Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Калужский и Боровский Климент: Мы надеемся привить людям вкус к чтению

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Мы надеемся привить людям вкус к чтению 14.03.2011

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Мы надеемся привить людям вкус к чтению

– Сегодня 75% жителей России в опросах называют себя православными, но эти же люди не готовы согласиться с мыслью, что христианство есть истина, не равнозначная прочим мировоззренческим системам, будь то буддизм или абстрактный гуманизм, не что-то, относящееся только к частной жизни человека. Эти же люди выступают с позиций «не узурпируте православную русскую классическую и христианскую западную литературу». Какие, на Ваш взгляд, есть возможности противостоять этим тенденциям в общественном сознании?

Вы правы, сегодня многие называют себя православными по традиции, не разделяя при этом христианских представлений и не руководствуясь евангельскими заповедями в своей жизни. В сознании большинства живущих в постсоветском пространстве, в том числе и тех, кто иногда посещает храм, православие ассоциируется с системой ограничений и сводится к формальному выполнению определенных предписаний и обрядов. Это распространяется на все поколения, не исключая молодежь. Люди не знают ни основ вероучения, ни библейских сюжетов, ни церковной истории, ни святоотеческого наследия. Не удивительно, что они не в состоянии увидеть всего этого духовного богатства в культурном наследии христианских цивилизаций, в том числе в русской культуре. Не понимая смысл и значение церковных богослужений и таинств, они участвуют в них автоматически. Например, принимают крещение, венчаются без осознанной веры; или знают церковные праздники, пытаются поститься, но не стремятся к чистоте, не стараются избавиться от порочных привычек и поступков, а продолжают сживаться с грехом; совершают дальние поездки к святыням, но не имеют благоговения и веры, и так называемый «духовный туризм» не идет им на пользу.

Из того процента россиян, называющих себя православными, не более 5% являются воцерковленными. Это не всегда их вина, люди дистанцируются от полноценной духовной жизни отчасти в силу объективных причин. На мой взгляд, ключевую роль тут играет ментальность. Людям, с детства не впитавшим сок живительного православного учения, не понимающим, что Православие это жизнь, а не система ограничений, очень сложно отказаться от своих греховных привычек, принять учение Христа. Приходя в храм, они слушают, но не слышат… Дело тут не в уровне грамотности, не в объеме знаний и не в богослужебном языке. Причина кроется во внутренних жизненных установках. Какой идеологической парадигме соответствует процесс образования в начальной и средней школе? В царской России каждый житель страны получал представление о вере, видел исключительность Православия, которое в полной мере выражалось во всем жизненном строе. Идеалом жизни человека была святость. Именно поэтому Русь веками называли Святой. Советское время, напротив, прямо постулировало господство атеистической идеологии. В стране выросло большое количество носителей этой идеологии, создав не существовавший прежде диаматовский образ мышления. Произошли изменения и в церковной среде: во времена гонений за веру удалось сохранить Церковь, но сознание всеобъемлемости и универсальности Православия было утрачено большинством верующих, дух был подменен формой.

Нынешнее поколение же воспитывается свободным от любых идеологий. Современная молодежь получает в школе представление о религии не из прочитанных книг духовного содержания и, тем более, не на собственном опыте, а из интернета и произведений современных авторов, направленных на разрушение любых идеалов, в том числе и религиозных. В школьную программу, например, включены такие произведения как «Чапаев и пустота». Конечно, Виктор Пелевин — талантливый автор, но разве подобные произведения способны сформировать у молодого человека четкие духовно-нравственные ориентиры? Школа сегодня не дает и малейшего представления о христианской письменности. Дети и подростки даже не знают о существовании множества интересной литературы, чтение которой полезно для развития человека.

Церковное сознание противоположно тому стереотипу мышления, которое сегодня навязывается людям всеми средствами. Церковь рассматривает человека с позиции вечности, а современная массовая культура — с позиции сиюминутности. Для Церкви человек является носителем образа Божия, соработником Бога в деле своего спасения, в современном же мире он — потребитель. Черпая информацию со страниц различных глянцевых изданий и с мониторов, люди невольно представляют Церковь в искаженном свете. Это отталкивает. Обрядность же сохраняется в силу традиции. Получается классическая парадигма в сознании номинально православного человека: «в храме мне делать нечего, но ребенка покрестить надо — так уж заведено». Потому и видим мы такой формализм в отношении к таинствам; церковь — это хорошо, это надо, но есть и много других интересных дел.

Я убежден, что если начинать образование и формирование мышления с правильной расстановкой приоритетов с детства, то мы уже в следующем поколении увидим совершенно другую нацию, имеющую православное мировосприятие и являющую красоту и величие Православия в своей жизни. Тысячи русских святых — яркое тому доказательство.

 

– Кто наши современные православные писатели? Это авторы, пусть видимым образом не принадлежащие к Церкви, но отражающие в своем творчестве традиционные этические ценности, или же сочинители, подчеркнуто декларирующие свою верность Православию? Какие имена мы можем назвать как образцы православной литературы конца XX — начала XXI столетия?

Сегодня православное книгоиздательство стремительно развивается, ежегодно выходит более трех тысяч наименований. Но во многом это происходит за счет переиздания «золотого фонда» духовной литературы. Что касается новых авторов, то в настоящее время мало кто из писателей пишет о Православии, особенно для молодежи или для семейного чтения. В современной светской литературе много пошлости, насилия и недостаточно позитива, хороших примеров. Редко у светских писателей прописываются православная культура и традиция, как будто мы живем в советское время. Причина в том, что еще не произошло воцерковление писательского сообщества. Возраст писателя, как правило, старше 30-35 лет. Следовательно их мировоззренческий базис заложен в советские годы, и даже если отдельные и считают себя православными, вера не проникла у них до сердечных глубин. Многие писатели не понимают, что такое Православие, что значит, быть верующим? Считают, носишь крестик — значит православный. Это не так. Быть верующим значит надо поступать, как написано в Евангелии. Да и само Евангелие надо читать с верой и любовью ко Христу. В нем указан путь нашего спасения. Читающему Евангелие без веры глубины Писания не откроются. Конечно, в писательском сообществе есть и глубоко верующие люди, живущие по православным нормам, но их мало.

Думаю, сегодня авторов, работающих в разных жанрах, но пишущих о Православии, затрагивающих вопросы христианской нравственности мог бы собрать дискуссионный центр. Обсуждение в таком центре издаваемых и рецензируемых книг с привлечением специалистов, имеющих богословское и филологическое образование, положительно скажется на качестве и уровне литературных произведений. До революции при крупнейших ВУЗах создавались профильные кружки: литераторов, политиков, богословов и т. п. Научные изыскания и дебаты, проходившие в них, приносили заметные плоды.

Деятельность подобного рода, как правило, находила отражение в журналах, издаваемых тем или иным сообществом. Там же печатались оригинальные статьи, публиковались открытия, научные гипотезы, освещались последние события в конкретной научной среде. Периодика была двигателем и своего рода катализатором науки. К материалам, которые публиковались в журналах известных сообществ, у читателя было доверие, поскольку качество статей соответствовало определенному уровню и формату. Из православных изданий такого рода можно назвать Богословский вестник. Студенты и выпускники духовных школ вели серьезную научную работу. Например, профессора Муретов и Мансветов писали свои книги после обсуждения в кругу студенческого сообщества и ряда публикаций в Богословском вестнике. Труды этих авторов и в наше время являют собой пример того, как надо работать над книгой. В наши дни каждый сколько-нибудь крупный научный центр имеет свое печатное или интернет издание. Православная Церковь подобного не имеет, что сказывается на уровне издаваемой литературы.

Сегодня авторы из разных концов страны и зарубежья, с различным уровнем образования и религиозности пишут книги на богословскую тематику. Порой они содержат грубейшие догматические ошибки. Попадаются на прилавках церковных магазинов и книги, которые не содержат религиозной или нравственной тематики. Это не правильно, книга купленная в храме должна приводить человека к Богу, раскрывать ему основы православной веры, учить христианской жизни. Безусловно, есть и научные издания и талантливо написанные художественные произведения, но такие книги должны иметь отношение к истории Церкви или богословию, если это научные труды, а если художественная или детская литература, то в ней должна присутствовать христианская тематика. Однако приходится констатировать тот факт, что авторов высокого уровня, умеющих изъяснить глубину православного мировосприятия доступным языком, донести до читателя нравственные идеалы христианства без менторской занудности, увлекательно и изящно оформить свои мысли, сегодня среди православных писателей не так много.

 

– Как поступает Коллегия по рецензированию Издательского Совета в случае, если на рассмотрение поступают произведения современной словесности, вероучительно вполне корректные, но художественно безнадежно слабые?

Литература, представляемая на рецензирование в Издательский Совет Русской Православной Церкви, весьма разнообразна и по жанру, и по содержанию, и по художественному уровню. Очевидно, что оценка качества написания того или иного произведения зависит от выбора эталона. Автор может превзойти современников, но далеко отставать от классиков. Многие современные авторы, приступая к очередной книге, забывают те образцы письменности и эпистолярного наследия человечества, на которые стоит ориентироваться каждому, пробующему свои силы в литературе духовного или нравоучительного характера. Понятно, что достичь высот словесности, оставленных в произведениях таких святителей, как Иоанн Златоуст или Феофан Затворник, возможно лишь живущему святой жизнью человеку, да и то при помощи Божией. Все же для получения положительной рецензии автор должен не только следовать православному вероучению, но и, как минимум, писать стилистически грамотно.

С точки зрения стиля и художественного оформления довольно сложно рецензировать стихи в силу субъективности восприятия. Искусство, особенно новаторские тенденции в нём, крайне сложно оценивать объективно: одному нравится, а иной может быть приверженцем другой школы или направления. Сложность оценки другого рода представляет собой узкоспециальная литература, изобилующая терминами, понятными лишь подготовленному читателю. Например, книги по герменевтике, исторические исследования или религиозной философии. Они и подобная им литература тяжелы для восприятия, но есть люди, которые интересуются этими вопросами.

Издательский Совет РПЦ в настоящее время занимается разработкой правил написания литературных произведений православной тематики. До того как это сделано, мы не вправе говорить о несоответствии правильности написания или оформления того или иного литературного произведения.

Наконец, качество написания произведений диктует и читательский спрос. Занимаясь переизданием лучших образцов духовной литературы, мы надеемся привить у людей вкус к чтению. Если в стране будет высокая культура чтения, тогда некачественная и пустая литература перестанет пользоваться спросом.

 

– Какие тенденции в православном книгоиздательстве последнего десятилетия Вас обнадеживают, а какие, напротив, огорчают?

Прежде всего, хотелось бы заметить, что количество выпускаемой продукции увеличилось в десятки раз. Появился целый ряд новых православных издательств. Сегодня можно подобрать литературу разной целевой направленности, рассчитанную на читателя любого возраста и уровня подготовленности.

Но эти процессы имеют и негативные последствия. Пару десятилетий назад мало кто решался писать на религиозную тематику. Православной литературы было относительно немного, а значит, и публиковались только авторы, которые не понаслышке знали о религии. Теперь число авторов возросло, неизбежно увеличился разброс тем и способов реализации художественного замысла. В последнее десятилетие это особенно заметно. Отсутствие в нашей стране цензуры позволило не только публиковать, но и продавать в храмах книги сомнительного содержания.

Русская Православная Церковь сегодня направляет усилия на то, чтобы исправить ситуацию на книжном рынке в сторону повышения качества издаваемой духовной литературы. Издательский Совет РПЦ проводит конкурс «Просвещение через книгу», имеющий целью стимулировать написание высококачественных произведений. Также учреждена патриаршая литературная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Не может не радовать тот факт, что в обществе усиливается интерес к богословским наукам, церковной истории, святоотеческому наследию. Соответственно издаются как переводы творений золотого века святоотеческой письменности, так и сочинений русских святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла, Издательский Совет РПЦ начал подготовку к изданию полного собрания сочинений святителя Феофана Затворника. Архиерейский собор поручил Издательскому Совету «разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков», раскрывающих подвиг новомучеников и исповедников Российских. Это очень важная программы. Мы должны лучше знать свою историю, знать о тех испытаниях и том подвиге, которые явил наш народ.

При всех положительных проявлениях в наши дни я хотел бы указать на то, что настораживает меня. В последние полтора десятилетия заметно изменилось отношение к чтению, читающая аудитория стареет, а ее численность сокращается. Еще 15 лет назад Россия была самой читающей страной в мире. За эти годы количество читающих людей сократилось на 8%. Это опасная тенденция. Упадок интереса к чтению приводит к понижению культуры всей нации и постепенной ее деградации.

 

– Как можно способствовать развитию интереса читающей публики к серьезной православной литературе в эпоху, когда навык регулярного чтения все более вытесняется видеообразами и клиповым сознанием?

Это серьезная проблема. Если люди старшего поколения выросли на книге, учились по ней, приобретали навыки работы с книгой в школе и институте, то современные дети растут у мониторов и телеэкранов. Школьное образование все более ориентируется не на усвоение знаний и их осмысление, а на загрузку информации. Для школы книга становится все менее востребованной, и, согласно форсайт-проекта «Детство 2030», необходимость в ней скоро совсем отпадет. Но обилие и легкодоступность визуальной информации атрофирует способность мыслить, человек не учится размышлять, сопоставлять, анализировать, делать выводы, он настроен только на поверхностное восприятие. А духовная литература должна быть осмысленна, воспринята не только рассудком, но и прочувствована. Вера зарождается в сердце, а поэтому и прочитанное должно дойти до сердца, чтобы изменить изменять жизнь человека.

Необходимо возрождать традицию чтения, в том числе семейного, приучая людей с детства любить и чаще обращаться к классической печатной книге. Книга на всю жизнь остается собеседником, учителем, утешителем. В плане духовного совершенствования ее не могут заменить электронные носители. Читая с экрана, человек не только больше напрягает силы и быстрее утомляется, но, находясь в интернете, он чаще отвлекается на сообщения, поступающие на открытые во время чтения мессенджеры и социальные сети. А также стоя на молитве, удобнее читать по отпечатанному молитвослову. Итак, поразмышлять, отдохнуть, помолиться лучше с печатной книгой в руках.

Представляется весьма важным научить общество ценить книгу. Читающей аудитории надо раскрывать богатый мир нравственно содержательной литературы, способствующей духовному преображению и личностному росту. Чтение духовной литературы требуется постоянно для правильного развития личности, для предохранения ее от разрушения, как необходимо питание нашему организму. Такую книгу полезно читать неоднократно, поскольку каждый раз читая такую книгу человек заострит внимание на разных моментах в зависимости от его духовного развития и нравственного состояния. Нельзя, поэтому, прочесть Евангелие один раз и ограничиться этим на всю жизнь. Когда люди это поймут, они сами будут стремиться к чтению серьезной книге. Государство также должно признать, что душеполезное чтение необходимо для укрепления самосознания и здоровой ментальности нации.

Но мало только говорить о пользе книг, необходимо дать людям такую, книгу, которую они хотели бы читать и перечитывать. Книга должна быть именно назидательной, научать непреложным истинным, являть примеры из истории, достойные восхищения и подражания. Она призвана давать ответы на любые повседневные вопросы, донося до ныне живущих мудрость прошлых столетий. Чтение должно способствовать раскрытию внутреннего мира и духовному преображению каждого читающего. Для этого Церкви необходимо наладить выпуск подобной литературы в общенациональном масштабе, привлекая и светские издательства. Вместе с тем мы должны заботиться о том, чтобы выпускаемые книги духовного содержания были качественными и по содержанию, и по редакторской обработке, и по полиграфическому исполнению.

Кроме того хочу отметить, что ежегодно проводимый Издательским Советом конкурс «Просвещение через книгу», а также православная книжная выставка «Радость слова» направлены на популяризацию чтения православной книги. Сейчас главное, не останавливаться на достигнутом, а расширять работу, находя новые формы и методы донесения Слова Евангелия до людей. Думаю, с помощью Божией и активном участии писательского сообщества и издателей мы сможем выполнить эту задачу.

Беседовала Александра Сопова









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru