Издательский Совет Русской Православной Церкви: Богослов и мыслитель

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Богослов и мыслитель 11.02.2011

Богослов и мыслитель

Презентация полного собрания сочинений Валентина Свенцицкого на стенде издательского совета

Сейчас Валентин Свенцицкий больше всего известен как богослов, его книга «Диалоги» переиздается буквально каждый год. Только в 21 веке тираж «Диалогов» уже превысил 100 тысяч экземпляров.

Богословствовать он начал еще в университете, в 22-хлетнем возрасте. Его работы этого периода сейчас почти никому неизвестны, но мы планируем включить их во второй том этого собрания сочинений, и скоро, уже в начале следующего года, они будут доступны для чтения.

Так вот, он богослов, но кроме того Валентин Свенцицкий – русский философ, его идеи о свободе воли, о строении государства, о взаимоотношении личности и государства были необыкновенно популярны в предреволюционные годы. Достаточно сказать, что Бердяев свою философию свободы во многом построил на философии Свенцицкого. Они очень много полемизировали, спорили с ним, и именно после этих споров Бердяев переменил свое мировоззрение на христианское, а затем использовал огромное количество идей Свенцицкого в своих произведениях и 20-х, и 30-х, и 40-х годов. Иван Ильин очень многое взял у Свенцицкого в своей работе «О

сопротивлении злу силою». Фактически он там изложил в кратком виде, тезисно, те идеи, которые Свенцицкий высказывал еще за 20 лет до написания этой книги. Ильин был хорошо знаком со Свенцицким, достаточно сказать, что мать Ильина была духовной дочерью Свенцицкого в Москве 20-х годов.

Еще один талант и еще одна стезя отца Валентина это общественная деятельность. В 1905 году он создал первую в России христианскую партию. Он называл ее «Христианское братство борьбы» и в ее программе он выдвинул идеи о полном отделении Церкви от государства, о снятии гнета государства над Церковью, о том, что необходим поместный собор – это были требования его партии. Во втором томе, о котором я уже говорил, будет прослежено более 50 тезисов, идей Свенцицкого, которые потом, почти буквально вошли в «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», изданные совсем недавно, 10 лет назад.

Затем он был выдающимся журналистом. Третий том этого собрания сочинений, который уже запланирован на 2012 год, будет представлять его статьи, которые он печатал в провинциальных и столичных газетах. О его журналистском уровне говорит то, что те газеты, которые начинали регулярно печатать его статьи резко повышали свои тиражи. Так в 1917 году питерская «Маленькая газета» повысила свой тираж втрое. Его статьи вызывали негодование Троцкого, Ленина, Горького – что может быть своеобразной визитной карточкой для журналиста.

Сам он, до принятия священного сана, считал себя прежде всего журналистом, но он был еще и великолепным прозаиком и драматургом. В этот первый том собрания сочинений вошли все его художественные произведения, которые известны на сегодня. Среди них четыре пьесы, которые в начале ХХ века были весьма популярны в Москве и Петербурге.


В ответ на вопросы из зала

Сколько томов еще планируется?

Всего собрание сочинений должно состоять из 8 томов, второй том подготовлен, как я уже сказал, и должен появиться в продаже в начале следующего года, в него войдут богословские, философские и литературоведческие произведения 1905–1908 годов. Третий том будет состоять из его журналистских работ, очерков периода с 1909 по 1914 год. Далее, произведения, связанные с периодом его службы в Белой армии в качестве священника. Кстати, хочу заметить, что после этого он не побоялся продолжить свое священническое служение в большевистской Москве.

Кто был автором биографического очерка для собрания сочинений?

Я на сегодняшний момент являюсь, скажем так, семейным биографом семьи Свенцицких. Послесловие, примечания, и биографический очерк написаны мною. В примечаниях также содержится большое количество материала по его биографии.

Меня очень обрадовало то, что после выхода этого первого тома русскоязычный театр в городе Даугавпилс поставил одну из этих пьес. Она идет на его сцене, и она была признана лучшей пьесой 2010 года в Прибалтике. Пьеса эта до сей поры была неизвестна, я нашел ее в рукописи, будем надеяться, что это не последний театр, который ставит Свенцицкого.

Главным произведением в этом томе я считаю романисповедь, который называется «Антихрист. Записки странного человека». На мой взгляд – это лучший роман о серебряном или, как я его называю, посеребренном веке. Этот век не был серебряным насквозь, он был только покрыт серебром, а внутри – гниль, гниль, и гниль. Вот эту гниль и обнажил Свенцицкий в своем романе. Роман при жизни автора был очень популярен, в течение года вышло 2 издания. О нем писали Зинаида Гиппиус, Розанов, очень-очень многие. А открывает том, на мой взгляд, самое возвышенное произведение Свенцицкого «Второе распятие Христа». В нем рассказывается о том, как Христос, настоящий Христос, приходит в Москву 1906 года, и что с Ним происходит. Замысел и исполнение повести резко отличается от «Мастера и Маргариты», где выведен не Спаситель, а какая-то пародия на Него. Отличается также и от «Великого инквизитора» Достоевского. Параллели, конечно, есть, но только у Достоевского это безымянный персонаж, который молчит. А у Свенцицкого Он говорит, и это настоящие слова, настоящего Христа. За эту повесть Свенцицкого собирались судить. Началось судебное расследование по поводу печати, книга была запрещена, в 1906 году.

Впрочем, почти каждое произведение Свенцицкого запрещалось и к 1908 году за печатные выступления против него было заведено 8 уголовных дел. Это вынудило его исчезнуть из Москвы. По поддельному паспорту своего брата он существовал с 1908 по 1917 год, почти 10 лет скрываясь от слежки и преследования полиции. Странствовал по Руси великой, от Иркутска до Финляндии. Несколько раз побывал на Кавказе. Многим известна его замечательная, много раз переиздававшаяся книга «Граждане неба», где он описал свое пребывание у пустынников на горах Кавказа.


Православное книжное обозрение №2(002) декабрь 2010









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru