Издательский Совет Русской Православной Церкви: Самая читающая страна

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Самая читающая страна 04.04.2011

Самая читающая страна

После такого заголовка, очень трудно сказать о какой стране пойдет речь. Мои самые давние читатели пришли к электронному чтению почти в 40 лет и за 12 прошедших лет изрядно… ну, в общем, они помнят, что коммунистическая идеология СССР навязывала определение «самой читающей страны» при условии, что в стране был откровенный дефицит книг.

В то время нельзя было пойти и купить хоть что-то в книжном магазине. Полки были пусты. В 1974 году был начат эксперимент по обмену сданной макулатуры на книги. Сдавшим 20кг макулатуры в обмен давали талон на получение книг. Объем макулатуры превысил объем бумаги потраченной на изготовление этих книг в 30 раз. Таким образом, какая то часть населения смогла приобщиться к зарубежной классике, по несколько раз отстаивая в очередях, сначала чтобы сдать макулатуру, потом чтобы купить книгу.

Библиотеки пользовались большим спросом. Не знаю как у других, в моей ближайшей к дому, на хорошие книги всегда была очередь. Библиотека не имела возможности содержать несколько экземпляров книг. Некоторые не позволяли выносить из зала, правда, чаще это были подшивки газет и журналов.

Книги были не только редкостью, но и большой ценностью. При переезде вся домашняя библиотека помещалась в одном небольшом веревочном узле, и часто это было единственной собственностью. Домушники воровали в квартирах не только ковры и хрусталь, но и книги. Люди частенько хранили деньги между страницами книг. Друзья и знакомые первым делом рассматривали книжные полки, будучи в гостях.

То, что мы считали себя самой читающей страной, скорее, правда по нашему тогдашнему отношению к книгам, но не к их прочитанному количеству и качеству.

В нынешнее время, когда появилось много книжных магазинов, битком набитых книгами, мы по-прежнему не являемся лидерами по чтению в сравнении с другими странам. В советское время лидировали тиражи, сейчас разнообразие, но если это перевести в количество, то нынче книг меньше, чем в советское время. Также это верно по отношению к количеству и качеству писателей.

Эта суббота в большей степени посвящена жалобному письму писателей к президенту России. «Жалоба» в данном случае имеет два значения: письменное обращение к государственному служащему и выражение тоски, глядя на состояние дел с книгоиздательством и жизненным уровнем писателей.

Мы не являемся уникальным государством/ми. Тенденции достаточно схожи по всему миру. Европейские страны заявляют, что обычные бумажные книги стали продаваться на 20% хуже, чем раньше. Оптимисты это приписывают к «успеху» электронных книг, пессимисты склонны верить, что в этом «виноваты» электронные книги. Нередко «виновность» определяется наличием пиратства. И то и другое – правда, но не истина. Она не столько посередине, сколько в несколько ином свете – контент, в отличие от Америки, не продается.

Наши писатели разделились на несколько полярных лагерей в оценке происходящего. Часть из них подписалась под открытым письмом президенту и под словами, цитирую: «Деятельность пиратских библиотек приносит России ощутимый финансовый, культурный и моральный ущерб». Другая часть, встала в удобную позицию панибратства, цитирую: «Дядь Дмитрий Натольич! Очень кушать хоцца! Закрой, пожалуйста, все электронные библиотеки, расстреляй тех, кто их содержит…», но далее цитата того же писателя, уже без шуток, показывает, что положение вещей действительно подталкивает писателей обратиться к главе государства: «…проблема действительно существует, однако ее надо решать не расстрелом содержателей электронных библиотек…», далее, этим автором предлагается свой вариант решения проблемы. Один из уже существующих вариантов. К сожалению, не универсальное и не эффективное предложение.

Как только проблема с контентом обрела какие-то глобальные очертания, было выдвинуто много предложений, как исправить ситуацию. И проблема родилась далеко не сегодня и не вчера. Предлагалось обложить налогом провайдеров интернета, сотовых операторов, носители информации, раздавать бесплатно за счет рекламы и так далее. И ни один из вариантов не может служить как оправданием, так и выходом из сложившейся ситуации.

То, что сейчас называется «пиратской библиотекой» родилось не просто так, а от безысходности. Сторонники такого распространения произведений не считают себя пиратами. Несколько более грубое выражение, но не считают себя ворами. Изначально они хотели поделиться тем, что имеют и тем самым приобщить к электронному чтению.

Сейчас ни в одном словаре невозможно найти толкование слова «книгокрад». Именно это слово означает «воровать книгу».

Статья Олега Ласунского в журнале «Наука и жизнь», №11 за 1997 г.: «Книгоманы и книгокрады. Записки библиофила.» говорит, что «книгокрады» это люди которые не только «воруют», но и «зачитывают» книги. Для краткости, «люди не возвращают книгу после прочтения», как у нас говорят «заиграли». В царское время экслибрис использовался как защита книги от подобного «воровства». Иногда, в штампе делались умышленные ошибки, как в случае с коллекцией книг Познякова, где была умышленная опечатка имени «После смерти Н.И.Позднякова продана…», «наследники оказались в страннейшей ситуации. Громадную библиотеку надлежало распродать, а букинисты, дорожа собственным реноме, отказывались брать книги со свирепым экслибрисом: потом не отмоешься от сплетен. Тогда кто-то и надоумил наследников перештемпелевать книги, что они и сделали».

Отчаянное письмо писателей к власти президента показывает не столько отчаяние, сколько необходимость создания «профсоюза писателей». Это не должно быть похоже на «Союз писателей СССР», где без членства невозможно публиковаться. Сейчас подобное объединение должно навести в первую очередь порядок в области авторских прав, и отстаивать их. Наша проблема с правами заключается в том, что невозможно с большой долей вероятности указать принадлежность прав. Автор должен иметь возможность зарабатывать при жизни, чтобы после его кончины не было откровенного паразитирования на произведениях, и это верно не только по отношению к писателям. Авторские права должны стать прозрачными и быть пересмотрены с учетом иных форм распространения произведений, кроме традиционных. Новое «объединение писателей» должно защищать авторов от паразитирования и заключения их в рабство.

Сейчас можно придумать много способов для распространения контента. Причем, обоюдополезные способы. Если помните мою статью на основе философской работы «Бритва Оккама», то основной ее тезис звучит: «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», отсюда правильное выражение «чем проще – тем лучше».

Самые простые способы – это «воровать» и/или «покупать», причем в цифровом мире «воровать» – есть самый простой способ, так как он исключает ряд вспомогательных действий потребителя. Не нужно иметь деньги, кредитную карту, долго вводить личные данные, ждать подтверждение банка и так далее. Но данный способ не является созидательным по отношению к искусству. Можно спорить сколько угодно, но на пустом месте еще ни разу не было создано талантливого произведения в любой области, не только в литературе. Нищий ничего не создает, он борется за существование до полного отчаяния. Он живет другими ценностями и способами.

Литератору нужно иметь деньги для работы. Он либо богат, либо зарабатывает от написания книг. То есть простота положения заключается в стимуле за труд. Конечно, можно выслушать глупость, что «пусть пишет и сам продает». Это же так просто и соотносится с определением «чем проще – тем лучше». Но ради истины, нужно сказать, что в данном случае простым является это предположение, а не фактический результат от действия. Как-то уже сталкивался с примером одного из моих читателей: «одна женщина пишет о вампирах и продает книги через Amazon» и мол, неплохо живет. Ключевые слова: «пишет», «продает» и что важно – «Amazon».

Автор должен зарабатывать, но так, чтобы основная его работа была творческой. Если заставить писателя продавать лично, то из него родится хороший менеджер, а не писатель.

Как же создать условия, чтобы издательства и писатели захотели публиковаться в электронном виде? Попробуйте в эту субботу найти простой способ, без изъянов, лаконичный, в котором было бы всем хорошо – писателям и читателям. Если Вы считаете, что книга должна раздаваться бесплатно, то и придумайте ту схему, при которой это возможно осуществить. Чтобы книга бесплатна и автор сыт. Время перейти от теории к практике. Заранее приготовьтесь к тому, что напишу Вам письмо, в котором предложу это практически осуществить на стороне автора, издательства или контентного ритейлера. Без шуток! У Вас в голове гениальная идея – ее надо достойно оплатить… можно и бесплатно, если станете настаивать.

Мое предложение проще некуда: платить за книгу! Сколько – это уже вопрос конкуренции торговых площадок. Существующая система предполагает доход автора и посредников. В этой цепочке никогда не было в качестве посредников – пиратов. Надо их заинтересовать, чтобы они превратились в своеобразного издателя. Для этого не хватает биллинг центра с механизмом платежа. Где в одном месте сосредоточены деньги читателя и пользователя. Где нет нужды регистрироваться на каждом из существующих сайтов. Тогда сервис превратится в качество распространения, а все посредники и авторы в реальном времени могут отслеживать свои доходы, расходы, а государство налоги.

Доброе утро! Мои родные! Моя семья!

В семье не бывает не любимых детей. Есть трудные, капризные, есть среди них наша особая гордость. Но так хочется видеть всех счастливыми, здоровыми и конечно богатыми! Электронные книги – наша семья! Не нужно разрушать то, чего еще нету! Это наши дети…

Мир все время конфликтует. Как только находится человек говорящий от имени Бога, нации, страны – рождаются проблемы. Начальный смысл теряется сразу! А жалко людей, особенно детей. Мы живем в мире, где действуют несколько политических систем не умеющих сосуществовать между собой. Наша цивилизованность развивается на ресурсах и войнах. Но в мире нет идеала и нет ничего вечного. Рано или поздно для машин кончится бензин, для самолетов керосин, а мы не полетим в дальний космос, потому что все уничтожили в прошлом.

Япония так долго создавала гаджеты, что не заметила, как домашних питомцев и рабочих на заводах заменили роботы. Мы такой подход считали чем-то фантастичным, почти из будущего. Это «страна XXI века» говорили мы несколько лет назад. Нам нравился результат. Теперь мы все живем в одном столетии. То ли они в какой-то момент отстали, то ли мы умудрились догнать. Разыгралась трагедия на атомной станции Фукусима, и оказалось, что Япония не создавала тех самых роботов, чтобы заменить людей в трудное время и ликвидировать аварию. Это люди заменяют роботов, осознавая смерть, чтобы жить! Чтобы после этого, роботы опять их лишили работы и живого общения с природой.

За все надо платить вовремя! Чтобы не наступило время расплаты… без оплаты литературы мы превратимся в быдло, как без домов в бездомных, как без роботов в живых трупов.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru