Издательский Совет Русской Православной Церкви: Учебники в школах: «деревянные» или на батарейках

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Учебники в школах: «деревянные» или на батарейках 20.12.2010

Учебники в школах: «деревянные» или на батарейках

Пока украинские школьники ждут обещанного чиновниками введения электронных учебников по всей стране, 10-классники двух харьковских школ учатся при помощи «ридеров» уже два месяца. Как они оценивают ноу-хау?

Харьковский эксперимент

«Электронный» и «деревянный» - так обозначает на уроках два вида учебников учительница биологии в 6-й гимназии. На партах во время её урока - тетради, ручки, микроскопы, чашки Петри. И две книжки: одна - обычный учебник, вторая - электронный.

В октябре, когда десятиклассники 27-го лицея и 6-й гимназии получали электронные книжки от спонсоров-производителей, ни одного обычного учебника у них не было вовсе. Эта параллель - дети, которые должны были первыми пройти 12-летнее обучение - книги традиционно получают с запозданием.

Вот и сейчас, в декабре, они получили ещё не все учебники для 10 класса. Но «Биология» уже есть. Чем пользоваться на уроке - каждый выбирает сам. Так, пара мальчишек на задней парте смотрит в одну электронную книгу на двоих. А две девочки в чёрно-белом - каждая принесла и «классический» учебник, и электронный «ридер».

Достоинства электронных книжек несомненны - десятиклассники в один голос перечисляют: сумки теперь стали легче, да и в поездки на каникулах удобней брать с собой лёгкое устройство вместо стопки книг. Можно читать в транспорте - причём не только учебники, а любую книжку, которую сам загрузишь в память устройства. Настоящая «библиотека в кармане», мечта фантастов.

Но есть и недостатки. Тут мнения учеников тоже сходятся. Главная проблема - у презентованной школьникам модели нет зарядки. Источник питания - обычные батарейки, на которые приходится тратиться каждую неделю. Либо обзаводиться многоразовыми аккумуляторами и устройством для их зарядки - что, по мнению школьников, значительно менее удобно, чем, например, зарядка для мобильного телефона.

Дарина Козеровская, ученица 10-Б: «Бывает: урок, середина дня - а на следующем уроке она разрядилась, и нету батареек».

Кроме того, у «ридеров» маленький экран. Именно поэтому многие продолжают таскать с собой громоздкие книжные томики. «Удобно пользоваться большим форматом. В электронных шрифт можно увеличивать, но книжка есть книжка», - поясняет соседка Дарины по парте Валерия Ивахно. Кроме того, добавляет она, в электронных учебниках неудобно искать иллюстрации - чтобы увидеть картинку полностью, надо переключать режим, к тому же, пока она загрузится, проходит довольно много времени. А самое худшее - картинки не цветные. Когда речь заходит о картах или диаграммах - это важно.

Людмила Чижевская, учительница биологии в 6-й гимназии: «Они дольше, чем в учебнике ищут, почему - если бы формат был А4, это было бы для них удобнее, а здесь меньше формат, они не привыкли к такому. Вот сегодня подходила к девочкам в среднем ряду - «А где тут цель, а где?..» - да вот же, ты её прозевала. Они привыкли видеть больший объём материала, чем подаётся на этой странице».

В целом, кроме формата, учительницу в «ридерах» всё устраивает. Отмечает и пользу для детских спин. На вопрос о том, не легче ли школьникам списывать из маленькой электронной книжки - смеётся: «У меня не списывают!». Это, считает, дело не техники, а учителя.

Но мечтает: вот если бы было видео, «ридерам» бы и вовсе цены не было. Если уж вводить технику в школы - так использовать преимущества, которые она может предоставить, считает педагог.

Людмила Чижевская, учительница биологии в 6-й гимназии: «Там обязательно должно быть что-то типа съёмок. По биологии - фазы процессов, подробно разложенные. Я, что могу, на препаратах показываю, но... А по литературе, возможно, отрывки фильмов, иллюстрации. Конечно, безусловно, нужно работать с оригиналом, но нужно же и заинтересовать детей!»

Когда дети закончат 10 класс, электронные книжки, как и обычные, они сдадут в библиотеку, рассказывает директор 6-й гимназии Александра Зуб. А в 11-м - получат их снова. Следующий за ними класс может и без ноу-хау обойтись, так как вовремя получит весь набор обычных учебников, считает директор.

Харьковский проект масштаба двух школьных параллелей - явление самостоятельное - эксперимент фирмы-разработчика, поддержанный местной властью. Десятиклассники получили книжки, а разработчики «обкатку» и отзывы школьников. В планах у губернатора был отчёт об эксперименте лично Министру образования Дмитрию Табачнику, и, возможно, рамочное соглашение между Министерством и Харьковской областью о создании пилотного проекта. Однако визит Табачника в Харьковскую область отменился, и проект чиновники отложили.

В компании, предоставившей «ридеры», рассказывают: эта модель не разрабатывалась как учебник, ее только сейчас адаптируют для школьных нужно. При этом непременно учтут и пожелания учеников. Правда, не все. Например, сделать выход в интернет через «ридер» несложно – но, считают в компании, для учёбы это ненужно. Необходимые материалы дети могут скачать и залить в электронную книжку сами, а возможность выйти в сеть на уроке будет только отвлекать.

Игорь Нехаев, генеральный менеджер компании «Ectaco-Украина»: «Мощный аккумулятор на 40 часов непрерывной работы – можно ввести. А маленький формат… да, но зато её можно положить в карман. Конечно, 9-дюймовый экран лучше, 12 – ещё лучше, а на доске – совсем великолепно всё видно! Но надо найти золотую середину»

В итоге, предполагает Нехаев, экран книжки станет 6-дюймовым, то есть, увеличится на один дюйм (2,54 см.) в диагонали, по сравнению с нынешним.

Несколько месяцев назад Михаил Добкин упоминал как о перспективе производство американских «ридеров» на Харьковском заводе имени Шевченко. Книжки это бы удешевило, заводу дало заказы. «Это реальный проект, это реальный вопрос, он обсуждается и, думаю, дойдёт до позитивного решения», - говорит генеральный менеджер компании «Ectaco-Украина». Подробностей в компании пока не рассказывают. В ближайшее время, говорят, её руководство собирается приехать в Харьков.

Харьковские чиновники сферы образования тем, как проходит эксперимент, довольны.

Оксана Дегтярёва, главный специалист управления образования по вопросам информатизации: «Опыт позитивный, и отзывы детей - 300-граммовая книжка вместо 7 учебников… Наиболее эффективно изучаются предметы гуманитарного цикла, дети сами добавляют художественную литературу».

За здоровье детей, получивших «ридеры» на тестирование, в горсовете не опасаются. Книжки сертифицированы Министерством здравоохранения и Государственной санитарной службой как соответствующие всем нормам и критериям.

Чиновников беспокоит одна проблема – тексты учебников. Министерство образования вывешивает их у себя на сайте, но только по частям. Возникают ситуации, когда все опубликованные главы уже пройдены, а новых нет, как и бумажных версий.

Останется ли сотрудничество фирмы и двух школ частным экспериментом или электронную книжку сможет получить любой харьковский ученик? Ответа на этот вопрос в городском Департаменте образования нет. Каких-либо отчётов в Министерство образования ещё тоже не передавали. Чтобы сделать выводы об итогах эксперимента, прошедших двух месяцев недостаточно, считает директор Департамента образования Ольга Деменко. Итоги городские чиновники будут подводить в начале 3-й четверти.

Украинские перспективы

Но чиновники и на государственном уровне заявляли - рано или поздно электронная книжка придёт в каждую школу. Напомним, ранее обеспечение школьников электронными книгами чиновники называли в числе национальных проектов, финансировать которые будут совместно государство и частные спонсоры.

19 февраля 2010 года в Киеве прошла презентация первого электронного учебника, специально разработанного под школьные нужды фирмой PocketBook. Он в карман не поместится – размером фактически с лист А4, экран – 9,7 дюймов (около 25 см.) в диагонали, весит около полукилограмма. Стоит – 400 долларов (для сравнения, «харьковские» - около 160). Партию таких учебников – также в рамках эксперимента - в прошлом учебном году выдавали 10-классникам столичного колледжа им. Сухомлинского, сообщает портал Хvatit.com. Они «участвовали» в его разработке – тестировали и более ранние версии «покетбука».

Вопросом выхода электронных книг в школах за рамки единичных экспериментов занимался киевский Институт инновационных технологий и содержания образования. Там разработали подробный план проекта, рассказал первый заместитель директора Института Валерий Доний. По словам Дония, пилотному проекту «Электронная книга – образованию» необходима разработанная и утверждённая государственная программа внедрения. Кроме того, внедрение электронных учебников потребует корректировки законодательства. Разработкой новых и изменением действующих законодательных актов, по мнению спеиалистов, должны заняться Министерство здравоохранения, Министерство промышленной политики и Министерство финансов.

Начать широкомасштабный пилотный проект, считают специалисты, возможно с I квартала 2011 года. Проект предполагает тестирование «ридеров» школами разных регионов страны и различными научно-исследовательскими учреждениями – Институтом психологии им.Г.С.Костюка, Институтом гигиены и медицинской экологии им.О.М.Марзеева, и другими.

Эти предложения, говорит Доний, поданы на рассмотрение Кабмину. Если правительство их поддержит - Министерство образования и науки займётся проектом. Но когда Кабмин их рассмотрит и даст ответ - сейчас точно сказать нельзя.

Мировой опыт

Ближайший сосед – Россия – к электронным учебникам также подбиралась. Осенью этого года около 500 «ридеров» должны были попасть в несколько школ на тестирование, писало Издание CNews. Прототип «читалок» предоставила украинская компания PocketBook, дорабатывало его совместное российско-украинское предприятие. Устройство с экраном размером со страницу учебника должно было называться «Дигитека».

Однако в проект вмешались издатели, печатающие обычные бумажные учебники. Телекомпания НТВ цитирует в своём сюжете от 1 сентября коллективное письмо издателей тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: «Безнравственно проводить эксперимент над московскими школьниками. Длительное взаимодействие с ридером может быть угрозой психическому здоровью ребенка. Нивелирование роли традиционной книги может привести к разрушению культурного стандарта, связанного с ролью книги в интеллектуальном и личностном развитии человека».

Прочитав письмо, мэр постановил: эксперимент остановить. Как заявлял тогда спикер Мосгордумы Владимир Платонов, - это ещё не окончательное решение, а «осторожный, внимательный подход к новой проблеме, которая сейчас на федеральном уровне никак не решается».

Электронные учебники в московских школах всё-таки появились – но другие, и без громких презентаций. Используют устройства, разработанные компанией Samsung, 6-классники в пяти школах только на одном уроке – «Обществознании», пишет Pro-books. Аналогичные, сообщает Газета.ру, попали в шестые классы двух школ в Челябинской области.

Япония начинает проект замены обычных учебников на электронные под названием «Школа будущего» в этом году, сообщил ряд СМИ со ссылкой на Agence France-Presse. С октября в рамках проекта десять начальных школ оснастили планшетами для учеников и интерактивными классными досками. Проект ориентирован на детей до 12 лет, знакомых с цифровыми технологиями с рождения. Оборудование для проекта произведено компаниями Toshiba и Fujitsu. В случае успеха программы Министерство образования Японии планирует увеличить число школ-участниц до 50 в следующем году.

По информации Александра Барладина, директора киевского Института инновационных технологий, в Китае, Индии и ряде европейских стран замена бумажных учебников электронными уже идёт, пишет журнал Weekly.ua. Однако используют при этом ученики не «ридеры», а школьные нетбуки по цене от 150 долларов. По мнению Барладина, это гораздо эффективней – «букридеры», уверен он, могут обеспечить лишь 20% требований к электронному учебнику.

«По нашему мнению, Украина поторопилась, ни в одной стране мира ридер не является школьным устройством. Главная претензия — у него нет возможности отображения цвета, и изучать историю, географию, анатомию, где много иллюстраций, карт, невозможно. Кроме того, сегодня в школах более 1,5 млн. компьютеров, 14 тыс. компьютерных классов, мультимедийных досок, для которых программное обеспечение «ридера» не подходит», - говорит Барладин.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru