Издательский Совет Русской Православной Церкви: Фантом книги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Фантом книги 28.02.2011

Фантом книги

Нам выпало стать свидетелями того, как индустриальная эпоха сменилась информационной. И электронная книга стала одной из примет этой цивилизационной революции. Что изменит в текущем литературном процессе это новшество? Что ждёт ту обыкновенную книгу, без которой ещё вчера мы не представляли своей жизни?

Об этом разговор с директором издательства «Российский писатель», прозаиком, лауреатом Большой литературной премии, секретарём правления Союза писателей России Николаем Дорошенко.

– Николай Иванович, с чем в один ряд вы поставили бы такое чудо XXI  века, как электронная книга? О чём возвещает приход её в нашу жизнь?

– Лет 30–40 тому назад, когда мы были самой читающей страной, многие обзаводились домашними библиотеками ещё и потому, что книги были дешёвыми. При этом одни были страстными книгочеями, другие просто давали своим детям шанс получить хорошее самообразование. Сегодня же домашняя библиотека становится предметом роскоши. Так что появление книги в виде электронного носителя – шанс иметь оптимальный доступ к литературе и вообще к информации.

– Но ведь не каждый может позволить себе даже самую дешёвую модель электронной книги.

– Мобильный телефон тоже был сначала дорогим удовольствием, а теперь он вполне доступен. Так что пора думать о создании социальных программ, учитывающих это новшество, чтобы сам рынок электронных текстов был не только коммерческим, но и просветительским. Вспомним, как книгоиздатель Сытин наводнил российский рынок «книжкой-копейкой», изготовляемой из самых дешёвых полиграфических материалов. В результате в Москве даже у рабочего сословия Лев Толстой стал самым читаемым писателем.    

– Получается, система образования, в том числе и школьная, должна учитывать то, что учебники могут быть в электронном виде?

– Это проблема для психологов и педагогов. Они должны решить: может ли ребёнок без ущерба для умственного развития обойтись без традиционной книги? У ребёнка должен быть выбор.
Одним словом, наряду с издателями электронных текстов должны появиться дизайнеры и художники, способные обеспечить адекватное  восприятия художественного или научного текста. Должна возникнуть культура электронного издания сродни развитой полиграфической культуре.

– То есть вы считаете, что электронная книга не вытеснит традиционную?

– Традиционная книга просто избавится от многих функций. В первую очередь электронная книга вберёт в себя всё чтиво, годящееся для разового использования. Электронные книги будут читателем восприниматься как книги-справочники и энциклопедии. Представьте себе, что в одном шкафу у вас поместились крупнейшие национальные библиотеки мира. И в метро вы входите с сотней томов. А уж в поезде или самолёте электронная книга просто незаменима. Но вот Пушкина и Гоголя, Чехова и Шукшина я буду всегда хранить в виде традиционной книги.

– В связи с этим что-то изменится в текущем литературном процессе?

– Да. Он станет более демократичным. Чтобы выпустить книгу в тираж, современному таланту надо либо переквалифицироваться в коммерческого писателя, либо искать сотню тысяч рублей для издания своего труда. А вот чтобы выпустить высокохудожественное произведение на электронном носителе, надо будет оплатить только корректуру и техническую редактуру.

– А как сами писатели относятся к появлению электронной книги?

– Когда стали общедоступными печатные машинки, многие предпочитали оставаться при карандаше или авторучке. Казалось, что грохочущий литерами агрегат удлинит расстояние между автором и листом бумаги. Вот и теперь подавляющему большинству писателей трудно смириться с электронной книгой, появляющейся на экране как некий фантом. А традиционная книга любому писателю даёт одинаковую надежду, что сохранится где-то на чердаке или в подвале. И через век или через много веков кто-то обнаружит её, прочтёт и станет хранить как артефакт давно минувшего времени. Традиционная книга подобна античному мрамору. Её легко уничтожить, но и хранить её можно вечно.

– Что-то вы совсем уж спокойно воспринимаете технические новшества. Но ради хорошего нового всегда приходится жертвовать чем-то из хорошего старого.


– Человек – единственное живое существо, которое рождается в виде пустого сосуда. И всё получает он не от природы, а от культурной среды. Книга – одна из её ключевых составляющих. И чем больше труда надо было вложить в её тиражирование, тем в большей степени соблюдалась ценностная иерархия в книжном мире, а значит, и в основе культуры. С появлением информационной индустрии культурная среда стала загрязняться подобно природной после промышленной революции. Но если вопрос сохранения природы связан с нашим физическим выживанием, то утрата традиционной культурной среды беспокойства не вызывает. Да, в загрязнённой культурной среде не сформируются новые Шекспир и Пушкин, уже уменьшилось число читателей, способных оценить красоту слова и глубину художественной мысли. Но ведь от этого мы не умрём. Будем жить, пусть не в традиционном человеческом образе, а, скажем, в виде мыслящего планктона... Боюсь, что электронная книга окончательно завоюет книжный рынок, и на смену нашей высокой духовной и нравственной сосредоточенности придёт простое информационное изобилие.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru