Издательский Совет Русской Православной Церкви: Поблемы бизнеса электронных книг в России

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поблемы бизнеса электронных книг в России 14.02.2011

Поблемы бизнеса электронных книг в России

В большинстве случаев кажется, что бизнес в области электронных книг чем-то отличается от всего, что уже есть и когда-либо существовало, но это не так. Несколько лет наблюдал за рынком электронных книг и мне стало понятно, что бизнес имеет схожие проблемы и законы в разработке, производстве и продвижении товаров и услуг. Абсолютно те же самые особенности в послепродажном сопровождении продукта. Многое завязано на законах государства, на опыте и размере кошельков потребителей. Опыт, который должен был развиваться в течение 70 коммунистических лет для нас потерян, поэтому до сих пор не так просто, например, вернуть ненужный товар обратно в магазин. Нет опыта и нет моральных устоев, чтобы вопреки закону уважать выбор или отказ от него нашего конкретного покупателя. Поэтому, за короткое время мы пытаемся компенсировать потерянный семидесятилетний опыт, не перенимая зарубежный. Фраза «там это делают так» для нас пустой звук, так как мы видим результат, но не знаем, что ведет к нему, какая подготовка, какая компенсация и так далее.

Вернее – всё это и так ясно тем, кто имеет экономическое образование подкрепленное практикой. Как говорят японцы – «одно локальное образование еще не значит ничего, нужно получить аналогичное образование за границами своего государства». Где-то внутри человека «разница температур» в образовании и опыта, дает оптимальный результат.

Это хорошо, что наши бизнесмены начали общаться с китайскими и европейскими специалистами. Это зарабатывание генетического опыта, который со временем даст результаты. Часть из них видна сегодня, а другая часть доводит до слез нашего потребителя, ибо была хороша в пору тотальной бедности, а сейчас уже не время платить дважды.

Не даром ранее сказал, что в большинстве случаев мы видим только результат, но не стараемся понять и разобрать по косточкам проделанный до этого путь. У маркетологов такое отношение называется «туннельным зрением», то есть ограниченным в понимании. Тем самым не видна общая картина, поэтому любое действие изначально обречено на поражение и странно, что под такие бизнес-планы банк может выдать кредит.

Классическое понимание любого результата труда выглядит достаточно просто. Есть несколько основных точек которые расставлены во времени того или иного проекта. Их может быть больше, если детализировать все этапы бизнеса. Ограничимся упрощенной схемой, где А – начальная точка подготовки, В – начало реализации проекта и С – это результат.

Для любого бизнесмена подобный подход выглядит во времени без промежуточных точек. Для сентиментальных воспоминаний они существуют, но этапы в бизнесе размыты и есть мысль, что хорошо было в точке А. Как-то спокойно.

Бизнесмен начинает самостоятельное дело, потом обзаводится единомышленниками, секретарем, стульями в офисе, долгами, кредитами, проданной ради дела машиной и конечно бессонными ночами и женой пересчитывающей деньги, которых уже нет. Все время есть только безупречный внешний вид и внутренняя боль от всего, в том числе от алкоголя. Для этого бизнесмена всё это сплошная полоса по времени, где начало было далеко, а результат находится уже в точке С… где все еще только начинается, но хоть результат уже виден и то хорошо.

Напомню, что расстояние от точки А до точки В это время для подготовки проекта. Оно многократно превышает расстояние от точки В, где официально начинается проект, до точки С, где проект приносит свои плоды

Поясню на примере компании Amazon, прежде чем в точке С о ней заговорили как о лидере в области электронных книг.

Для подготовки проекта Kindle, на расстояние от А до В потребовалось 3 года и множество денег. В течение этого времени компания купила формат Mobi для электронных книг и компанию, которая этим форматом владела и активно пополняла базу по контенту. В то время это было сложно, так как опыта еще не было и Mobipocket отрабатывала его самостоятельно. Опыт сводился не только к накоплению контента, но и обработке его. Если сейчас родится любая компания, которая займется контентом с нуля, то она будет вынуждена зарабатывать подобный опыт практически с нуля, так как технология не является публичной, хотя за все это время уже понятны инструменты и форматы для книг. Поэтому по сути, для компании Amazon расстояние от А до В является точной копией всего расстояния, но обозначенного как от В до С, потому что никто не помнит точку начала А.

В то же самое время, потребитель убежден, что расстояния от А до В как бы не было вообще. Просто чудо, которое другому не повторить, ибо «наши так не умеют» и следовательно временная шкала выглядит короче из точки В до точки С. Но дело в том, что так не умеет никто, в том числе сама компания Amazon.

Самое обидное, что даже специалисты уверены в поверхностном успехе любого дела. Им кажется, что для успеха в конечной точке С, достаточно просто начать «вовремя» в точке В и результат не заставит себя ждать. Поэтому, такие специалисты считают рекламу панацеей, но даже когда планируют рекламную кампанию, совсем не задумываются куда придет потребитель и что купит? Часто это сводится только к внешним атрибутам. Есть товар, который только поверхностно выглядит хорошо и ничего более. Можно назвать ряд крупных компаний в области электронных книг, у которых казалось бы есть опыт, но которые как раз именно так и поступили – поверхностно. И только потому, что начали в точке В, но по какой шкале они это рассчитывали? От А или только В?

Поэтому, чудес не бывает. Для всего нужна изрядная доля подготовки. Это касается любого дела, даже этой статьи.

В свое время почитывал огромное количество мемуаров известных людей. Многое забылось, но книга Арманда Хаммера «Мой век – двадцатый. Пути и встречи» не выходит из головы до сих пор. К ней можно относиться предвзято, если проследить реальную историю жизни этого американского бизнесмена, но ее стоит внимательно рассмотреть, чтобы увидеть университетские экономические истины.

Согласно этой книге у бизнесмена получалось все просто и легко. Ушел от дел, увидел племенного быка, посмотрел на семя в микроскоп и вместо сперматозоидов представил зеленные банкноты. Ну, в принципе ничего сверхъестественного, что он увидел цель в инструменте. Что является важной частью характера любого бизнесмена. Хорошо, что он так романтично и зажигательно относился ко всему, с чем соприкасался. Для мемуаров это выглядит восхитительно и очень кратко по времени. В реальной жизни была точка А, в которой он сначала купил быков, коров, ранчо и только потом от скуки, в точке В, приобрел микроскоп, с помощью которого разглядел, что породистые быки – это прежде всего потомство.

Но и тут есть красивая «ложь» для читателя книги Арманда Хаммера, так как этого быка он хотел съесть! Скучно и банально! Захотелось роскошного мяса с изысканным вином, благо деньги есть. И только его помощник ветеринар, которому и принадлежал микроскоп, с большим трудом убедил Хаммера взглянуть в окуляр на то, что тот собирается сейчас уничтожить ради удовольствия желудка! Это как раз – та точка А, в которой Хаммеру посчастливилось взять к себе на работу этого ветеринара, иначе в точке В, был бы стейк из огузка с кровью и никаких денег и никакого удачного бизнеса в точке С.

Если кто-то, прочитав все это, решил, что очень легко определит точку А, то вспомните слова матери или отца «учись сынок». Конечно, здесь я пытаюсь запутать моего читателя, но по сути это также верно, как и сказанное выше. Хорошее самоотверженное образование во многом приводит к последующему успеху в бизнесе. Только следует сделать поправку, что учиться нужно всю жизнь, если поступил в институт. Хорошее образование это лишь одна ступенька, очень важная, но одна, в дальнейшей карьере, которая больше похожа на сломавшийся эскалатор. Кто-то проходит пару ступенек школьного обучения и предпочитает остановиться, чтобы стать рабочим на этом сломавшемся эскалаторе. Другой сможет получить образование с помощью своей смекалки, усидчивости и целеустремленности, чтобы также работать на этих ступенях и заставить их двигаться.

Помните еще ветеринара?

Сейчас на рынке электронных книг огромное количество различных моделей устройств. Есть реальный бизнес в области контента. Наблюдая за всеми, могу с уверенностью сказать, что успешные компании всегда начинали с подготовки и не останавливаются в своем развитии после начальной точки успеха. Это очень важно. Те компании, что идут впереди всех, как правило, ошибаются чаще, отрабатывают на себе правила успеха. Но когда молодая компания, с той точки зрения, что у нее не было опыта в этом бизнесе, пытается начать в точке В и добиться быстрого успеха С, забывает и не знает опыта удачливой компании. Тем самым совершает сплошные ошибки. Многие игнорируют нужное количество денег для быстрой реализации проекта и считают, что можно начать с минимума как это сделал лидер на рынке, но добиться максимума. Вот это было бы чудом! Они подсмотрели с чего начинали компании лидеры и посчитали, что так надо вести себя в точке В, а не в самом начале.

Добавьте сюда еще очень важную причину успеха бизнеса – людей. Большинство моих читателей часто слышали фразу: «таких специалистов как Вы на улице пруд пруди!»… Согласитесь с начальником. Оглянитесь вокруг. Объективно говоря, любой работник сам виноват, что не разглядел в грязном офисе начальника самодура у которого внутренняя планка не позволяет прыгнуть выше головы. Главное вовремя разглядеть в себе трехсотдолларовую зарплату и полученный опыт, который хорош на первом этапе и вовремя свалить туда, где опыт и руки нужны гораздо сильнее. Именно там, вырастет и зарплата и опыт, пока есть такая возможность. Создавайте себе стартовую точку и добивайтесь успеха. Не можете работать в коллективе, создайте собственное дело. Пусть даже не приносящее больших денег, но доставляющее истинное наслаждение! Не верьте никому, кто говорит, что «с вашим характером будет сложно жить». Главное не быть категоричным в собственных условных ограничениях. Не получается – пробуйте еще. Потом еще. Поверьте в то, что просто так хороший продукт не производится.

Есть еще маленькая хитрость. Люди любят личную благодарность. Вырабатывайте в себе умение благодарить. Напомнить еще о ветеринаре? Который кстати, жизнь закончил далеко не на помойке…

Люди это очень важно. Помню, как в разных компаниях, мои замечательные боссы подкармливали студентов, чтобы те учились и приходили к ним работать. Не все доходили, но результат все равно потрясающий. Это инвестиции в точке А. Она, кстати, все время перемещается в нашей жизни, так как не бывает полноценной жизни, посвященной лишь одной цели – деньгам. Они придут сами, если бизнес того заслуживает.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru