Издательский Совет Русской Православной Церкви: Просвещение Через Книгу 2010

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Просвещение Через Книгу 2010 10.02.2011

Просвещение Через Книгу 2010

Итоги конкурса издательского совета Русской Православной Церкви

Меня очень радует, что конкурс набирает силу, и я хочу по - здравить всех с нашим маленьким юбилеем - конкурсу «Просвещение через книгу» исполнилось пять лет. Дей­ствительно, как младенец растет, так и наш конкурс растет.

Во время работы конкурсной комиссии, порой, очень трудно было оторвать ее членов от книг, присланных на конкурс, такой глу­бокий интерес они у них вызвали. Много часов мы провели в со­вместном труде, разбирая и сравнивая книги, чтобы прийти к общему мнению о том, какие из них лучшие.

И что отрадно, каждый год само качество православной книги ста­новится выше. Это очень ценно, потому что мы, издатели, думаем не только о том, чтобы наполнить рынок литературой, но и о том, чтобы человек взял книгу - и она даже своим внешним видом рас­полагала его к чтению.

Я хотел бы поблагодарить всех. В первую очередь издателей - вы издаете хорошие книги. Также хочу поблагодарить членов конкурс­ной комиссии за проделанную работу. Поблагодарить членов экс­пертного совета, потому что в некоторых номинациях было двадцать с лишним книг. Нужно было за месяц их прочитать и дать оценку. Это большая работа. Самое главное - хорошие книги есть.


Главный приз и первое место в номинации «лучшая иллюстрированная книга»

В серии «Православие» из­дательство «Белый город» рас­сказывает о малоизвестных древних христианских святы­нях, расположенных по всему свету. «Сокровенная Каппадо- кия» - уникальная книга, кото­рую невозможно сравнить с другими изданиями. Это первое и пока единственное в России издание о таинственной, не­известной широкому кругу чи­тателей монашеской стране Кап- падокии.

Книга содержит ранее не­известные сведения об истории Каппадокии, о прославленных там великих святых и простых иноках, об их духовных подви­гах, искушениях и чудесах. Изда­ние включает более 600 высоко­качественных иллюстраций.

Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орна­ментикой византийских и ар­мянских художников X-XIV веков, что придает изданию вид старинного антикварного ману­скрипта.

Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с мно­гочисленными скальными мона­стырями, расписанными уни­кальными по своим художе­ственным достоинствам фрес­ками. Все это в сочетании с прекрасной полиграфией ста­нет украшением любой библио­теки. Любителям истории, куль­туры и христианского искусства книга откроет совершенно уни­кальный мир древних, совсем недавно открытых подземных городов и расписанных непре­взойденными фресками скаль­ных монастырей III-XI веков.


Не посетить этот край невозможно...

Фундаментальный труд Георгия Юдина «Сокровен­ная Каппадокия» получил главный приз конкурса «Просвещение через книгу», организованного Издательским Советом Русской Православной Церкви. Также он был отмечен дипломом первой степени в номи­нации «Лучшее иллюстрированное издание».

«Сокровенная Каппадокия» - это уже третья книга Георгия Юдина из серии «Христианские святыни». Как и две предыду­щие («Святой таинственный Афон» и «Хождения на Святую Землю»), она была выпущена издательством «Белый город». В рамках выставки «Православная Русь» автор презентовал свою новую работу и встретился с читателями. По его словам, идея создать серию богато иллюстрированных альбомов возникла со­вершенно случайно. Несколько лет назад Георгий Юдин вместе со своим коллегой Сергеем Поповым отправился на гору Афон, чтобы помолиться возле даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу. Небольшие золотые пластины, а также частицы ладана и смирны сохранились до сегодняшнего дня и находятся в мона­стыре святого Павла. Чудесным образом за одну неделю удалось сделать фотографии всех времен года: погода на Афоне менялась едва ли не каждый день. Итогом поездки стал первый фолиант. Затем были «Хождения на Святую Землю ». Эти две книги вдох­новил автора на создание «Сокровенной Каппадокии». Хотя эта местность неоднократно упоминается в Новом Завете, не все знают, чем она примечательна. Каппадокия находится в цент­ральной части современной Турции, на Анатолийском плато. Множество лет назад вулканы Эрджиес и Хасан извергли огромное количество лавы, которая превратилась в «каменное море» глубиной до ста метров. На протяжении веков дожди и ветра раз­рушали мягкие вулканические породы, образуя столбы и пира­миды причудливой формы, а также бездонные пещеры. Так на северо-востоке полуострова Малая Азия сформировался уни­кальный ландшафт.

- Подлетаем на самолете, земля постепенно заливается лучами рассветного солнца, и кажется, что пики скал - это указующие персты. Они как будто говорят: «Приди к нам». Ты чувствуешь такой явный зов Господень, что не посетить этот край невоз­можно, - делится своими впечатлениями Георгий Юдин.

Во II в. Каппадокия стала прибежищем первых христиан, скры­вавшихся от гонений. Со временем в окрестных скалах возникло около 3000 монастырей и храмов. Уникальный рельеф оказался очень удобным для иноческого образа жизни. Из этих мест вышло более ста великих христианских подвижников, в том числе Василий Вели­кий, Григорий Богослов и Григорий Нис­ский. Георгию Юдину удалось разыскать и систематизировать интересный мате­риал о подвижнической жизни каппадо- кийских иноков.

Наиболее значительные церкви Каппа- докии взяты под охрану. Они образуют так называемый «Музей под открытым небом», который в 1984 году был вклю­чен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмы, находящиеся на тер­ритории музея, созданы в X-XII вв. Самый известный среди них - «Темная церковь» - получил свое название из-за отсутсвия в окон. Благодаря почти пол­ному отсутствию солнечного света фрески на его стенах хорошо сохрани­лись. Фресковая живопись - это одна из главных здешних достопримечательно­стей. Георгий Юдин выделил несколько десятков изобразительных школ, отличающихся композицион­ными и колористическими приемами. Он убежден, что многие росписи на стенах пещерных храмов качественно превышают шедевры, созданные в эпоху Возрождения. Книга «Сокровенная Каппадокия» содержит более 600 фотографий редчайших фре­сок, а также ранее неизвестных пещерных городов.

Это пока единственное в России издание, посвященное таин­ственной монашеской стране. Оно, безусловно, заинтересует не только православных читателей, но и вообще всех любителей ис­тории, культуры, искусства. Тем временем серия «Христианские святыни» продолжается. В самом ближайшем будущем выйдет в свет еще одна книга Георгия Юдина под названием «Царьград».


Номинация «Лучшая Духовно-Просветительская Книга»

Сила Нации – в силе духа: книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла Сост. А. В. Велько. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2009

Книга представляет собой собрание речей и слов Святейшего Патриарха Кирилла, в которых отображен взгляд предстоятеля Русской Православной Церкви на важнейшие вопросы современной жизни, и в первую очередь – духовной.

Евангеле дня: толкования на евангельские чтения церковного года Сост. Д. Болотина, О. Голосова. – М.: Лепта Книга, 2009

Богослужебные чтения Священного Писания изъясняются богословами ХХ и XIX века архиепископом Аверкием (Таушевым), митрополитом Арсением (Стадницким), свмч. Григорием Лебедевым, святителем Игнатием Брянчаниновым, а также древними учителями Церкви.

Творения в 3-х томах Святитель Николай Сербский. – Издательство Сретенского монастыря, 2010

В книгу вошли важные для просвещения современного человека творения святителя Сербской Православной Церкви нового времени: беседы на Евангельские чтения воскресных и праздничных дней, а также миссионерские письма.

Русский север как особая территория наследия Пермиловская А. – Архангельск: Правда Севера, 2010

Это подарочное издание стало итогом многолетних исследований, посвященных изучению сельских исторических поселений, выявлению и научному истолкованию культурных смыслов народной архитектуры Русского Севера. Книга предназначена специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Русского Севера.


Специальный приз  «за сохранение культурного и духовного наследия »

Слуцкое Евангелие - памятник православной религиозной культуры XVI столетия. В 1581 году его собственноручно переписал князь Юрий Олелькович. Долгое время книга на­ходилась в ризнице Свято-Троицкого монастыря Слуцка, являясь духовным символом белорусского народа. В 1941 году фолиант бес­следно исчез вместе с крестом Евфросинии Полоцкой, однако, спу­стя 50 лет был вновь обретен: святыню передала священнику Минской епархии одна из прихожанок. Слуцкое Евангелие напи­сано на церковнославянском языке и украшено геометрическим и растительным орнаментом - с использованием киновари и золота.


Владимир грозов: мы идем к читателю!

Издания «Сила нации - в силе духа» и «Слуцкое Евангелие», выпущенные Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви, получили, соответственно, диплом первой степени в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» и специальный приз «За сохранение культурного и духовного наследия». Их презентация на выставке-форуме «Пра­вославная Русь» стала ярким событием.

Прошел год, с тех пор как патриарх Кирилл совершил первосвятительский визит в Белоруссию. За это время из­дательство Белорусского Эк­зархата подготовило три тома бесед и размышлений Его Свя­тейшества: «Быть верным

Богу», «Сила нации - в силе духа», «Церковь призывает к единству». При составлении этих сборников были исполь­зованы материалы, опублико­ванные в периодической пе­чати, а также тексты выступле­ний Святейшего Патриарха на телевидении и радио. Откры­вая выставку, предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил за оказанное ему внимание и сделал памят­ную надпись на одной из книг.

Факсимильную копию Слуц­кого Евангелия издательство Белорусского Экзархата выпу­стило в 2010 году. Тираж уни­кального фолианта - 500 экземпляров. Кроме того, бы­ла создана электронная версия книги. Это позволит сделать ее доступной для широкого круга читателей, интересующихся историей и духовной культу­рой. «Слуцкое Евангелие» уже стало лауреатом нескольких конкурсов. Исполнительный директор издательства Бело­русского Экзархата Владимир Грозов рассказал о перспекти­вах проекта: планируется изго­товить факсимильные копии целого ряда православных ру­кописных памятников.

В Российской националь­ной библиотеке в Санкт-Пе­тербурге хранится Полоцкое Евангелие, переписанное, по преданию, самой Евфросиньей Полоцкой. Это первокнига бе­лорусского народа. Уже закон­чена ее оцифровка и ведется дальнейшая подготовка к пе­чати. Вместе с издателями ра­ботают ученые из Белоруссии и России. Реализация этой идеи стала возможна благо­даря поддержке Патриарха Кирилла, митрополита Мин­ского и Слуцкого Филарета, а также Издательского Совета Русской Православной Церк­ви, - сообщил Владимир Гро- зов.

В этом году общая тема фо­рума «Православная Русь»: «Народы-победители: вместе в истории, вместе в будущем». Издательство Белорусского Экзархата познакомило чита­телей с несколькими книгами о Великой Отечественной войне. Среди наиболее инте­ресных изданий - детская по­весть Ильи Туричина под названием «Крайний случай. Сказ о солдате Иване и Фрице - Рыжем лисе». Она была вы­пущена к 65-летию великой Победы. В этой книге перед нами предстает собиратель­ный образ русского солдата. Он терпеливо проходит всю войну, совершая многочис­ленные подвиги, а в Берлине отдает голодной немецкой де­вочке краюшку хлеба, которую мать испекла для него «на крайний случай». В ходе пре­зентации Владимир Грозов поделился с собравшимися лю­бопытными фактами, касаю­щимися судьбы этой повести:

Мы показываем молодым людям героев. В этих книгах - и история, и культура, и мо­литва. У нас создана презента­ционная группа. Наши сотруд­ники с литературой и обору­дованием регулярно вы­езжают в школы и библиотеки.

В год проводится до 200 таких встреч. Книга не может долго ждать своего часа. Мы идем к читателю! Несмотря на кри­зис, ежегодно тиражи удваи­ваются. Через различные про­екты мы выходим на широкую аудиторию.

Патриарх Кирилл вручил Владимиру Грозову орден свя­того благоверного князя Да­ниила Московского. Эта на­града является оценкой дея­тельности всего издательства Белорусского Экзархата.


Виктор Аксючиц: я вижу - молодое поколение лучше нас

Аиплома первой сте­пени в номинации «Лучшая духовно- патриотическая книга» удостоено объ­емное сочинение под на­званием «Миссия России», созданное фило­софом и политологом Виктором Аксючицем. Над текстами, которые вошли в это издание, он работал с середины 70-х годов минувшего века. Труд был закончен пятна­дцать лет назад, но издан только сейчас, в решаю­щий, по мнению автора, момент.

«Миссия России» - это по­пытка ответить на вопрос о том, какова наша националь­ная идея. Первая глава книги так и называется - «Русская идея». Далее следуют «замет­ки на полях» многовековой истории, от 988 года до совре­менности. Виктор Аксючиц считает, что каждая страна имеет свое назначение и свою «душу». Он указывает на две причины, по которым миссия

России отличается от миссии других государств. Это нацио­нальный характер и уникаль­ный исторический опыт.

- Русский народ жил и сози­дал великую культуру и циви­лизацию в совершенно невыно­симых условиях. Любой другой народ в таких условиях просто был бы обречен на вымира­ние, - размышляет философ.

Виктор Аксючиц подчерк­нул, что в книге дан частный взгляд на современные про­блемы, и призвал общество к дискуссии. По его словам, се­го дня Россия находится в новой точке самоопределения. Страна должна сделать прин­ципиальный выбор, и многое зависит от активности отдель­ных людей. Автор «Миссии России» уточнил:

- Выбор - это не просто предпочтение одного другому. Это создание новых идеалов, создание новых ценностей, осмысление своей судьбы.

Вслед за славянофилами Виктор Аксючиц ищет корень современных бед в начале XVIII столетия. В ходе «пет­ровской революции», убеж­ден философ, было создано новое правящее сословие, ориентированное на Запад и негативно настроенное по от­ношению к собственной на­циональной культуре и рели­гии. Именно это двумя веками позже привело к безбожной коммунистической револю­ции.

Говоря о Сергее Соловьеве, Василии Ключевском и других известных историках, Виктор Аксючиц отметил, что они представляют историю как некую совокупность фактов. В книге «Миссия России» фило­соф попытался «провести ре­лигиозный анализ и увидеть за этими фактами общие метафи­зические закономерности». В связи с этим он назвал свой труд историософским:

- История изучает факты. Они классифицируются в со­ответствии с точкой зрения того или иного ученого. Это позитивистский подход, кото­рый могут применять, как ве­рующие, так и неверующие люди. Кроме того, существует философия истории, которая определяет общие закономер­ности исторического процесса. А историософия изучает судьбу конкретного историче­ского субъекта - в данном слу­чае русского народа.

Виктор Аксючиц настроен очень оптимистично. По его мнению, в России сейчас про­исходит уникальный процесс возвращения думающего со­словия к православной вере,  который можно расценивать как симптом возрождения страны. Большие надежды он возлагает на молодежь:

- Я вижу - молодое поколе­ние лучше нас, в том числе в ду­ховном смысле. Хочу напом­нить юношам и девушкам, что каждый исторический период имеет собственное назначе­ние. Народ должен отвечать на вызовы времени.

В настоящий момент Вик­тор Аксючиц ищет спонсора для издания более дешевого варианта своей книги. Кроме того, предполагается выпу­стить отдельные главы в каче­стве брошюр - большим тиражом. В следующем учеб­ном году Виктор Аксючиц планирует прочесть курс лек­ций, основанный на книге «Миссия России», на фило­софском факультете МГУ.


Номинация «лучшая духовно-патриотическая книга»

Неугасимая лампада «КУРСКА» Митрофан (Баданин), игумен. – Издательство «Ладан», 2010

Книга посвящена памяти моряков-подводни­ков «Курска». Написана ярко, с глубоким христианским состраданием к участникам тра­гических событий. И прекрасно издана - с ог­ромным количеством фотографий и иллюстраций.

Философия войны Керсновский А. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010

Книга представляет собой собрание трудов во­енного теоретика А. А. Керсновского, нефор­мально излагающего основные принципы идеологии ведения новой войны. Это пре­красно прокомментированное и полезное для военно-патриотического воспитания моло­дежи издание.


Номинация «лучшая иллюстрированная книга»

Храм живоначальной троицы в селе Шарапово – М.: Издательство Данилова монастыря, 2010

Каждый храм, пусть даже самый малый, сопричастен к многовековой истории нашей От­чизны. Книга рассказывает об одном из них - сельском приходском храме во имя Троицы Живоначальной в селе Шарапово Шатурского района Московской области. Издание подго­товлено совместно с Фондом просвещения «МЕТА».

Благовереный князь Православной Руси – Святой воин Александр Невский - Регинская Н. В., Цветков С.В. – СПб.: РБИЦ «Блиц», 2010

В первой части книги подробно освещена ис­тория жизни Александра Невского, уточнены некоторые исторические детали, по-новому реконструированы события тех дней. Во вто­рой части исследуется образ святого благовер­ного князя в изобразительном искусстве XIV- XXI веков. Подобное историко-искусствовед- ческое исследование проведено впервые.


Номинация «первая авторская книга»

Человек не может жить без бога: статьи, беседы, ответы на вопросы - Лонгин (Корчагин), епископ Саратовский и Вольский. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010

Сборник состоит из выступлений епископа Лонгина в периодической печати, а также ответов на вопросы посетителей портала Саратовской епархии «Православие и современность».

Я пришел в церковь: основы церковной жизни - Державин Н. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010

Книга известного православного комментатора телетрансляций Праздничных Богослужений даст первые основы знаний желающему посетить Церковь, поможет ему понять смысл православных богослужений, устройство храма и правила поведения в нём.


Издания Саввино-Сторожевского Монастыря

В конкурсе «Просвещение через книгу» две наших книги заняли призовые места. В номинации «Лучшая детская книга» первое место заняла книга «Пастырь», в номинации «Лучшее справочное издание» второе место занял «Путеводитель по Саввино-Сторожевскому монастырю». И сегодня мы немного расскажем об этих книгах. Также мы представим электронную версию нашего путеводителя, виртуальную экскурсию по монастырю.

Детская книга «Пастырь» рассказывает о житии святителя Алексия Московского она оформлена рисунками, присланными на конкурс детского творчества. Этот конкурс был учрежден Московской Патриархией и Саввино-Сторожевским монастырем и проходит уже четвертый год. Общее название конкурса «Заглянем в историю вместе. Святые заступники Руси». Он включает
в себя две номинации: «Детский рисунок» и «Детское сочинение». В прошлом году конкурс был посвящен святителю Алексию, митрополиту Московскому. Детей знакомили с жизнеописанием этого святого и со всех концов России нам присылали рисунки и сочинения, посвященные святителю.

Конкурс этого года посвящен святому великомученику и Победоносцу Георгию. Дети публиковали свои рисунки и сочинения на нашем сайте, за год таким образом было опубликовано несколько тысяч работ, и сейчас мы отбираем из них наиболее интересные. Поскольку прием работ на конкурс еще не закончен (он закончится 15 ноября), параллельно с презентацией мы проводим мастер-класс по рисованию. Рисунки, которыедети нарисуют сегодня, тоже примут участие в конкурсе.

Несколько слов о нашем «Путеводителе». Он вместил в себя множество фотографий и карт. Необходимость в нем возникла потому, что много людей приезжает к нам в Звенигород и в монастырь. Путеводитель служит паломникам письменным гидом по тем местам, которые они посещают, в нем рассказывается об истории монастыря и его окрестностей, о людях, которые связаны со святыми и историческими местами Звенигорода. За читабельность и ясность текста в путеводителе я сегодня хочу поблагодарить его автора Ольгу Николаевну Яшину.

История Саввино-Сторожевского монастыря насчитывает шесть столетий, и каждое столетие оставило свой отпечаток на его облике. Долгое время обитель была связана с первыми лицами Государства Российского, монастырь был основан по просьбе князя Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского, который был духовным чадом преподобного Саввы. В последующее время, уже в XVII столетии, монастырь отстраивался вторым царем из династии Романовых Алексеем Михайловичем и стараниями царя приобрел те очертания, которые дошли до нашего времени. Первоначально, после основания в 1398 году, монастырь имел только одно каменное строение, остальные были деревянные.

Царь Алексей Михайлович посещал наш монастырь, совершая пешие походы из Москвы, на путешествие из Москвы до Звенигорода уходило примерно три дня. Вместе с ним путешествовал будущий император Петр Великий. Историю нашего монастыря мы попытались как можно полнее отразить в нашем путеводителе.

Для тех, кто не может посетить Звенигород, мы создали виртуальную версию путеводителя. Сначала она существовала в форме слайд-шоу, но затем мы решили организовать ее в ином формате, чтобы можно было «войти» в монастырь, в каждый храм, подняться на колокольню (при этом присутствует звуковое сопровождение), посетить скит преподобного Саввы, не просто посмотреть, но и узнать, например, об истории нашего Рождественского собора или названия всех икон, в иконостасе собора.

Для того чтобы воплотить этот проект потребовалась очень кропотливая работа над каждым объектом.

Среди людей далеких от православия бытуют стеротипы, связанные с Православной Церковью. Православие воспринимают как нечто очень консервативное, очень закрытое и очень древнее.

И пусть этот виртуальный тур не самое последнее слово в области IT-технологий, но, тем не менее, это вполне современный инструмент, и мне кажется, что его присутствие на церковном сайте ставит большую точку в вопросе о косности Церкви.


«Детское творчество для меня максимально интересно»

Для участия в конкурсе дети должны изучить историю жизни главного героя конкурса, это всегда бывает один из святых, канонизированных Русской Православной Церковью. По итогам конкурса издательский отдел Саввино-Сторожевского монастыря каждый год издает книгу, оформленную детскими рисунками. Таким образом было издано уже три книги: первая была посвящена Савве Сторожевскому, вторая преподобномученице Елисавете Феодоровне, третья книга «Пастырь», о которой уже была сегодня речь, посвящена святителю Алексию Московскому и четвертая книга, которая сейчас готовится, будет посвящена великомученику Георгию Победоносцу. Эта книга будет называться «Смиренный воин».

Среди рисунков, присланных в этом году на конкурс, чаще всего встречаются изображения Георгия Победоносца на коне, Георгия, который страдает, Георгия, которого спасает ангел. А сейчас мы с детьми рисовали Георгия таким, каким он был маленьким, причем для них это оказалось очень легко. Дети быстренько представили себе, что он тоже когда-то был такой же, как они. Об этом обычно забывают, обычно святые воспринимаются в том виде, в котором их изображают на иконах – бородатыми, с копьями... Дошедшие до нас предания о детстве Георгия

скупы, однако известно, что его отец был военачальником и вместе с отцом он бывал в войсках, вот у него была такая-то мама, жили они на юге, соответственно, дети нарисовали множество всяких кипарисов.

К нам приходит огромное количество работ, очень разных, с разных концов России, мы всё это очень внимательно отсматриваем, потом просим прислать оригиналы, часть работ отбирается в альбом, причем мы стараемся сделать не просто альбом конкурса, а чтобы он был очень похож на детскую книжку. То есть, чтобы это была детская книжка, сделанная руками детей с помощью взрослых. Я сама делаю детские книжки, меня это очень интересно, вообще, детское творчество для меня максимально интересно. Дети рисуют прекрасно.

Недавно из Ростова-на Дону прислали целую подборку работ. Работы разные, но видно, что это целенаправленно делалось для конкурса. Но часто приходят работы, по которым видно, что ребенок дома, прочитав вместе с мамой историю, нарисовал этот рисунок. И это не менее интересно.

Мы познакомились на почве того, что в Саввино-Сторожевском монастыре увидели мою книжку, это был детский молитвослов. И они обратились к нам с мужем (он тоже художник и дизайнер) за советом. И в результате этого знакомства мы начали делать для монастырского издательства оригинал-макеты этих конкурсных изданий.


Номинация«Лучшая Детская Книга»

Благословенный Старец: Рассказы Из Жития Святого Праведного Феодора Томского – М.: Спасское братство, 2010

Впервые житие праведного Феодора Томского издается в переложении для детского чтения. Короткие увлекательные рассказы вводят читателя в удивительный и загадочный мир жития сибирского святого старца Феодора Кузьмича. Удивительный и загадочный – потому что имя старца вот уже почти два столетия связывают с личностью императора Александра I Благословенного, освободившего Европу от страшного наполеоновского нашествия.


Номинация «Лучшее Справочное Издание»

Как у наших у ворот Сост. Н. Астахова. – М.: Белый город, 2010

Эта книга – сборник русских народных потешек, прибауток, присказок, игр, закличек, а также русских народных песен. Книга хорошо иллюстрирована, также в ней имеются ноты к песням.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра Иллюстрированный путеводитель. – М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010

Путеводитель поможет ознакомиться со святынями и историей Троице-Сергиевой Лавры от ее основания до наших дней.

Дорогами Православной Беларуси Сост. С. Бегиян. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2010

В этом издании авторы сделали попытку как можно полнее рассказать о важнейших вехах становления Православия в различных регионах Белоруссии, выдающихся подвижниках благочестия и известных святынях этой земли. В книге содержится богатейший фотоматериал, который представляет православные храмы и монастыри, почитаемые иконы, а также места, связанные с событиями христианской истории.


Отец Отечества

Сегодня у нас проходит представление книги, которая получила вторую премию в номинации «Лучшая историческая книга» на конкурсе «Просвещение через книгу». Посвящена она замечательному герою Смутного времени, Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому. Книга вышла весной этого года в издательстве «Молодая гвардия», в серии ЖЗЛ.

Наверное неслучайно награждение лауреатов конкурса «Просвещение через книгу» связано с четвертым ноября – днем Казанской иконы Божией матери, иконы, с которой второе ополчение вошло в Москву и освободило ее. Судьба Михаила Васильевича Скопина-Шуйского прямо связана с освобождением Москвы, и, видимо, неслучайно эту книгу заметили на конкурсе.

Сейчас немногие ответят на вопрос о том, кто такой Скопин-Шуйский, тем не менее, еще в начале ХХ века трудно было найти в Москве человека, который не знал бы о нем. О Скопине-Шуйском складывали баллады, писали пьесы, романы, рассказы, это был один из самых любимых героев московской Руси. Более того, он стал единственным человеком нецарского рода, который похоронен в приделе Архангельского собора Московского кремля. Это стало высшим проявлением народной любви, потому что решение это исходило от народа.

Что это был за человек и почему он удостоился такой высокой чести и при жизни, и после смерти? О том, что он знаменитого рода Шуйских, говорит его фамилия. Старшая ветвь Шуйских – Скопины, очень небольшая, короткая ветвь, начинается дедом Михаила Васильевича, а завершается самим Михаилом Васильевичем. Окончился его жизненный путь очень рано, ему было неполных 24 года. Но, тем не менее, это был очень яркий путь.

Как и многие боярские дети, с четырнадцати лет он начал служить при дворе, в то время царствовал Борис Годунов. Тогда еще ничем особенным он себя не проявил. Зато Борис Годунов к Шуйским имел очень много претензий по поводу заговора, составленного родственниками Михаила Васильевича в 1586 году, многие из Шуйских за этот заговор были сосланы в отдаленные города.

Заметным лицом в Москве Михаил Васильевич становится после воцарения самозванца Лжедмитрия I. За то короткое время, которое Лжедмитрий провел на московском престоле он не успел осуществить каких-нибудь заметных преобразований. Однако Боярская дума, оставшаяся в прежнем составе, была на польский манер переименована в Сенат, и в составе Сената была утверждена должность Великого мечника. Эту должность и получил Скопин-Шуйский. Эта была почетная парадная должность, непосредственно не связанная с принятием каких-либо государственных решений. Возможно, что Скопин-Шуйский получил ее благодаря своим выдающимся внешним данным, по свидетельству современников он отличался богатырским телосложением и ростом. Кроме того Лжедмитрий в короткое время своего правления предпочитал окружать себя именно молодежью, а Михаилу Васильевичу в то время было только 19 лет.

В наше время легко удивляться и негодовать по поводу того, что русские люди служили самозванцу, между тем уже тот факт, что инокиня Марфа – мать убитого царевича Димитрия – во всеуслышание признала Лжедмитрия своим сыном может пояснить, насколько непростой была эта ситуация для народа.

Правление Лжедмитрия I закончилось в результате заговора и народного восстания, организованного Василием Шуйским. Нам неизвестно, принимал ли Михаил Васильевич участие в заговоре своего дяди, но известно, что в результате свержения самозванца он не получил никаких повышений, до тех пор пока не потребовалось защищать Москву от нападения войска Ивана Болотникова.

2 декабря 1606 года, под Коломенским произошла решающая битва, где до этого победоносное войско Болотникова было разбито правительственными войсками под командованием Михаила Скопина-Шуйского. Надо сказать, что Болотников был уже зрелым мужем, весьма опытным в военном отношении, а Скопину-Шуйскому к тому времени исполнилось только 20 лет.

После этого удивительного сражения Михаил Васильевич был возведен в чин боярина. В смутное время было где проявить себя талантливому полководцу – едва победили Болотникова, как появился Лжедимитрий II, прозванный Тушинским вором. Этот человек, о личности которого до сих

пор известно очень мало, очень быстро дошел до Москвы и, как известно, закрепился в Тушино. Он достиг больших успехов в организации своего параллельного правительства, успешно конкурировавшего с правительством Василия Шуйского, сосредотачивая в своих руках административную власть, он, постепенно, при помощи верных ему войск, брал под контроль города и дороги Московского царства. Москва в результате деятельности Лжедмитрия II фактически оказалась на осадном положении, подвоз продуктов из соседних областей в Москву прекратился, в столице начинался голод, и царь Василий Шуйский поручает Михаилу Скопину-Шуйскому нанять на Западе чужеземное войско, чтобы снять осаду.

При этом никаких денег из казны Михаил Васильевич не получил, это царское задание очень сильно напоминает сказочное «пойди туда, не знаю куда...» Все он должен был сделать сам – должен был сам нанять наемников, составить из них войско, из этого, в общем-то, сброда, который набирали по всей Европе, из людей, которым было все равно за что воевать, потому что они воевали только ради денег. Причем оплатить их услуги требовалось как можно быстрее. Потому что, если их не оплатить, солдаты могут разбежаться по всей стране и сами себя начать «оплачивать». После чего, имея под своим командованием такое крайне ненадежное и трудно-управляемое войско, нужно было освободить Москву и прогнать самозванца. В общем, эта задача была практически небывалая. Но как это часто бывает в русской истории, как говорил адмирал Макаров, русским воинам лучше всего удаются мероприятия небывалые.

В письмах, которые писали москвичи в то время, можно прочесть, что у них оставалось только две надежды – на Божью помощь и на Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Все письма полны одним – далеко ли он еще? А скоро ли он будет? За три месяца можно было из Новгорода дойти до Москвы, в то время – доскакать. Три месяца занимал путь. Скопин-Шуйский шел год. Не потому, что он медлил. Как говорили некоторые злые языки, что он специально медлит, что он ждет, когда Василия Шуйского свергнут, и он сам займет престол. Но все дело было в том, какую армию ему пришлось вести на Москву. Когда в первых двух сражениях он увидел, как себя ведут наемники, он понял, какую трагическую ошибку совершил Василий Шуйский.

В этом отношении очень показателен поход на Тверь, первый очень важный город на пути к Москве. Получилось так, что в первой половине сражения победа осталась за войском «Тушинского вора». Но Михаил Васильевич провел разведку и выяснил, что поляки, засевшие в Твери, очень хорошо отпраздновали победу и все, мягко говоря, не очень трезвые, до такой степени, что даже караула не выставили. После того, как положение в городе стало известно Скопину, Тверь была практически взята. Остался только самый центр – Тверской кремль. Можно было и дальше его осаждать, но нужно было идти на Москву, и вдруг наемники взбунтовались – как? Богатый город, есть что пограбить, мы отсюда не уйдем! Михаил Васильевич, тем не менее, увел наемников из города, чем спас его от новой беды. Современник тех событий написал: «А княже Михаил Васильевич Скопин-Шуйский пожалел тверечан».

Началось противостояние – наемники требовали либо денег немедленно, либо возможности грабить города. Михаил Васильевич не мог дать ни первого, ни второго. Где он брал деньги, где он их собирал? Он слал письма по всем городам и рассказывал, как нужны эти деньги для оплаты наемников, потому что пока они составляют основу войска. Но еще лучше, писал он, чтоб вы прислали свои отряды, потому что наемники брали большую плату, а своих достаточно было только одеть, обуть и прокормить. Когда Скопин-Шуйский собирал эти средства, он писал: «Если будет это войско, если будет хотя бы первая победа, то дальше мы уже можем обрастать людьми, двигаться на Москву», это цитата в переводе на современный русский язык. Он понимал, что основу войска может составлять только ополчение – войска, которое будет освобождать Москву и которое будет защищать Россию. Этот опыт переймут впоследствии Минин и Пожарский. Ведь шведский король Карл III и им будет предлагать в помощь наемников, но, памятуя успех Скопина-Шуйского, те откажутся от помощи шведского короля.

Три месяца Михаил Васильевич стоял под Калязиным, собирая свое ополчение и наводя порядок в русских землях на Волге. Ситуация была непростой, например, Новгород стоял за Василия Шуйского, а Псков – за Лжедмитрия. Один город за царя, другой – за самозванца, а из третьего на письмо с просьбой прислать ополчение отвечают: «Да мы пока подумаем за кого стоять, мы подождем».

Доставка этих грамот тоже была непростым делом, гонцов часто схватывали, пытали. Известно, что письма зашивались гонцами в потайные места, например, в носки лыж. В конце концов Скопину удалось набрать войско и с этим войском он начал освобождать город за городом по Волге. Так он дошел до Александровской слободы под Москвой, и настало время решить, куда идти в первую очередь – снимать осаду с Троице-Сергиевой Лавры или с Москвы. К тому времени Лавра была в осаде уже 18 месяцев, и осажденные находились в очень тяжелом положении. Оборону держали 300 монахов и небольшой отряд, посланный Скопиным Шуйским. Троице-Сергиева Лавра стала не только военной крепостью, но и духовной. Об этой обороне и о том, что лаврские монахи не признают самозванца, знала вся Россия. К концу осады из 300 монахов осталось только 30, не хватало пищи для людей, корма для лошадей, очевидцы свидетельствуют, что после снятия осады, все стойла в монастырской конюшне были изгрызены голодными лошадьми.

В это время в Борисо-Глебском монастыре под Ростовом подвизался затворник преподобный Иринарх, он послал Михаилу Васильевичу просфору и крест и на словах передал свое благословение: «Дерзай, Бог поможет тебе». И действительно, когда войско Скопина-Шуйского дошло до Лавры, войско самозванца без боя сняло осаду и ушло – путь на Москву был открыт.

Когда 12 января 1610 года Михаил Васильевич подходил к Москве, в лагере самозванца произошло смятение. Стало известно, что польский король Сигизмунд III взял Смоленск, он сам захотел занять русский престол, с появлением третьего претендента на Московское царство одни сторонники Лжедмитиря II оставили лагерь, другие перешли к Сигизмунду, третьи просто разбежались. И так же без боя Михаил Васильевич вошел в Москву. Происходило это в светлые пасхальные дни, пост заканчивался, его встречали по-царски – когда он подходил к лобному месту на Красной площади, весь народ, который собрался, поклонился ему в пояс, многие встали на колени. Почему? Потому что он действительно – освободитель. Называли его – отец отечества, спаситель. Поклонение было всеобщее. Все думали, что действительно – этот человек и может быть царем. Но Скопин-Шуйский не стал, как тогда говорили, «подыскивать» престол под Василием Шуйским. Между ними произошел разговор, и объяснение по поводу того, что в войске называют Михаила Васильевича будущим царем. Мы не знаем, что было конкретно сказано, но через несколько дней, начались пасхальные торжества, его приглашали во многие дома, в гости, на крестины, и вот на пиру у князя Воротынского он почувствовал себя плохо, занемог, вернулся домой и через шесть дней, после страшных мучений, скончался.

В наше время были проведены археологические исследования в усыпальнице Архангельского собора и спектральный анализ останков Скопина – версия о том, что он был отравлен, а об этом говорили все современники, подтвердилась. Горе народное было так велико, что москвичи потребовали захоронить его в Архангельском соборе. Все говорили о том, что окружение царя повинно в его отравлении, но никаких документальных свидетельств об этом пока не найдено. Мне очень хотелось бы, чтобы благодаря этой книге к нашим современникам вернулась память об этом великом человеке и чтобы имя Скопина-Шуйского снова стало синонимом героя, который сделал все для спасения своего отечества.


Номинация«Лучшая Историческая Книга»

История Яблочинского Свято-Онуфриевского Монастыря в трех томах - Издательство Варшавской Православной Митрополии, Варшава, 2009

Книга является докторской диссертацией ныне покойного протопресвитера, доктора богословия Серафима Железняковича. В своей работе автор на основе архивных документов представил историю обители, начиная с ее основания до окончания Второй мировой войны, а также в первые послевоенные годы. Описывая историю монастыря, автор рассказывает и о судьбах православия в Польше.

Последний белый генерал - Молчанов В. – М.: Айрис-пресс, 2009

Книга рассказывает о боевом и жизненном пути генерала В. М. Молчанова – руководителя Белого движения на Восточном фронте гражданской войны. Основу сборника составили, впервые публикуемые на русском языке устные воспоминания генерала, записанные сотрудником Калифорнийского университета в Беркли в 1970 году.


«Игра Ангелов»

Книга современной сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Игра Ангелов», изданная в издательстве «Паломник» в 2010 году, получила вторую премию на конкурсе «Просвещение через книгу», а еще ранее – гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». И это не случайно. Книга действительно заслуживает самой высокой оценки.

В Сербии эта книга была опубликована впервые в 2003 году и с тех пор выдержала множество переизданий. В течение двух лет книга, как свидетельствуют статистические данные, пользовалась самым большим спросом в библиотеках этой страны. Недавно был сделан ее перевод на русский язык (переводчик – Илья Числов), и теперь с ней получили возможность ознакомиться и российские читатели. Ранее в свет вышел первый роман Л. Хабьянович-Джурович – «Петкана», своеобразное жизнеописание самой почитаемой в Сербии святой – великомученицы Параскевы Пятницы, также вызвавший огромный читательский интерес.

Время действия романа «Игра Ангелов» – XIV век, когда состоялось важнейшее в истории Сербии сражение – битва на Косовом поле.

Главный герой произведения – жена сербского князя Лазаря княгиня Милица, единственная в истории Сербии женщина-правительница, которая во всех испытаниях хранила веру в Бога, давшую ей силу выстоять в труднейших испытаниях и спасти родную землю.

«“Пусть зовется Милица. Да будет она мила каждому. Да ширится милость окрест нее. И да живет она в милости Божией”, – молвил ее отец». Так начинается рассказ о героине романа. «“Откуда у меня эти мысли? Эти слова? Откуда я это знаю?” – вопрошала она с удивлением, свойственным всем людям, сталкивающимся с неведомой стороной собственного естества. Всем, кто, обладай они большей проницательностью, могли – пусть бы и шепотом – помянуть своего Ангела-хранителя». Так, в детстве, она впервые задумывается о духовном водительстве, под которым находится каждый из нас.

Жизнь княгини Милицы сливается с жизнью ее мужа князя Лазаря, они живут в любви и согласии, Господь благословляет их детьми – сначала дочерьми, а потом и сыновьями. Но приближается тяжелый для всей Сербии час, который разрушит привычную и счастливую жизнь княжеской семьи, – час Косовской битвы. «“Господи, много Ты дал мне. Не все, что есть у Тебя, но больше, чем мне принадлежит. Больше, чем я смел ожидать. Все, чем я владею, – дар Твоей милости. И ничего не приобрел я собственными заслугами. Как же отплатить мне Тебе за это, Господи?” – так молился Лазарь».

Нам дается почувствовать душевное состояние князя Лазаря накануне сражения: «На долгом пути духовного роста Лазарь пришел к пониманию той истины, что человек становится ближе Господу через подвиг. А подвига не бывает без жертвы. Сознательной и добровольной. Ибо и Сын восшел к Отцу жертвенной стезей». И вот – вещий сон перед сражением: «Даже не слыша гласа его, я ясно разобрал слова, с которыми обратился ко мне посланец небес: “Два царства дарованы людям. Небесное. И земное. Выбирай, к какому прилепиться. Ныне – твой черед. Выбирай же, Лазарь. Так сказал он. И я все понял. Хорошо понял, что надо сделать. И выбрал...».

«“Князь наш был истинным воином Христовым. Победоносно и триумфально перешел он из жизни сей в жизнь вечную. Мученическим усекновением главы своей запечатлел страдание пред Господом. Лазарь – избранник Божий. А вместе с ним – и весь народ сербский, один из самых стойких и мужественных народов Нового Завета. И если уж Бог евреев вывел из рабства египетского, послав им пророка Моисея в качестве путевождя и избавителя, то тем паче избавит и сербов от рабства турецкого. А это уже твоя должность, княгиня! Вести свой народ. И ты не смеешь отказаться! Не смеешь ослушаться Господа. Или проявить малодушие. Не имеешь права впасть в страх. Ведь вся сила твоя – в Боге. И от Бога”, – говорил ей Даниил.

Она это и сама понимала. Лазарь вознесся в Царство Небесное. Как герой и мученик. То был его путь. И воля, совпавшая с Божией волей. Ее же задача – уберечь царство земное».

«И так земля Сербская, коя, казалось, совсем опустела и пропала, оправилась и расцвела вновь, сделавшись краше прежнего и став, по воле Божией, уважаема и чтима всеми... Паки же достохвальный Стефан, придя в совершенный возраст мужеский, избран был от Бога и принял скипетр родительский с благословением и молитвами из рук самого Патриарха. И украсился достоинством отеческим, назвавшись великим князем Стефаном, самодержцем и государем сербским» (Константин Философ, «Слово и повесть о князе Лазаре»).

«Лазарь, наш сын теперь – князь! Великий князь Стефан Лазаревич. Радость и гордость за него переполняют мое сердце! Отныне мне не стыдно перед тобою. И перед самою собой. Ибо я распознала-таки знамение Божией Милости. И не оступилась, не пала под гнетом скорбей и страхов, после того как ты оставил меня одну бороться с многочисленными врагами и тяжкими обстоятельствами. Не стыдно мне и перед Стефаном. Ведь я сохранила ему твой скипетр и корону... Со смирением благодарю Господа Вседержителя, нижайше кланяясь Ему за то, что Он, как всегда, устроил все к лучшему Своим благим Промыслом...», – мысленно обращается к мужу княгиня Милица.

Вскоре, исполнив свой долг в земных делах, она принимает монашеский постриг.

Но только перед самой смертью, уже будучи умудренной духовным опытом старицей, она прозревает участие Небесных Сил в жизни ее народа и ее собственной, которые помогали ей в трудные моменты и вели по жизненному пути, видит, наконец, своего Ангела-хранителя: «“Ведь ты действительно здесь! Сейчас! Рядом со мною! Смотришь на меня. Читаешь мои мысли. Как и всегда это делал. Единственный свидетель моей жизни. Единственный мой неизменный провожатый – куда бы я ни отправилась. Единственный, кто никогда не оставлял меня одну, кто помнит каждое мгновение моей жизни, от кого я ничего не могла скрыть, как и от Господа. О, как бы я хотела тебя увидеть!” – Она протянула ко мне руки и улыбнулась...»

«“Может быть, все в нашей жизни уже предопределено, так что человек и не выбирает вовсе, но лишь покоряется неизбежному? И то, что мне представляется выбором, на самом деле не выбор, но лишь игра с нами высших Сил? Неуловимый танец Ангелов? И так ли важно все это для Бога? Все эти одиночные события в нашей жизни? То, что каждому из нас в каждый миг земных наших дней кажется первостепенным и значимым? Или же Ему одинаково угодна всякая жизнь – лишь бы только на протяжении ее душа очищалась и стремилась к Нему?” – так вопрошала она всю ночь напролет.

“Не мучь себя понапрасну, – шепнул я ей, – я и сам не знаю того, о чем ты спрашиваешь. И не уверен, что нам это нужно знать... Успокойся, Милица, отдохни. Сегодня тебе предстоит долгий путь”».

Так заканчивается долгая жизнь сербской княгини, исполненная любви и радости, горя и печали, скорби и надежды, и душа ее воспаряет «к Вечной Любви, к Источнику и Прибежищу истины... к Единосущному и Нераздельному, к Всеведущему и Всезнающему...»

Из самого сердца сербской писательницы излился этот рассказ об истории родной страны, ее героях, их мужестве и доблести, твердой вере и уповании на Промысл Божий. Книгу отличает глубина мысли, стремящейся познать судьбы Божии и человеческие, она поднимает читателя ввысь, к Небесному Отечеству, проникает в мир духовный, делает попытку проявить истоки событий, совершающихся в материальном мире.

Необычная форма изложения – повествование ведется от лица Ангелов – не вызывает отторжения и выглядит вполне оправданной в свете авторской задачи. Ангелы сопровождают главную героиню произведения – великую княгиню Милицу, принявшую в конце жизни монашеский постриг, на всем ее жизненном пути. И вопреки всем невзгодам и искушениям, обрушившимся на ее семью и народ, единственная женщина, правившая Сербией за десять веков ее христианской истории, находит в себе силы для того, чтобы сохранить Сербскую землю и передать ее в руки своего сына Стефана.

Братскому сербскому народу и Сербской Православной Церкви, несомненно, будет приятно признание этой книги в России. Также хочется выразить пожелание, чтобы и у нас появлялись книги о знаменательных событиях в истории нашей родины, подобные этой по глубине христианской мысли, силе призыва к стремлению в Горняя, наполненности любовью к своему Небесному и земному Отечеству.


Номинация«Лучшее Художественное Произведение»

Дневник Инока: стихи разных лет – М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009

Рождество Христово

Ваш порог выходит на восток.

За порогом множество дорог.

Но избрать одну должны лишь вы –

По которой к Богу шли волхвы.

Над дорогой той чудесная звезда

Не погасит свет свой никогда,

И под ней, больных и грешных, нас

Ожидает милостивый Спас.

Апрель 1993 г.


Лавра

Все глуше голос хрипловатый,

Все дальше белая стена.

Кадильный дым голубоватый

Струится в прорези окна.

И ниспадает свет лучистый

Туда, где слышен тихий вздох.

И чей-то голос серебристый

Поет о том, как славен Бог.

И, плача с плачущим народом,

Ловя бесценный жемчуг слов,

Мне кажется, что из-под свода

Не свет струится, а любовь.

Май 1993 г.


Номинация «Лучшая Аудиокнига»

Запечатленный Ангел -Лесков Н. – М.: Русский паломник, 2010

Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь со священством. В своих произведениях, таких как «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» – Николай Лесков живописал быт и бытие этих людей. Так прототипом изографа Свеастьяна из «Запечатленного ангела» стал изограф Никита Севастьянович Рачейсков, в мастерской которого и была написана большая часть этой повести.

Алтарь Затворенный -Никифоров-Волгин В. – М.: Союз, 2010

В аудиокнигу вошли рассказы: «Великий пост», «Преждеосвященная», «Исповедь», «Причащение», «Двенадцать Евангелий», «Плащаница», «Канун Пасхи», «Алтарь затворенный» и многие другие произведения.

Пути Небесные -Шмелев И. – М.: Лепта Книга, 2009

Роман известного русского писателя И. С. Шмелева «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. Шмелев описал историю взаимоотношений двух людей, их жизненного и духовного пути. Аудиокнига прочитана артистом Леонидом Кулагиным.


Номинация «Лучшее Учебное Издание»

Язык Арабо-Христианской культуры в текстах. Основы Православия - Лебедев В., Тюрина Г. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010

Данное учебное пособие соответствует авторской учебной программе курса «Арабский язык для изучающих арабо-христианскую культуру (продвинутый курс)», составленного на основе государственного стандарта базового филологического образования. В пособии используются материалы оригинальных учебных пособий по основам православия, изданных в арабских странах.

Я иду на урок в воскресную школу - Жукова В. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010

Данное учебное пособие является подспорьем для преподавателей Воскресных школ. В книге даны планы проведения уроков Закона Божьего, а также рисования на заданную тему с детьми младшего школьного возраста. Также издание поможет родителям, которые смогут познакомить детей с основами христианской веры и развить их творческие способности.

Основы нравственности: беседы по этике для старшеклассников - Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006

Издание включает в себя художественные тексты классической литературы, размышления философов, ученых, священнослужителей о жизни и смерти, душе и теле, монашестве и семье, религии и философии. Книга предлагает читателю задуматься над вопросами смысла жизни и нравственного выбора. Пособие прошло апробацию в российских школах.

Греческий язык для детей - Николау Н. – Архангельск: Правда Севера, 2010

Данное учебное пособие в доступной форме раскрывает перед детьми основы греческой грамматики. Книга хорошо иллюстрирована и легка для детского восприятия. Данный учебник составлен с учетом новых орфографических правил на материале димотики (разговорный язык), но с объяснением и некоторых наиболее укоренившихся и распространенных элементов кафарэвусы (книжный язык).

Глину не мять – красоты не видать - Бурчевский В. Н. – Архангельск: Правда Севера, 2010

Книга является уникальным пособием по изготовлению некоторых традиционных для Архангельской области глиняных изделий. Пособие рассказывает об основных приемах гончарного искусства, выборе материала для работы, приемах раскраски глиняных игрушек. Издание хорошо проиллюстрировано. Книга может стать интересным пособием для воскресных школ.


Православное книжное обозрение №2(002) декабрь 2010









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru