Издательский Совет Русской Православной Церкви: Читающий школьник: мечта или реальность?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Читающий школьник: мечта или реальность? 15.10.2010

Читающий школьник: мечта или реальность?

Современные родители чуть не в голос сетуют: дети не читают книг, отдают предпочтение телевидению, интернету, компьютерным играм. Наша самая читающая некогда нация стремительно сдает позиции. Читающий человек сегодня вызывает скорее не уважение, а удивление. Победить эту позорную ситуацию в глобальном плане едва ли возможно в ближайшие годы, но все же в каждой отдельно взятой семье вполне реально привить детям любовь и навыки чтения. О том, как это сделать, спросили у профессионалов – педагога и психолога, а также у родителей и, конечно, самих подростков.

Не надо заставлять!

Учитель литературы и одновременно директор НОУ СОШ «Перспектива» Эльвира Радченко:

– Согласна, сейчас трудно встретить подростка читающего. В лучшем случае постигают книги с помощью аудио- или видеозаписей. Но в принципе имеются рычаги, благодаря которым можно заставить школьников читать. Самое главное – заставлять детей читать не надо. Надо вдохновлять. Приучать к чтению следует с малых лет, понемногу. И больше общаться с детьми во время занятий, а не просто уроки преподавать.

Например, на литературе в десятом классе мы с детьми Достоевского проходили, «Преступление и наказание». Материал сложный. Но я не просто читать произведение их призывала. Мы еще и обсуждали его совместно: «Почему Раскольников лишил жизни Лизавету, ведь у него было намерение только старуху-процентщицу убить?» И один ученик мне ответил мудрую вещь, считаю: «Первое преступление сделаешь, а второе уже намного легче». Достоевский принес в жертву героиню Лизавету, чтобы донести до читателя эту мысль... Вот за эту самостоятельность мышления надо обязательно ребенка поощрить! Пятеркой ли, восхищением – как угодно. Важно дать понять, что задумываться, размышлять над произведением великого классика – благо.

И постепенно интерес у ребят разгорается. Они уже сами начинают вопросы задавать: «А зачем двойники у Достоевского?» Как вариант: писатель использовал этот художественный прием, чтобы подчеркнуть двойственность человеческой натуры. Но, повторяю, учитель должен организовать урок так, чтобы школьники сами размышляли над прочитанным. Никаких готовых ответов и заученных интонаций не должно быть. Дети мгновенно чувствуют эту фальшь.

Современные дети к компьютеру приучены. Это мы ощущаем и на уроках: школьникам нужна быстрая смена картинки. Монотонность их быстро утомляет. Поэтому, если я вижу, что ученики устали, отвлекаются, могу развеселить их чем-то или что-то рассказать. Скажем, про Петербург. Это ведь тоже «действующее лицо» в романе Достоевского. Этот город он очень любил. Можно и открытки показать, слайды. В обсуждении постоянно должна быть интрига! Нужен элемент игры. Постепенно дети вслушиваются, начинают читать сами, пытаются понять прочитанное. И постепенно постигают мысль писателя, постигают истину.

Начальник отдела центра профилактического сопровождения «Компас» администрации Челябинска Елена Борискина:

– Спору нет, приучить ребенка к чтению в настоящее время непросто. И начинать родителям необходимо прежде всего с себя. Личный пример играет важнейшую роль. Если в доме нет книг, отсутствует библиотека, призывы к чтению будут казаться ребенку, мягко говоря, лукавством с вашей стороны. Он просто не поверит, что читать интересно и полезно.

Самое главное: ни в коем случае не наказывайте чтением! Иные родители заявляют: «Ты слишком долго сидишь за компьютером, поэтому постановляю: с двух до трех теперь будешь читать каждый день». Это ничего не даст, лишь сформирует негатив по отношению к книгам. Сын или дочь так и будут по жизни воспринимать это как тяжкое наказание.

Приучать к чтению надо с самого малолетства, чтобы это вошло в привычку. Понемногу читать детские книжки малышу можно еще до годовалого возраста по пять-десять минут несколько раз в день. Обращать его внимание на яркие картинки. В более старшем возрасте ежедневно читайте ему сказки перед сном.

Многие дети читать просто ленятся. В таком случае приучить можно, начав читать ему занимательную повесть и остановившись на самом интересном месте. Природное любопытство возьмет верх над ленью! Ребенок захочет узнать продолжение истории, прочитав ее самостоятельно.

Наиболее трудно поддаются воспитанию, как известно, подростки. Помню, приходила ко мне на прием мама, которая в пылу борьбы с компьютером вырвала все проводки и сломала машину. Так она хотела уберечь своего сына-подростка от чрезмерного увлечения компьютером и интернетом. Но чего в итоге добилась? Да ничего хорошего. Конфликт с сыном усугубился. Она спровоцировала своими действиями вспышку ненависти, ожесточения – по отношению к себе.

Всегда надо стремиться найти компромисс! Вспоминаю такой пример. Мне об этом рассказывал уже взрослый человек. Когда-то его мать пыталась отучить его слушать рок-музыку. Слишком громко, звуки не гармоничные... Но подросток стоял на своем. Начались конфликты. Что тогда сделала мудрая мама? Вовремя поняв, что может потерять контакт с сыном надолго, а то и навсегда, она стала... сама слушать рок-музыку. Собирала и вырезала заметки для сына о рок-музыкантах, обсуждала с ним новые пластинки и даже ходила вместе с ним на концерты. Хотя, повторяю, воспитана была на совсем другой музыке, предпочитала классику.

Мой вполне взрослый собеседник утверждал, что с матерью у него сохраняются прекрасные отношения. Он до сих пор утверждает, что никто так не способен понять его, как его мама. Разве это не высшая похвала для любого родителя?

Можно еще попробовать как вариант аудиокниги. В принципе хорошая вещь. Только следует помнить, что большие объемы видео- и аудиоинформации вызывают негативные последствия: рассеянное внимание, угнетение способности к последовательному рассуждению. Психологические исследования показали, что человек, привыкший получать информацию преимущественно в форме видеофильмов, не проявляет склонности к логическому мышлению, у таких детей не развивается фантазия (зато фантазией щедро одариваются те, кто читает книги).

Дорогие родители, повторяю, ищите пути взаимодействия со своими детьми. Особенно это касается подростков. Существует, например, такое понятие – хакерская поэзия. Чем не тема? Конечно, не всё в этой поэзии идеально, но можно выбрать несколько интересных стихотворений и обсудить это новое литературное явление с подростком. Вы приподниметесь в его глазах, будете казаться уже не таким заскорузлым и непродвинутым. Наоборот.

Напоследок несколько советов. Собирайте детскую библиотеку. Регулярно приобретайте (или меняйтесь, берите в библиотеке) новые книги, предлагайте их вниманию ребенка. Если в вашей семье нет традиции вечернего чтения вслух, можно попробовать ее завести. Как можно больше читайте сами и следите за успехами своего ребенка в чтении. Хвалите его за каждую серьезную удачную попытку. Если с книгами все же не получается, попытайтесь приобщать к чтению через журналы. Выпишите несколько журналов для подростков. Их сейчас большое разнообразие. Например, «Ровесник», Bravo, Yes, Rolling Stone, Elle-Girl.

И система «полетела»...

Для полноты картины я опросила нескольких родителей и подростков о роли в их жизни чтения и компьютера с интернетом. Достоверность гарантирована: ответы были весьма откровенными. Так что судите сами.

33-летний экономист, мама 12-летней девочки Маши Наталья:

– Дочь часами просиживала перед монитором. Играла в разные игры: «Приключения на ранчо», «Дворец для Золушки», «Трое из Простоквашино», «Показ мод»... Мы с мужем забили тревогу: надо что-то делать, как-то ребенка от этого занятия отваживать! А потом, считаю, сама судьба подсказала выход. Загрузила как-то Маша очередную игру. Сделала это, по-видимому, некорректно. И вся система «полетела». Мы ей сказали: «Система полетела из-за твоих игр. Так что, извини, но игры отменяются». Пока это работает. Не знаю, как дальше будет.

40-летний специалист по PR, мать 16-летней Александры Елена:

– Компьютер у нас несколько месяцев назад сломался, поэтому проблема с интернетом решилась сама собой. Дочь вместе с друзьями пыталась его сделать. Но никак. Читает она много, потому что собралась на филологию. Даже скучного Гончарова и еще что-то из русской классики читает. Покупает и современных авторов в мягкой обложке. Читает чаще по ночам. Что касается современных авторов, то она их и мне предлагает.

45-летний администратор, отец 16-летнего Георгия Павел:

– Мой сын читал запоями, пока в доме не появился компьютер. Теперь он не отходит от компьютера. И учебу забросил, и книги. Пытались с женой бороться: не оплачивали интернет, «ломали» компьютер. Результат: истерики, угрозы уйти из дома, бросить школу и даже... покончить с собой. Мы с женой много работаем, нам нужен покой и чувство уверенности, что дома все нормально. Поэтому выбрали из двух зол наименьшее. Оставили его наедине с компьютером. Только интернет, например, он у нас теперь «покупает». Мы говорим: будешь учиться – будет интернет, не будешь учиться – привет.

Школьник Валерий, 17 лет:

– Я много книг читаю! Что к нашему поколению все придираются?.. В среднем по три книги в месяц. Последняя из прочитанных – Дэн Симмонс, «Террор». Интересная история, про британских мореплавателей. Я много читаю и в самом интернете. Там, между прочим, и книги можно найти – в большом разнообразии. Мама не запрещает мне сидеть в интернете. Потому что это такой же нонсенс, как запретить смотреть телевизор, слушать радио, разговаривать по телефону... Это явления одного порядка. Против прогресса не попрешь!

Школьница Светлана, 15 лет:

– Моя мама слишком занята, у нее свое дело, поэтому она не особенно следит, читаю ли я. Только спрашивает, делаю ли я уроки. Но я читаю. В основном по программе. Ни на что другое времени не остается. Только в каникулы можно немного расслабиться и почитать что-нибудь для души. Например, книги Пауло Коэльо. Отучать детей от компьютера, я считаю, не надо. Это часть жизни современного общества! К тому же компьютер реально помогает в учебе. В интернете без проблем можно найти реферат, сего помощью подготовиться к уроку, к экзамену. Я ежедневно пользуюсь компьютером. Прихожу из школы, сажусь за компьютер, на два часа. Потом делаю уроки и снова за комп, еще на два часа. Сижу в социальных сетях, играю в компьютерные игры. И что такого? Это возможность пообщаться со многими людьми, показать себя.

Естественный процесс

Какой вывод можно сделать в итоге? Чтение – это прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать. Причем самому выбирать, без учителей и без родителей. Чтение – это вообще личное дело. В нем мы ищем и в какой-то мере отражаем себя. Книги имеют большое количество достоинств. Но есть множество других способов познавать мир, развивать воображение: игра, музыка, живопись, кино... И интернет, как бы его ни проклинали иные родители. Это стоит понять, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом и чтобы понимание между нами, родителями и нашими детьми, не испарилось под воздействием слишком притягательного интернета.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru