04.10.2010
Книга воспитывает с детства
30 сентября работники библиотек отмечали свой профессиональный праздник. Корреспондент «Кочегарки» встретился с библиотекарем детской библиотеки-филиала № 15 Т. В. Ищенко.
– В нашей семье всегда любили книгу, – говорит Татьяна Васильевна. – Для меня лично настоящим переворотом в душе стала «Дикая собака Динго». Это повесть о первом светлом и возвышенном чувстве, которая никого не оставляет равнодушным. Особенно подростков. Помню, как мы с подругами передавали ее друг другу по очереди. Идем вместе в библиотеку, одна сдает книгу, а другая – сразу же ее берет. А потом все вместе ее обсуждаем. И вообще, в те годы мы читали запоем, можно сказать.
– А были ли еще книги, которые как-то повлияли на ваше восприятие жизни, отношения с другими людьми?
– Конечно, но перечислять можно долго. Мне кажется, что каждому возрасту соответствует своя книга. Во всяком случае, со мной было именно так. В определенном возрасте настоящим открытием для меня стали «Мадам Бовари» Флобера, «Красное и черное» Стендаля, «Джен Эйр» Ш. Бронте... Через всю жизнь прошли со мной произведения Т. Шевченко и Л. Украинки. И все они в той или иной мере помогли моему становлению как личности.
– Сегодня считается, что дети стали меньше читать и вообще не очень-то любят книгу. Так, глядишь, скоро и библиотеки изживут себя…
– Это не так, молодежь так же читает книги, но с существенной поправкой – в основном те, которые надо прочитать по школьной программе. Видимо, сказывается компьютеризация общества. Говорят, мол, в интернете можно все найти. Не все! Да и к тому, что там найдешь, надо относиться критически – слишком много ошибок, искаженных фактов. В общем, надо проверять. А по чем? Конечно, по книге. Но главное – не это. Беря в руки книгу, ты как будто берешь в руки живое существо. Ничто не сможет заменить любимую книгу, с которой ты не только расширяешь свой кругозор, размышляешь над прочитанным. Не говорю уже о нравственном воздействии, которое она несет. Именно книга воспитывает культуру. А каков уровень культуры, таково и общество.
– Как известно, библиотечные фонды постепенно истощаются, а новых поступлений мало...
– Поступлений, конечно, меньше, но, к примеру, произведений русской классики у нас достаточно, чего нельзя сказать об украинской. Много поступает справочной и учебной литературы, энциклопедий и т. п., меньше – книг современных авторов.
– Как приучить ребят к книге, заинтересовать их чтением?
– Надо приучать с детства. Читать вместе с ними и обсуждать их. Известно, что личный пример наиболее действенный. Поэтому у нас есть даже такая форма работы, как семейное чтение. Нередко потом слышишь от родителей, что в ходе чтения даже они, бывает, открывают для себя что-нибудь новое. А в дальнейшем надо выбирать для детей те книги, которые их могут заинтересовать.
– Но не всегда родители могут это сделать…
– Тогда на помощь приходит библиотекарь. Беседуем с ребятами, выясняя круг их интересов, рекомендуем ту или иную книгу. Если у ребенка уже сложился интерес, например, к исторической или технической литературе, стараемся постепенно расширить их кругозор.
– Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, библиотекарь?
– Профессионализмом и добротой. Особенно последним. Ведь дети тянутся только к доброму человеку. А отсюда – и их путь к книге, духовным богатствам человечества.