Издательский Совет Русской Православной Церкви: «...Выша всегда рада видеть вас»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«...Выша всегда рада видеть вас» 22.02.2011

«...Выша всегда рада видеть вас»

Письма епископа Феофана почитательнице

Автор А. Н. Свирин

В заголовок статьи вынесены слова, принадлежащие святителю Феофану и написанные им в письме своей почитательнице, до того как он стал затворником. После ухода в затвор Феофан уже не приглашал к себе гостей. Однако Вышенская обитель по-прежнему была посещаема паломниками, поэтому фраза «Выша всегда рада видеть вас» оставалась справедливой.

«Письма епископа Феофана почитательнице» – именно под таким названием хранятся в недавно выявленном архивном деле предлагаемые вниманию читателей тексты. Слово «почитательница» сейчас малоупотребимо. Тем не менее его можно встретить в эпистолярном наследии святителя.

Письма охватывают период примерно с 1865 по 1877 год.

Очевидно, что переписка епископа Феофана и адресата началась задолго до даты, указанной в первом письме, и последним из обнаруженных писем не закончилась. Письма адресованы одному лицу. Это женщина, которую зовут Анна Федоровна. Фамилию корреспондента в тексте мы не найдем.

Из содержания писем становится ясно, что она была тамбовской помещицей. У нее были сестры и брат, состоятельный человек. При жизни брата Анна Федоровна вела светский образ жизни и проживала попеременно то в Москве, то в деревне. После смерти брата ее материальное положение сильно ухудшилось. В конце концов она продала приходящее в упадок имение и поселилась в Тамбове.

Анна Федоровна просила святителя Феофана посоветовать ей какую-нибудь монастырскую общину, и он по ее просьбе наводил справки у влиятельных особ: Г. Нарышкина, княгини Н. Б. Шаховской, основательницы московской общины сестер милосердия «Утоли моя печали». В одну из монастырских общин Анна Федоровна все-таки поступила, но жить там не смогла.

В письмах епископа Феофана можно найти и рассуждения о Боге, и строки посвященные простым бытовым вопросам, но главной темой его писем к Анне Федоровне является спасение ее души. Святитель почти в каждом письме дает ей назидания, подчас повторяясь и не уставая твердить простые истины. Но, видимо, трудное духовное чадо досталось святителю. Соглашаясь с духовником на словах, Анна Федоровна на деле следовала не всем его советам. Запутываясь в своей духовной жизни, она просила у своего наставника нового напутствия.

И у святителя каждый раз находились новые слова для убеждения. Здесь и наставления, и укоры за неследование им, и благодарность за духовное совершенствование.

Иной раз святитель Феофан прибегал к ироничной шутке. Но бывало, что его юмор превращался в едкий сарказм. Упрекая запутавшуюся в своих духовных исканиях женщину, святитель никогда не отнимал у нее надежды на исправление, ни разу выговор не звучал приговором. Всякий раз, вскрывая ошибки и непоследовательность, епископ Феофан указывал путь к спасению души.

Блок писем епископа Феофана почитательнице является срезом отношений духовного пастыря и мирянки, показывает пример терпения и настойчивости священнослужителя в духовном исправлении ищущих этого исправления.

Вас трое. Если сходили у вас желания Господу работать: то что удобнее, как устроить спасительный порядок жизни – в молитве, труде, чтении и служении ближним. Потолкуйте-ка, да и сочините все, как чему быть. И прекрасно будет. В Боге все счастье. Тогда только и покойна душа, когда с Богом пребывает в живом союзе. И рай был бы у вас. Жить же недолго на свете. Нынче, завтра смерть. А там и суд и расправа.

Больной есть кто в деревне навестите его или ее и утешьте, а буде и помогите чем.

Или школку заведите, особенно для девочек, и обучайте их читать, писать, Закону Божию, рукоделиям.

Ваша жизнь точно похожа на монашескую. Но тут же и вопрос: чего же вам еще?! Не достает, пишете, пищи для души. Пища души – богомыслие и всякая истина Божия, доброделание, и молитва с упованием вечной жизни. Первое и последнее – в ваших руках, в каком бы состоянии вы ни находились. Остается доброделание с добрым расположением. Добро делать обязательно посильное – такое какое подручно. Поищите вокруг себя, что бы такое могли вы делать и делайте. Что делаете для сестер, не худое дело, и что делаете для церкви, еще не хуже. <…> Грош подадите или слово доброе скажете. Все это маленькие добреца! Если Бог пошлет крупное какое дело, и то надо быть готовой сделать.

Укажу вам <…> один рычаг, который все поворачивает. Память о Боге и память о смерти. Напишите их на своем сердце и читайте сии священные письмена непрестанно. Увидите, какой мудрости они вас научат! Тогда и учителей не потребуете. Сии две памяти будут вас учить всему: только слушайте и исполнять старайтесь.

Очень рад тому, что последний ваш приезд доставил вам такое удовольствие. Желаю, чтобы на- строение ваше по сему, осталось при вас охраною и подкреплением. И с своей стороны благодарствую за приезд. С особенным удовольствием воспоминаю вашу кротость. Вы были агница смиренная и преданная.

Пишете что вы совсем сбились с дороги, рассеялись, отстали от правила, захлопотались. Плохой прогресс! Ну что же – видите, что плохо пошло – возьмите и поправьте плохое. Само собой уж никак не поправится. Надо труд возыметь и самопринуждение. На всякое добро себя нудить. Вы угадали, что начало всему от забот по хозяйству. Заботы отвлекают и от молитвы и от других благочестивых занятий – в той мысли, что некогда. Правда ли что все некогда. Пересмотрите все время с утра до вечера – увидите, сколько бывает времени без всякого дела, попусту тратимого, и заключите отсюда, что некогда. Это вражья уловка. Так и есть. И Св. Подвижники все заметили, что многа заботливость – корень охлаждения сердца, забвение Бога и себя, рассеяние мыслей, отступление от правил… и проч. Почему всячески советовали укрощать сию злую мучительницу, но как и быть! Без забот все же нельзя. Вот как? Надо всему свое время назначить. Время молитве, время распоряжениям по дому, хозяйству, время столу, сну, прогулке… всему свое время. Потом уж надо так делать, чтобы время например, назначенное молитве; никак не было отнимаемо другими занятиями – и когда начнется молитва, мысли все были бы обращены на молитву и другим ничем не занимались. Потом исправивши молитву как следует все другие дела совершить – с мысленным только к Богу обращением – в начале, конце, и сколько можно в продолжении. Вот и весь порядок! Привыкнуть надо. А чтобы привыкнуть потрудитесь, а чтобы потрудиться, надо напряжение возыметь, и себя понудить. Начните сей труд – и зачнете собираться в себя. Соберетесь в себя, и все пойдет хорошо. Ибо корень доброго настроения есть внимание, чтобы, т. е. мысли не были рассеяны, а постоянно Бога и себя помнили.

А все от того, что стали вы хозяйкою – набольшею… и верно немного почувствовали себя на высоте. Вот и пошла путаница. Смиряйтесь скорее и Господа молите, чтобы не отступил своего благостия и возвратил вам доброе настроение.

Жалуетесь, что развлечения лишают вас покоя душевного, что уединение, как прежде в деревне, было бы для вас целительно. Уединение вы можете и в городе устроить. Оно в ваших руках. Хотите? Вот ваша программа! Знайте только церковь, да свою квартиру.

К себе никого не принимайте, и сами никуда не ходите, разве к сестре, и то, в нужде какой с ее стороны. Дома оставаясь имейте рукоделие; от которого отдыхать будете – молитва домашняя и чтение. Кроме этих занятий имейте только одно дело: помогайте нуждающимся как и чем можете. Устроиться так никакой нет трудности. Одно может быть препятствие – не хотение. С этим конечно спорить нельзя.

Но тогда надо бросить и все толки о деле спасения. И пуститься делать только то, что захочется. <…> Всяк однако ж со страхом и трепетом свое спасение содевает.

Мыслям разматываться не позволяйте. А то они набегая все на желание себе послабления самое послабление сделают <…> удоприемлемым. И пойдут смелые шаги. Боже упаси.

Утомились вы, провождая нестройную жизнь. Кто же вам мешает поставить ее в строй?!

Вы начинаете смиряться под крепкою рукою Божию. И добре! Ведь хочешь не хочешь, а того, что судит Бог и что дает в стечении обстоятельств жизни, переменить нельзя или от него как-нибудь уклониться. Иго, возлагаемое Господом, неизбежно нести. <…>

Все рая ищут. Если бывает у вас иногда райское настроение, то стоит только удержать его, вот и рай! Церковь да квартира. А тут молитва да чтение, да рукоделие.

Благослови Господи проводить дни сии в веселии и радовании духовном. Всю Пятидесятницу как юбилей празднуйте. А вы всё ноете и мятетесь. Христианам, имеющим такие светлые обетования, не следует ныть, а только радоваться.

Я забыл, что вы женщина. Женщине надо писать всегда напротив, и она сделает так, как хочется. Следовало мне писать: ешьте, пейте, спите, веселитесь, в церковь не ходите, пляшите, ходите в театры, на балы и проч… и проч…, тогда бы вы заморили себя голодом, из церкви не выходили бы, сна себе не давали и всё трудились бы в подвиге благочестия.

Идти в монастырь хотите, а предполагаете жить по своей воле и в свое удовольствие, и так, чтобы никто не смел жить иначе как так, как вам хочется. Хорошая будет из вас монахиня?! Нечего сказать. Бунтовщицы по монастырям — все вашего рода суть.

Так вот вы какая мастерица. Опять в мире! Ну, что же делать. Дело однако ж не в том, где жить, а как жить. И в миру можно свято пожить, и в монастыре погубить душу свою. Уж конечно лучше уйти оттуда, когда душа разорялась. Только может быть она не справедливо разорялась. Кто это разберет? Бог, который все видит.

А вы всё хнычете. Это просто натуральная черта характера. Хныкать хнычете, а дело верно понемножку продвигается вперед. И движьтесь хоть как тихоход.

Всё хнычете! Когда же конец. Жалуетесь, что мятетесь от неопределенности состояния, а взяться за какое либо постоянное дело не хочется. Кого же тут винить то? <…> Мало ли дел на свете, за которые можно взяться с пользою для дела и для души. Придумайте и возьмите. Ходить за больными… Может ли быть что утешительнее?! В прежнее время не было заведений, а ныне сколько их.

Наставления в молитвенном труде

Помоги вам Господи держать душу свою в добром настроении. Молиться надо и о сем… ничего не получать без молитвы. Господь все готов дать, но без молитвы не даст. Молитва приготовляет в душе сосуд и хранилище всякому дару Божию. <…>

Ведь и дома можно молиться. Посмотрите в письмах правило молитвенное и возьмите его себе. Теплоту же духа и живость чувства надо поддерживать. Они свидетельство жизни души. Не станет их, душа замрет. А замрет, что с нею делать?

Разогревать душу надо с утра. Как проснетесь, еще ничего не начиная делать, <…> надо тотчас душу согреть. Поскорее мысли к Богу обратить и поклоны класть. Согреется душа, тогда уже надо приступать к обычным делам.

Сие теплое расположение поддерживать надо и во весь день. <…> Надо только взяться, а то само дело всему научит.

О горе и радости за умерших

Умерла сестра ваша – Софья… Слава тебе Господи! Да успокоит Он дух ея. Вы то что ж такое разгоревались!! вечная разлука, вечная разлука…

Кто так говорит? только язычники, да нигилисты. Мы же веруем, что она жива, – сбросила только грубую одежду и перешла в другую комнату. Завтра и мы к ней перейдем, и увидимся. Не горевать надобно, а радоваться… Блаженная она ушла – и от болезней, и из этой дурной жизни земной… Что тут за радость жить? Надо всем желать: покайся пожалуйста, да умирай поскорей…

А благодарный молебен отпевай за то, что сестра так хорошо умерла!! <…> Непременно надо отпеть. А потом и панихиду. А вы только горевать взялись.

Сестра то смотрит… и качает головою, и дивится вашему уму-разуму. И самим надо готовиться туда и желать сего… а мыслию никак не отходить от смерти и все с нею быть и делить и хорошо пойдет. Ну что же теперь делать? Погоревав, и довольно. Теперь успокойтесь… и обычным благочестивым занятиям предайтесь.

Что же это вы разгоревались по умерших? Молиться об них дело, а горевать – что толку. Или может быть вы давно панихиды об них не пели. Они соскучились <…>. И хорошо сделали вы, что помянуть их и помолиться об них поспешили.

О раздражительности и серчании

К кому это вы неприязнь чувствуете? И об этом молитесь, чтобы Господь умирил дух вам. Молитесь о том лице. Сделайте для него нарочно какое-либо добро. <…> Вообще же раздражительный нрав исправляется терпением и молчанием. В ту пору как серчание есть, не говорите ничего и не делайте, а удалитесь к себе и успокойтесь; потом уж с рассуждением и делайте распоряжение по тому случаю, который раздражил. Мир ведь не падал ни от одного из тех случаев, за кои серчали? Стало можно и без серчания все делать. Рассуждение пусть предшествует делать. Без ошибок, преткновений и падений редко кто проживает. Умудряйтесь. И что замечаете неисправного, исправляйте. Труд все преодолевает.

Толкования молитв, псалмов

Спрашиваете толкования Достойно есть… Тут все так ясно, что и толковать нечего…

Был некто Несторий Патриарх Константинопольский, который начал учить, что Пресвятая Дева Мария не есть Богородица, а Христородица, т. е., что она родила человека Христа, с которым соединился Бог-Сын. Против сей ереси был собор 3-й вселенский, на котором постановлено древнее исповедание, что Пресвятая Дева Бога нам роди… и есть воистину Богородица. Для того чтобы сей догмат сильнее напечатлеть в умах верующих, написаны песни богородичные – догматики, в которых поется, что от девы Марии родился Богочеловек и что она есть Богородица. <…>

Извольте теперь прочитать сию песнь с такою мыслию, что она составлена для того, чтобы воспеть Пресвятую Деву воистину Богородицею… Все будет ясно. Достойно есть – как и воистину так есть – ублажать, величать, славить Богородицею, присно всегда вечно блаженною и пренепорочною пречистую и телом и духом, и МатериюБога нашего.

О черной немочи (депрессии)

Мне очень жаль, что вас томит почасту тоска. Видимо, это не натурально; ибо то тоска, то радость большая. Молитесь усердно Господу. Ему стоит только слово сказать – и разбегутся все враги и все скорби. Делайте так: как только начнет подходить эта черная немочь, все молитесь и молитесь. Милостив Господь, прогонит. Опять подойдет – опять молитесь. Пока совсем не отойдет и не станет ворочаться.

Ведь так до отчаяния дойдешь.

Вы все тоскуете! И рад бы вам помочь, да не умею. Сами налаживайте свою душу на то, чтобы она наконец достигла покоя. Но то ведь вы знаете, что его можно найти только в Господе…

Дивлюсь, не понимая, что у вас. Совесть ваша покойна. Следовало бы ожидать, что отношение ваше к Богу должно быть тоже мирно. По всем законам на душе у вас должно быть покою и миру в Господе. И скорби неопределенные при этом невозможны. Возможны скорби от причин только ведомых. <…> Занимайте себя более мыслями о светлых обетованиях христианских. Ведь участь Христа пресветла. Чего нам скучать. Рай наш, коль скоро нет смертных грехов и душа не предается нерадению о спасении. Что не видите в себе совершенства. Это не резон тосковать. Никто вдруг совершенным не бывает. Движетесь понемножку и довольно. <…> Благослови вас Господи состроиться внутренно и мир обрести в Господе.

Утешение в лишениях и потерях

Вознесшийся Господь да оживит крепость упования вашего. Пристальнее смотрите подобно Апостолам в след Господа. Там одесную Отца седя Он всем правит – правит и вами и жизнью вашею. От него же и лишение ваше. Примите же его, как прямо идущее от него. Он же весь есть любовь. И другого не посылает к нам кроме совершенно спасительного. В сей вере успокойтесь и благодушествуйте.

Эта потеря тяжелее первой. Она оставила на вашей шее все хозяйство. Что же делать, трудитесь. Прежде о вас заботились – теперь вы позаботьтесь о других. Пришла значит пора. И примитесь с усердием. Правило одно – ни в чем не спешить. Что известно, то тотчас и делайте, а чего не знаете спросить надо одного-другого, пока не уразумеете хорошо. Вот и все. Да молиться надо, чтобы Господь вразумлял или Сам или людей посылал могущих вразумить смирение да предание себя. Господь все одолеет и все неровности исправит, и все препоны преградит.

Поздравляю с квартирою. Но кто же виноват, что вы избрали неудобную? Но когда уже избрали делать нечего. Смотрите на нее как на такую, которую вам Бог послал. А затем и терпите все в ней неудобное так, как бы на это была прямая воля Божия.

Когда есть что терпеть, лучше в нравственном отношении, нежели когда все идет по маслицу.

У вас есть что терпеть. Терпите же благодушно. В этом ваше спасение. В покорности Божию определению, по которому жизнь ваша слагается так, а не иначе. От этого просветлится взор ваш на жизнь – и духу уныния не будет места. Когда смотрите на себя и все окружающее без мысли о промысле Божием, все мрачно. Восставьте убеждение, что все течение вашей жизни со всеми прикосновенностями есть прямое дело Божие, цель которого есть лучшее приготовление вас к блаженной вечности.


Журнал «Православное книжное обозрение»
Ежемесячное издание, выходит 11 раз в год

Главный редактор – иеродиакон Юрий (Филиппов)
Ответственный редактор – А. Ю. Сагань
Автор оригинал-макета – А. Б. Лопатина
Верстка – А. В. Соколова
Корреспондент – Р. А. Поддубцев
Рисунок на обложке – А. А. Котляров
Подписано в печать – 18.01.2011
Адрес для писем: 119435, Москва, ул. Погодинская 20, стр. 2,
редакция «Православного книжного обозрения»
E-mail: pko@pcroc.ru
Сайт: www.izdatsovet.ru
Тел.: 8 (495) 789-90-45 (добавочный 22-29)
Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции
Отпечатано в ОАО «Типография “Новости”»
Номер заказа 132

Православное книжное обозрение №3(003) январь 2011









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru