Издательский Совет Русской Православной Церкви: Наследие Вышенского Затворника: Материалы к библиографии святителя Феофана

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Наследие Вышенского Затворника: Материалы к библиографии святителя Феофана 28.12.2010

Наследие Вышенского Затворника: Материалы к библиографии святителя Феофана

В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского духовного писателя святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского (1815-1894).

Его богословская, научная и просветительская деятельность как правящего епископа, профессора нравственного богословия, самобытного философа имела существенное влияние на духовное возрождение современного ему русского общества, на развитие аскетического учения восточно-христианской патристики. Обобщенный в трудах святителя духовный опыт многих подвижников Церкви был мощным стимулом к сохранению православных традиций в сложные периоды русской истории.

Издание творений святителя Феофана - проект общецерковной значимости. Работа над изданием собрания творений святителя Феофана только начинается. Первый этап этой работы - составление подробной библиографии творений Феофана Затворника.

Библиография творений святителя Феофана, включающая как периодические, так и отдельные издания, была предложена в работе известного исследователя его творчества архимандрита Георгия (Тертышникова) «Богословское наследие епископа Феофана Затворника (1815-1894)», в приложении к которой был дан «Список трудов епископа Феофана Затворника в порядке их публикации», охватывающий период с 1846 по 1917 годы.
В минувшем году нами была составлена «Библиография дореволюционных изданий творений святителя Феофана», которая размещена на сайте Свято-Успенского Вышенского монастыря (www.svtheofan.ru). В эту библиографию включены все известные отдельные издания творений святителя Феофана, опубликованные до 1917 года. При составлении библиографии использовался «Сводный электронный каталог русской книги XIX века», в который включены издания, хранящиеся в крупнейших российских библиотеках.

Обращает на себя внимание тот факт, что многие книги выдерживали многочисленные переиздания, что указывает на их значение для русского общества конца XIX - начала XX веков. Например, «Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики» - 10 изданий, «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» - 7 изданий, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» - 6 изданий.

Выходили и небольшие сборники, составленные на основе слов и поучений святителя Феофана: «Страсти - ад для души: Из слов Преосвященнейшего Феофана» (7 изданий), «Три слова о несении креста» (7 изданий), «Трудись во спасении, но Царствия себе не присваивай: Из поучений Преосвященнейшего епископа Феофана» (7 изданий), «Утешение в скорби: Из сочинений Преосвященнейшего епископа Феофана» (13 изданий).

Некоторые книги выходили как приложение к журналам «Душеполезное чтение», «Странник», большинство же являлось изданиями Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, которые были выпущены в Москве в типолитографии И. Ефимова.

Святитель Феофан активно сотрудничал и с различными духовными периодическими изданиями: «Душе-полезное чтение», «Воскресное чтение», «Домашняя беседа», «Странник», «Тамбовские и Владимирские епархиальные ведомости» и др. Сам святитель писал о важности подобных предварительных журнальных публикаций: «В печати виднее недостатки и излишества».

В 1860 году Святейшим Синодом было принято решение об издании во всех епархиальных городах ежемесячных журналов духовного содержания. Епархиальные ведомости на долгие годы стали единственным источником информации о местной церковной жизни, истории и подвижниках. По благословению святителя с 1861 года стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости», а с 1864 года - «Владимирские епархиальные ведомости».
При изучении библиографии творений святителя Феофана необходимо тщательно исследовать журнальные публикации. В частности, нами была проведена работа по изучению публикаций епископа Феофана Затворника в журнале «Душеполезное чтение».

Первая публикация святителя в «Душеполезном чтении» относится к 1873 году, когда было напечатано «Беседовательное толкование второго Послания святого апостола Павла к солунянам» (параллельно с этим шла публикация «Беседовательного толкования первого Послания святого апостола Павла к солунянам» в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Затем сотрудничество с журналом продолжалось до конца жизни святителя Феофана. После кончины святителя и вплоть до революции в журнале было опубликовано большое количество материалов, связанных с жизнью и духовным наследием святителя, которые представляют значительный интерес для исследователей.

Публикации журнала святитель высоко оценивал за их трезвость и выдержанность: «"Душеполезное чтение" я получаю, это единственный журнал, где статьи не отуманиваются мудрованиями». Более того - для некоторых своих изданий святитель советовал использовать макет журнала: «Я тебе писал уже, что шрифт, бумага и формат - взять как в "Душеполезном чтении"».

Особый интерес представляют материалы, которые были опубликованы в журнале после кончины святителя, когда редакция обратилась к читателям с призывом поделиться различными материалами, относящимися к жизни и творениям святителя. В ответ на это обращение в редакцию от читателей стали поступать письма святителя Феофана, причем отправители часто комментировали свои публикации или сопровождали их небольшими вступлениями, где рассказывалось об истории знакомства и обстоятельствах переписки со святителем. Эти подробности необычайно важны, так как через столетие до¬носят до нас голос современников и духовных чад святителя. Большинство из таких комментариев было опубликовано только в журнальном варианте.

Как правило, читатели очень дорожили оригиналами писем святителя Феофана и поэтому отправляли в редакции точные копии писем. Так, Митрофан Рафаилович Корякин, переписывавшийся со святителем в последние 5 лет его жизни, писал: «По желанию редакции могу высылать копии и с других имеющихся у меня писем почившего святителя, преимущественно общего характера и значения. Подлинных же писем, из боязни утраты их в пути, посылать не буду; но за несомненность и неприкосновенность их, как равно и за верность копий с подлинниками, ручаюсь».

В первых публикациях содержалась и оценка духовного наследия святителя. Соборный протоиерей города Суздаля Михаил Иванович Херасков, рукоположенник святителя Феофана, писал в редакцию: «Благородная и нежная душа святителя и светлый ум его светятся в этих письмах». Присяжный поверенный из города Задонска Митрофан Рафаилович Корякин оценивал письма как «сокровище духовное», которое «дороже для меня всех благ в мире сем. Этим сокровищем вознамерился я, путем печати, поделиться с православным миром, чтобы, в противном случае, не подвергнуться участи того евангельского раба, который данный ему талант зарыл в землю. Содержание препровождаемых при сем писем говорит само за себя, почему я и не стану распространяться о назидательности и душеполезности таковых, но отмечу в них одну лишь характерную черту, присущую любвеобильному сердцу почившего архипастыря. Это - отзывчивая и безграничная любовь к своим ближним, всегда выражавшаяся в неустанных и самоотверженных трудах и заботах о спасении душ человеческих».

Помимо этих свидетельств, которые необходимы для подготовки к изданию духовного наследия святителя и будут использованы при составлении реально-исторических комментариев, в журнальных публикациях содержались и важные сведения о его жизни. В частности, в журнале «Душеполезное чтение» публиковалась подборка материалов по истории библиотеки святителя Феофана Затворника, которая после его кончины оказалась в церковно приходской читальне-библиотеке имени Луки и Матвея Васильевичей Лосевых в приходе церкви святителя Николая, что в Толмачах. Совет храма принял решение разрешить пользоваться библиотекой всем желающим безвозмездно. Дальнейшая судьба библиотеки святителя пока неизвестна. Заметим, что именно в этом московском приходе находилась редакция журнала «Душеполезное чтение», с которым долгие годы сотрудничал святитель.

Основная задача, которая стоит сегодня перед библиографами - исследователями творчества святителя Феофана Затворника - тщательное изучение публикаций святителя во всех периодических изданиях конца XIX - начала XX века, составление подробных библиографических указателей, которые станут необходимым подспорьем для дальнейших научных изысканий.

В.В. Каширина, ученый секретарь научно-редакционного совета, доктор филологических наук.


Православное книжное обозрение №1(001) ноябрь 2010








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru