03.12.2010
Сергей Анурьев ("ЛитРес") об электронном книгоиздании
"ЛитРес" - компания, занимающаяся легальными продажами электронных книг, образованная создателями электронных библиотек FictionBook.lib, Альдебаран, Litportal, Bookz.ru и Фэнзин в 2006 году. Что поменялось с той поры? И как наступающий бум электронных книг скажется на судьбе книгоиздания в России? Об этом "Компьютерра" беседует с генеральным директором "ЛитРеса" Сергеем Анурьевым.
- Расскажите, пожалуйста, какие изменения в компании "ЛитРес" и отрасли в целом произошли с 2007 года и до сегодняшнего дня?
- В 2007 году рынка в полноценном понимании этого слова не было. Не очень результативен опыт "КМ Онлайн", который предлагал лицензионный ассортимент до тысячи наименований и платил авторам, исходя не из количества купленных их книг, а желания руководства.
Прошло всего лишь три года, а изменилось практически все. Если в 2007 году портфель электронных книг наших ключевых поставщиков АСТ и "Эксмо" насчитывал до ста позиций, то сегодня их количество увеличилось и составляет порядка восьми тысяч позиций у каждого партнера. Здесь сложно назвать точные данные, но цифры увеличились в разы.
Сам старт-проект электронные книги был обсуждаем и неоднозначен в понимании, потому что предлагалось платить за книги, а тут вокруг пираты и вообще, зачем это нужно?
Пользователь понимает, что есть платные и пиратские модели, и он сам выбирает, какие книги он будет читать: лицензионные или пиратские. В целом, резонанса приобретения электронных книг за деньги не происходит ни у автора, ни у потребителя, то есть это стало привычным подходом.
Нужно понимать, что на момент 2007 г. за рубежом из аналогичных проектов был только www.ebooks.com. Но о нем было известно только в среде продвинутых специалистов. Книги на ebook.com были представлены на английском языке, и это было отнюдь не массовое явление.
С тех пор произошло множество изменений. Осенью 2007 года вышел первый Amazon Kindle; затем - 2008, 2009, 2010 - это уже Apple. На тот момент, когда проекту был дан старт, всех этих устройств не было.
В мировом и отечественном сознании, которое ориентировано на восприятие всего через какие-то зарубежные аналоги, продажа электронных книг - это была странная затея. И после того как мы вышли на рынок со своим проектом, Amazon, Barnes&Noble, Apple на мировом рынке, сознание изменилось и люди поняли, что это вполне нормальный бизнес.
С точки зрения потребителя тоже произошло много изменений: если б в 2007 году какой-нибудь пассажир метро достал читалку, это был бы нонсенс. Сейчас, по моим оценкам, треть пользуются для чтения в метро, либо телефоном, либо ридером, либо другим устройством для чтения. Пользователи шагнули в эту сторону прогресса. То есть в 2007 году рынка не было вообще, а теперь он есть и активно развивается. Изменения эти произошли за какие-то два-три года.