почти всё время уходит на исполнение обязанностей. Сон – единственная возможность от всего отключиться, но даже сны многие – по существу служба. Это какие-то собрания, богослужения. Не прекращается работа даже во сне. Многое из того, что хотелось бы воплотить, пока не удаётся из-за отсутствия времени.

Сегодня у каждого священника кроме богослужебных обязанностей ещё много других. В одиночку ничего сделать невозможно. Можно при хорошем коллективе, когда рядом работают профессионалы, добросовестные люди. Встретился тебе хороший архитектор – начинаешь думать, как организовать строительство храма. Встретился художник – решаешь вопросы росписи храмов, реставрации старой росписи. Издавна строили храмы красивые, красота вообще присуща православной идее, так было всегда. А книги – духовный наш хлеб.

Отец Георгий, Вы настоятель нескольких приходов, у Вас огромный опыт. Многим прихожанам важно знать: на Страстной, на Светлой седмице, на Пасху как правильно готовиться к Причастию, кто может причащаться?

Страстная неделя предполагает, что верующий человек старается следовать за Христом. В храме в эти дни много читается Евангелие. Иногда людям приходится подсказывать, что не нужно чрезмерно распускать свои чувства, например, когда в храме начинают раздаваться громкие стенания. Всё должно быть живым, содержательным, события Евангельские должны ощущаться, но всему нужен предел, не должно быть крайнего неистовства. И пост должен соблюдаться в меру возможностей. Доводить себя до крайнего истощения постом не следует. Воздержание должно быть в пределах того, чтобы человек чувствовал себя здоровым.

Верующие люди стараются в течение поста не раз приступать к Таинству Евхаристии. В Великий Четверг многие причащаются.

А есть и люди, которые вбегают в храм только в Великую Субботу, на литургию опаздывают, а всё-таки просят, чтобы их причастили… Не надо забывать и про разные условия, и про разные возможности. Ко всему надо относиться терпимо, с любовью, принимать людей в храме по-отечески, с заботой.

Отец Георгий, несколько раз в год в храме бывает общая Исповедь. Как правильно к ней относиться? Некоторых считают её слишком лёгким вариантом.

Общая Исповедь предлагается в помощь. Многие люди формально относятся и к личной Исповеди, перечисляя каждый раз «делом, словом, помышлением, зрением, слухом и так далее»… А нужно проникнуться ощущением греха. Если человек кается, перед Богом стоит и раскаивается, это важно, а не то частная это исповедь или общая. Важно, какая глубина присутствует в человеке. Если человек стоит перед Богом и исповедуется, когда на общей Исповеди называют грехи, осознавая, что он грешен, то это настоящая Исповедь. Важен результат.   Конечно, это не означает, что верующий может подолгу обходиться без личной Исповеди. И личная, и общая Исповедь не должны стать формальностью. Если человек хоть сто раз на Исповеди называет грех и не исправляется и не старается исправиться, вообще ничего для этого не делает, то какая же это Исповедь? Это какая-то формальная отчётность получается. Если человек внутренне грехи не прочувствовал, то Исповеди нет. Мы должны понимать: на Исповеди мы Богу это всё говорим. 

Как на Светлой готовиться к Причастию?

Есть традиция подходить к Причастию на Пасхальной литургии и на Светлой без Исповеди, если человек исповедовался на Страстной седмице, если он готовился к Причастию. Неужели в эти особые дни верующие будут тяжко грешить? Исповедь – это не «атрибутика», связанная с Причащением, это самостоятельное Таинство, средство очищения. Надо понимать, что совершенно свободными от скверны греха мы не бываем. Если мы считаем, что после Исповеди мы автоматически стали достойны Причащения, это неправильно. Если мы исповедовались только формально, то после этого могли стать и ещё более недостойными причащаться.

Внутреннее важнее внешнего. Иногда человек говорит с таким чувством слово «грешен», что священник понимает: «клубок» грехов в человеке сейчас настолько запутан, что нельзя отсылать его «разбираться» с грехами, человек с этим жить не может. И этим «грешен», сказанным искренне, прочувствованным, человек по-настоящему кается.

Людей не надо отторгать, с ними надо работать, им надо помогать. Надо объяснять людям, что такое грех. Тогда человек научится видеть грехи, сможет с ними бороться. Неправильно думать: «Если я исповедовался, я достоин Причастия». Мы никогда не достойны. То, что мы получаем Причастие – милость Божия. Это всегда Его милость.

Беседовала Валентина Курицина 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru