|
||||
|
24.02.2011
Подлинный святойАвтор Светлана Луганская, переводчик сербской духовной литературы, ведущая рубрики «С любовью о Сербии» на портале «Православие и мир»
В ноябре прошлого года в Сербии молитвенно отмечали первую годовщину кончины праведника наших дней, блаженного Патриарха Сербского Павла. К этой дате в России Православным Свято-Тихоновским университетом было издано его жизнеописание, до того неоднократно переиздававшееся на родине святителя и уже переведенное на французский язык.
Патриарха Павла хорошо знали и любили в России, но все же нам до сих пор сложно понять все его значение в жизни Сербской Церкви и сербского народа в течение последних десятилетий, трудно ощутить меру единодушной народной любви и почитания, которые окружали его при жизни и все больше возрастают по его смерти.
Он был избран патриархом в 1990 году, став 44-м предстоятелем Сербской Православной Церкви. Еще при жизни его называли «живым святым», удивляясь невиданным для архиерея и предстоятеля Церкви смирению и кротости, говорили, что у него «душа как одуванчик». Крест патриаршества ему выпало нести в тяжелейшее для Сербии время, когда мучительно, с кровью распадалась Югославия, когда сербский народ оказался в пекле боевых действий, депортаций и «гуманитарных бомбардировок». Наверно, в этом была прямая воля Божия, чтобы в те дни страждущий и обвиняемый во всех смертных грехах сербский народ имел именно такого церковного главу, который своей воистину евангельской жизнью и евангельским словом был самым очевидным, самым убедительным свидетелем правды пред лицом всего мира. Патриарха Павла любили все сербы, но уважали и враги сербов, ибо ни от кого другого нельзя было услышать таких рыцарственных и благородных обличений греха и преступления вне всякой зависимости от того, кем они совершены. В самые страшные для Сербии дни, в дни изгнания сербов из Хорватии и натовских бомбардировок в Боснии, в дни оккупации Косова и бесконечной взаимной резни в Боснии, всегда голос и призыв Патриарха был евангельски прост и возвышен: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7:12). Единой меры для всех требовал в те дни Патриарх Павел – и он же сумел обращать голос увещевания к своим единоверным соплеменникам, убеждая, что нельзя ничего добиваться путем преступления: «Если бы ради сохранения Сербии требовалось преступление, я никогда не дал бы на это согласие. Пусть ис- чезнет тогда Великая Сербия, только чтобы не было крови. Если бы такой ценой надо было сохранить последнего серба, и я сам бы был этим последним сербом, не было бы моего согласия. Пусть мы исчезнем, только в этом исчезновении останемся людьми Христовыми. Иначе мы не согласны жить!..» Уже из больницы, в последние месяцы своей жизни, фактически обездвиженный Патриарх взывал:
Мы должны молиться за всех людей, прежде всего за людей добронамеренных, но и за злонамеренных тоже! Чтобы их воля переменилась на добрую, ибо и они нуждаются в спасении! «Будем людьми, всегда и везде!» – с этими словами, многократно повторяемыми Патриархом, войдет он в историю сербской нации и в историю Православия. «Патриарх Павел ”Будем людьми”» – в Сербии даже мальчишки так звали своего Патриарха, настолько прочно был он «привязан» к своему девизу. Не зря именно он и стал заглавием для жизнеописания Йована Янича (впервые вышедшего, кстати, еще при жизни Патриарха, просмотренного и одобренного им).
Биограф Патриарха, сербский журналист Йован Янич, неоднократно встречался со Святейшим и брал у него подробные интервью для известного в Сербии еженедельника «НИН» (они широко использованы в книге). Сам текст жизнеописания, может быть, и не представляет из себя чего-то исключительного: во всяком случае, с лучшими книгами нашей серии ЖЗЛ его не сравнишь. Факты и высказывания о Святейшем собраны старательно, но для полноценного осмысления масштаба этой личности еще, пожалуй, далековато. Что ж, поистине «большое видится на расстоянии», и для такой оценки просто еще не приспело время. Самое же ценное в этой биографии Патриарха Павла – то, что очень часто в книге предоставляется слово ему самому. Прямые цитаты из его интервью, выступлений, проповедей щедро доносят до читателя евангельский дух этого человека. А особое впечатление производят его речи на епископской хиротонии и на патриаршей интронизации (полностью приведенные в книге). Что греха таить, мы не часто, встречая такие тексты, ждем услышать в них поистине живое слово – чаще всего они представляют собой довольно дежурный набор повторяющихся от раза к разу оборотов. Тут же – удивительные, поистине пламенные, обжигающие слова: «Вступая на престол св. Саввы, мы не имеем никакой своей, отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая весть о Боге среди нас и Царствии Божием внутри нас…» И для Патриарха эти слова не остались только словами – он ежедневно и ежечасно подтверждал их своей жизнью. Не стяжатель и аскет, молитвенник и утешитель, зачастую пешком или в автобусе передвигавшийся по Белграду, жертвовавший свои ничтожные сбережения на покупку коровы семье беженцев, оставивший по завещанию в наследство своему племяннику «будильник и часы» – и это было почти все личное имущество Патриарха… «В лице Патриарха Павла сербы обладают подлинным святым», – в этих словах Святейшего Патриарха Алексия II выразилась вера и убеждение тысяч наших современников, для которых немощный старец маленького роста воплотил в себе самое убедительное православие.
Об этой любви и почитании Патриарха свидетельствует и так называемая «Народная молитвенная книга памяти», заведенная во время его похорон в соборной церкви Белграда (выдержкам из этой книги посвящена отдельная глава книги). Тысячи благодарных трепетных записей, тысячи свидетельств привязанности и уважения словно находят свой итог в одной из них: «Если бы кто произнес слово “христианин”, первая наша мысль была бы о Тебе...» Можно только порадоваться, что сегодня жизнеописание «святого наших дней» (с отличной подборкой иллюстраций) стало достоянием и российского читателя. Будем надеяться, что со временем и его собственные слова, проповеди и знаменитые ответы на вопросы в сербском церковном журнале «Гласник», которые он публиковал на протяжении многих лет, станут доступны всем его почитателям в России. Журнал «Православное книжное обозрение»
Главный редактор – иеродиакон Юрий (Филиппов)
|
|